Решение б/н - от 19 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-118/2021

о признании жалобы обоснованной

 

19.02.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Иксмэил» (далее – ООО ГК «Иксмэил», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Центральное конструкторское бюро автоматики» (далее – АО «ЦКБА», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по доставке груза (извещение № 32109929817 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос котировок, закупка),

в присутствии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № 3 от 15.02.2021, личность удостоверена паспортом);

при участии представителей Ответчика: <...> (доверенность № 135 от 19.10.2020, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 16 от 08.02.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 11.02.2021 № 1347э), который полагает, что заявка Общества на участие в запросе котировок была необоснованно отклонена Заказчиком, тем самым, АО «ЦКБА» нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Согласно протоколу рассмотрения заявок № 68 от 04.02.2021 на участие в закупке поступило две заявки, в том числе заявка ООО ГК «Иксмеил».

По результатам рассмотрения заявок, представленных на участие в закупке, заявка ООО ГК «Иксмеил» не допущена к участию в запросе котировок, в связи с её несоответствием требованиям, указанным в пункте 6 извещения запроса котировок, а именно: подпункту 6.1 (отсутствует возможность бесплатного хранения груза на складе транспортной компании – не менее 3-х рабочих дней с момента прибытия груза), подпункту 6.5 (отсутствует наличие терминалов и складских помещений).

Заявитель отмечает, что в извещении запроса котировок не было указано, каким образом участники закупки должны подтвердить выполнение требований, установленных в пунктах 6.1 – 6.10 извещения запроса котировок.

Общество предоставило в составе своей заявки все требуемые документы, указанные в пункте 14.1 извещения запроса котировок. Также им были заполнены и предоставлены в составе заявки по установленной форме документы, указанные в пункте 14.2 извещения запроса котировок, в том числе заявка на участие в запросе котировок (форма 1 приложения № 1 к извещению запроска котировок).

В пункте 2 заявки, заполненной по форме № 1 приложения № 1 к извещению запроска котировок, Общество указало: «настоящей заявкой мы выражаем своё согласие на оказание услуг по доставке груза в точном соответствии с условиями, предусмотренными проектом договора».

В извещении о проведении закупки не предусмотрены требования о предоставлении каких-либо иных документов, кроме документов, установленных пунктами 14.1, 14.2 извещения запроса котировок.

Таким образом, Обществом были представлены все требуемые документы, а также было выражено согласие на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных проектом договора. Соответственно, Заявитель считает, что действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки ООО ГК «Иксмэил», противоречат Закону о закупках.

На основании изложенного Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать АО «ЦКБА» предписание об устранении нарушений действующего законодательства, в том числе об отмене протокола рассмотрения заявок № 68 от 04.02.2021, протокола подведения итогов № 83 от 09.02.2021.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 12.02.2021 № 05-1280 АО «ЦКБА» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 19.02.2021 представители Заказчика с доводами жалобы Общества не согласились и пояснили следующее.

Требования Заказчика, установленные в пунктах 6.1 – 6.10 извещения запроса котировок, перечислены в разделе 2 проекта договора (приложение № 3 к извещению запроса котировок).

В соответствии с пунктом 15.3 извещения запроса котировок заявка на участие в закупке должна содержать: предложение участника запроса котировок о цене договора, согласие участника запроса котировок на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок, а также иную информацию и документы, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок.

Согласно пункту 3 статьи 20 Положения о закупке товаров, работ услуг                            АО «ЦКБА», утвержденного советом директоров АО «ЦКБА» протоколом № 86 от 16.11.2018 (далее – Положение о закупке), в документации (извещении) о проведении закупки должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

То есть потребности АО «ЦКБА» являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Доставка грузов в адрес АО «ЦКБА» осуществляется в разное время (рабочее/нерабочее), кратковременное бесплатное хранение прибывшего груза в складских помещениях транспортных компаний является одним из обязательных условий на оказание услуг по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) отправлений.

АО «ЦКБА» является предприятием, выпускающим продукцию в рамках исполнения государственного оборонного заказа, въезд и выезд автотранспорта, не принадлежащего АО «ЦКБА», требует специального разрешения. Для удобства работы АО «ЦКБА» вывоз продукции до терминала транспортных компаний Заказчик осуществляет собственным грузовым/легковым автотранспортом.

Вместе с тем, офис транспортной компании Заявителя расположен в жилом доме по адресу: г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 10 А. Отсутствие площадок для маневрирования и стоянки грузового и легкового автотранспорта создает препятствия для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Отсутствие информации о наличии в г. Омске складского помещения и его адрес, что лишает возможности осуществлять бесплатное хранение прибывшего груза в адрес АО «ЦКБА» в нерабочее время на складе транспортной компании – не менее трех рабочих дней с момента прибытия груза.

В соответствии с пунктом 19 статьи 32 Положения о закупке заявки участников закупки отклоняются закупочной комиссией при рассмотрении в случае наличия в составе заявки недостоверных сведений. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке, несоответствия участника закупки требованиям извещения о проведении запроса котировок, такой участник закупки отстраняется от участия в проведении запроса котировок на любом этапе его проведения (пункт 21 статьи 32 Положения о закупке).

Таким образом, Заказчиком не было допущено нарушений требований Закона о закупках и действующего антимонопольного законодательства при проведении запроса котировок.

На основании изложенного, АО «ЦКБА» просит признать жалобу необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 27.01.2021 официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок.

Согласно извещению № 32109929817 о проведении запроса котировок дата начала и окончания срока подачи заявок: с 27.01.2021 по 03.02.2021.

Дата рассмотрения заявок – 04.02.2021. Дата оценки предложений участников и подведения итогов закупки – 09.02.2021.

Начальная (максимальная) цена договора: 1 900 000 с учетом НДС.

Из протокола рассмотрения заявок запроса котировок в электронной форме № 68 от 04.02.2021 следует, что на участие в закупке поступило 2 заявки по результатам рассмотрения которых, участник № 8047 (ООО ГК «Иксмэил») не допущен к участию в запросе котировок.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме № 83 от 09.02.2021 Заказчиком принято решение о заключении договора единственным участником № 9869.

Уведомлением Омского УФАС России от 12.02.2021 № 05-1280 запрос котировок приостановлен.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО ГК «Иксмэил», представленные АО «ЦКБА» документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействия) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействий) может осуществляться только участниками закупки, подавшими заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при организации и проведении запроса котировок руководствовался утвержденным Положением о закупке.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках запрос котировок в электронной форме является одним из способов проведения конкурентных закупок.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе:

  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
  • требования к участникам такой закупки.

В силу пунктов 2, 6, 6.1 – 6.10 извещения запроса котировок по итогам закупки Заказчик планирует заключить договор на оказание услуг по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) отправлений адресатам, а так же получать отправления у 3-х лиц и обеспечивать их доставку до места указанного Заказчиком.

Бесплатное хранение груза на складе транспортной компании – не менее 3-х рабочих дней с момента прибытия груза.

Перевозка груза весом от 1 кг, а так же негабаритного груза весом более 500 кг.

Доупаковка груза, обеспечивающая его полную сохранность на весь срок транспортировки.

Прием груза: по количеству мест или по накладным на груз с полным контролем вложений.

Наличие филиала (офиса) в г. Омске и на территории РФ, действующих от имени транспортной компании, терминалов и складских помещений.

Предоставление индивидуальных менеджеров.

Наличие официальных сайтов, прайс-листов, калькуляторов и т.д. для получения информации о перечне грузов принимаемых и не принимаемых к перевозке, ценах на оказываемые услуги в российских рублях (с учетом НДС), направлениях доставки грузов и другую необходимую информацию.

Исполнитель обязуется по запросу клиента предоставлять ему информацию о местонахождении принятого к пересылке отправления и о вручении его получателю.

Исполнитель должен действовать в соответствии с ФЗ-87 от 30.06.2003                            «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Страхования груза по потребности.

Аналогичные положения установлены в разделе 2 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения запроса котировок.

Согласно пункту 10.4 извещения запроса котировок требования к участникам конкурентной закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, определяются АО «ЦКБА» в извещении о проведении запроса котировок.

Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установлены в пунктах 14.1 – 14.9 извещения запроса котировок. Так, согласно пункту 14.2 извещения запроса котировок первая часть заявки должна содержать все заполненные по установленной форме документы в соответствии с приложением № 1 к извещению запроса котировок, а именно: заявку на участие в запросе котировок (форма 1), анкету участника (форма 2), информационное письмо о наличии у участника связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками Заказчика (форма 3).

В соответствии с пунктами 15.3, 15.4 извещения запроса котировок заявка на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, должна содержать:

1. Предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора.

2. Предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме:

2.1. На выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг).

2.2. На поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и в отношении которого в таком извещении в соответствии с требованиями части 5 статьи 19 Положения о закупке, содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам проведения запроса котировок в электронной форме.

2.3. На поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным данным извещением (в случае, если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора.

2.4. Иную информацию и документы, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

Котировочная заявка должна быть оформлена по форме согласно приложению № 1, и должна сохранять свое действие в течение срока, указанного участником в письме о подаче оферты.

Согласно протоколу рассмотрения заявок запроса котировок в электронной форме № 68 от 04.02.2021 ООО ГК «Иксмэил» (участник № 8047) не допущен к дальнейшему участию в запросе котировок в соответствии с пунктом 1 части 19 статьи 32 Положения о закупке, поскольку заявка Общества не соответствует требованиям, указанным в пункте 6 извещения запроса котировок:

– подпункт 6.1: отсутствует возможность бесплатного хранения груза на складе транспортной компании – не менее 3-х рабочих дней с момента прибытия груза;

– подпункт 6.5: отсутствует наличие терминалов и складских помещений.

В силу пункта 1 части 19 статьи 32 Положения о закупке заявки участников закупки отклоняются закупочной комиссией Заказчика при рассмотрении в случае непредставления в составе заявки документов и сведений, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

При этом отклонение котировочной заявки по иным основаниям, не указанным в части 19 статьи 32 Положения о закупке, не допускается (часть 20 статьи 32 Положения о закупке).

Аналогичные положения содержатся в подпункте 1 пункта 16.4 извещения запроса котировок.

Проанализировав заявку ООО ГК «Иксмэил» (участник № 8047), поданную на участие в запросе котировок, Комиссией установлено, что Обществом в составе первой части заявки представлены, в том числе следующие документы: заявка на участие в запросе котировок (форма 1 приложения № 1 к извещению запроса котировок), анкета участника запроса котировок, оформленная по форме 2 приложения № 1 к извещению запроса котировок.

Так, из пункта 2 заявки на участие в запросе котировок (форма 1 приложения № 1 к извещению запроса котировок) следует, что данной заявкой Общество выражает свое согласие на оказание услуг по доставке груза в точном соответствии с условиями, предусмотренными проектом договора.

В пункте 9 анкеты участника запроса котировок (форма 2 приложения № 1 к извещению запроса котировок) ООО ГК «Иксмеил» указаны филиалы (перечислены наименования, фактическое местонахождение и почтовые адреса), в том числе филиал (офис), расположенный в городе Омске по адресу: проспект Карла Маркса, 10 А.

Как указывает Ответчик в своих пояснениях, поскольку офис транспортной компании ООО ГК «Иксмеил» расположен в жилом доме, отсутствуют площадки для маневрирования и стоянки грузового и легкового автотранспорта, что создает препятствия для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Кроме того, отсутствовала информация о наличии в городе Омске складского помещения и его адрес.

Таким образом, Заказчик пришёл к выводу, что заявка Общества не соответствует требованиям, установленным в пунктах подпункт 6.1, 6.5 извещения запроса котировок.

Комиссия, проанализировав Положение о закупке, извещение запроса котировок, заявку Общества, приходит к выводу, что Заказчиком принято неправомерное решение об отказе в допуске ООО ГК «Иксмэил» к дальнейшему участию в закупке по основанию, установленному в пункте 1 части 19 статьи 32 Положения о закупке.

Комиссия считает, что Обществом в составе заявки на участие в запросе котировок представлены все документы и сведения, предусмотренные извещением запроса котировок. В анкете участника запроса котировок указаны филиалы (офисы), действующие от имени транспортной компании, как того требовала форма 2 приложения № 1 к извещению запроса котировок. При этом извещением запроса котировок не предусмотрено представление участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника закупки терминалов и складских помещений, расположенных на территории города Омска.

Кроме того, Заказчиком в извещении запроса котировок не устанавливались требования относительно места расположения филиала (офиса), терминалов и складских помещений на территории города Омска, а также не предъявлялись дополнительные требования к техническому оснащению данных терминалов и складских помещений.

На основании вышеизложенного, Комиссия признает данный довод Заявителя обоснованным.

Комиссия считает необходимым отметить, что в заявке ООО «Даймэкс-Краснодар» (участник № 9869), в том числе в формах 1, 2 приложения № 1 к извещению запроса котировок, также отсутствовали сведения о наличии в городе Омске терминала, складского помещения.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Иксмэил» (ИНН 2466241301, ОГРН 1112468035910, юридический адрес: 660017, Красноярский край, город Красноярск, улица Обороны, дом 3, помещение 25, офис 303, кабинет № 2) на действия акционерного общества «Центральное конструкторское бюро автоматики» (ИНН 5506202219, ОГРН 1085543005976, юридический адрес: 644027, Омская область, город Омск, проспект Космический, 24 А) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по доставке груза (извещение № 32109929817).

2. Выдать акционерному обществу «Центральное конструкторское бюро автоматики» предписание об устранении выявленных Комиссией Омского УФАС России нарушений, путем:

– отмены протокола рассмотрения заявок запроса котировок в электронной форме                   № 68 от 04.02.2021, протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме № 83 от 09.02.2021:

– повторного рассмотрения заявки общества с ограниченной ответственностью Группа компаний «Иксмэил» на участие в запросе котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора по доставке груза (извещение  № 32109929817).

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                      <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны