Решение б/н по жалобе ООО "СЭРС" на действия Министерства строительства ... от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-203/2019

о признании жалобы обоснованной

 

26.03.2019                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                       от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «СЭРС» (далее - ООО «СЭРС», Общество, Заявитель) на действия Комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по проведению предварительного отбора (далее – Комиссия Министерства) при проведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области (извещение № 015220000221900005 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – предварительный отбор),

в присутствии представителей Заявителя – <...> (решение единственного участника Общества № 3 от 13.09.2017, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 1 от 13.01.2019, личность удостоверена паспортом),

при участии представителей Министерства – <...> (доверенность б/н от 26.03.2019, служебное удостоверение № 186), <...> (доверенность б/н от 26.03.2019, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность б/н от 26.03.2019, личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 2581 от 18.03.2019), который полагает, что комиссия по проведению предварительного отбора неправомерно отказала ООО «СЭРС» во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Заявитель указывает, что 13.03.2019 на торговой площадке utp.sberbank-ast.ru был опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе № 27-С/ПР 2019, в котором указано, что ООО «СЭРС» «отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций. Заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения и пунктом 14 документации, а именно: предоставленные документы не подтверждают наличие минимального количества квалифицированного персонала у участника предварительного отбора (у одного из двух сотрудников отсутствуют копии сертификатов (удостоверений) и аттестатов)».

Общество указывает, что в подтверждение минимального квалифицированного персонала у участника в составе заявки ООО «СЭРС» были представлены документы следующих специалистов: главного инженера <...> (копия диплома, копия трудовой книжки), инженера <...> (копия диплома, копия трудовой книжки, копия удостоверения повышения квалификации).

По мнению Заявителя, отсутствие удостоверения о повышении квалификации <...> не противоречит действующему законодательству и требованиям документации о проведении предварительного отбора.

Согласно части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства на основании заявления такого лица при условии его соответствия минимальным требованиям, в том числе повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

<...> соответствует требованиям градостроительного законодательства, что подтверждается включением 31.10.2018 данного специалиста в национальный реестр специалиста в  области строительства НОСТРОЙ. Кроме того, дата выдачи диплома <...> – 30.06.2015, а принят на работу в ООО «СЭРС» данный специалист 30.07.2015, то есть повышение квалификации <...> не требуется до 30.06.2020.

На основании изложенного, Заявитель считает, что отказ Комиссии Министерства во включении Общества в реестр квалифицированных подрядных организаций является необоснованным.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 19.03.2019 № 05-2631 Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее – Министерство, Ответчик) представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 26.03.2019 представители Ответчика с доводами жалобы Общества не согласились и пояснили следующее.

Подпунктом «б» пункта 38 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение), при проведении предварительного отбора установлено требование о наличии у участника копий трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Во исполнение указанного требования Положения в пункте 14 документации о проведении предварительного отбора установлено требование о наличии у участника предварительного отбора копий трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Комиссия по проведению предварительного отбора при принятии решения об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций руководствовалась подпунктом «б» пункта 53 Положения, в котором предусматривается, что несоответствие заявки требованиям пункта 38 Положения является основанием для отказа во включении участника в реестр квалифицированных подрядных организаций, при этом, Положение не содержит случаев, при которых требования пункта 38 Положения могут не применяться к участнику предварительного отбора.

На основании изложенного, представитель Ответчика просит признать жалобу ООО «СЭРС» необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 04.02.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru (извещение № 015220000221900005), на официальном сайте Министерства mszhk.omskportal.ru и на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – АСТ» sberbank-ast.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» были размещены извещение и документация о проведении предварительного отбора.

В соответствии с разделом 1 документации о проведении предварительного отбора предметом предварительного отбора является предварительный отбор подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области согласно подпункту «а» пункта 8 Положения.

Прием заявок на участие в предварительном отборе осуществлялся Министерством с 05.02.2019 по 27.02.2019. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе – 11.03.2019.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.03.2019 № 27-С/ПР 2019 на участие в предварительном отборе подано 27 заявок, в том числе заявка ООО «СЭРС» под регистрационным номером 24.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Отношения, связанные с проведением предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, регулируются Положением.

В силу пункта 3 Положения принципами привлечения подрядных организаций являются, в том числе, создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; профессионализм заказчика, осуществление его деятельности, деятельности специализированной организации на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в оказании услуг и (или) выполнении работ с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Министерство в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72 является исполнительным органом государственной власти Омской области, уполномоченным на формирование и ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области.

Согласно пункту 29 Положения документация о проведении предварительного отбора утверждается органом по ведению реестра.

В силу подпункта «о» пункта 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливается, в том числе, требование к участникам предварительного отбора о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.

Аналогичное требование к участникам предварительного отбора установлено в пункте 13 документации о проведении предварительного отбора.

При этом, заявка на участие в предварительном отборе, согласно абзацу 6 подпункта «б» пункта 38 Положения должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, а именно: копию штатного расписания, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Аналогичные требования содержатся в пункте 14 документации о проведении предварительного отбора.

В силу пункта 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:

а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 Положения;

б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения;

в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 11.03.2019 № 27-С/ПР 2019 ООО «СЭРС» было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине того, что заявка не соответствует требованиям пункта 38 Положения и пункта 14 документации, а именно: предоставленные документы не подтверждают наличие минимального количества квалифицированного персонала у участника предварительного отбора (у одного из двух сотрудников отсутствуют копии сертификатов (удостоверений) и аттестатов).

Комиссией проанализирована заявка ООО «СЭРС», установлено, что в качестве документов, подтверждающих необходимое количество квалифицированного персонала, представлены документы следующих специалистов: <...> (копия диплома о высшем образовании (дата выдачи 30.06.2015), копия трудовой книжки), <...> (копия диплома о высшем образовании (дата выдачи 23.06.2009), копия удостоверения о повышении квалификации от октября 2017 года, копия трудовой книжки).

В части 6 статьи 55.5 ГрК РФ установлены требования к членам саморегулируемой организации:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, – наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 ГрК РФ, – не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Минимальные требования, которым должны соответствовать специалисты для включения в реестр специалистов в области строительства, содержатся в части 6 статьи 55.5-1 ГрК РФ:

1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;

4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;

5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

Комиссией установлено, что сотрудники ООО «СЭРС» включены в национальный реестр специалистов в области строительства. Так, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте национального реестра специалистов в области строительства nrs.nostroy.ru, <...> 31.10.2018 включен в реестр под идентификационным номером <...>, также в реестре содержится запись от 14.03.2018 о <...> (идентификационный номер <...>).

Минимально необходимые и достаточные требования, при соответствии которым лицо считается квалифицированным, то есть имеющим возможность заниматься работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, установлены на законодательном уровне в статьях 55.5, 55.5-1 ГрК РФ, пункте 23 Положения.

Таким образом, лицо, которое соответствует требованиям статьи 55.5 ГрК РФ и имеет свидетельство саморегулируемой организации, в силу требований закона о градостроительной деятельности обладает квалифицированным персоналом для выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

В пункте 13 документации о проведении предварительного отбора Министерством установлено требование к работникам участника предварительного отбора – соответствие их требованиям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.

ООО «СЭРС» является членом саморегулируемой организации «Ассоциация «Строители Омска» (выписка из реестра членов СРО № 83 от 11.02.2019), имеет в своем штате не менее двух специалистов, включенных в национальный реестр специалистов в области строительства, таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Общество подтвердило наличие у него минимального количества специалистов, соответствующих требованиям пункта 1 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ, как того требовала документация предварительного отбора.

Относительно того, что ООО «СЭРС» в составе заявки на участие в предварительном отборе не представило на одного из специалистов (<...>) документы, подтверждающие повышение квалификации по направлению подготовки в области строительства (копии сертификатов (удостоверений) и аттестатов), Комиссия отмечает следующее.

Как указывалось ранее, <...> является специалистом в области промышленного и гражданского строительства, что подтверждается дипломом о высшем образовании, выданным 30.06.2015, учитывая, что повышение квалификации специалист по направлению подготовки в области строительства должен проходить не реже одного раза в пять лет, то повышение квалификации данному специалисту на момент подачи Обществом заявки на участие в предварительном отборе не требуется.

При таких обстоятельствах, Комиссия Омского УФАС России считает, что в соответствии с требованиями пункта 38 Положения и пункта 14 документации предварительного отбора в составе заявки Общества представлены копии документов, подтверждающих наличие у ООО «СЭРС» минимального количества квалифицированного персонала, предусмотренного законодательством о градостроительной деятельности.

В связи с чем, отказ Комиссии Министерства во включении ООО «СЭРС» в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине того, что заявка ООО «СЭРС» не соответствует требованиям пункта 38 Положения и пункта 14 документации Комиссия считает необоснованным.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «СЭРС» на действия Комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по проведению предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области (распоряжение Министерства от 01.02.2019 № 16-рп, извещение № 015220000221900005 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru).

2. Выдать Комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предписание по проведению предварительного отбора подрядных организаций об устранении выявленных Комиссией нарушений, путем внесения изменений в протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе от 11.03.2019 № 27-С/ПР 2019, по результатам рассмотрения заявки ООО «СЭРС» на участие в предварительном отборе (регистрационный номер заявки 24) с учетом выводов, указанных в настоящем решении.

3. Передать материалы дела № 055/10/18.1-203/2019 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                               <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны