Постановление б/н постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 27 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа и по делу об административном правонарушении

 

город Омск                                                                                                                                          Дело №

27 августа 2024 года                                                                                                      055/04/14.3-860/2024

 

Заместитель руководителя Омского УФАС России (далее – Омское УФАС России) (…), рассмотрев протокол об административном правонарушении от 13.08.2024 и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества Совкомбанк, юридический адрес: 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46, ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425 (далее - ПАО Совкомбанк, Общество),

в отсутствие законного представителя ПАО Совкомбанк, извещенного надлежащим образом,

 

У С ТА Н О В И Л А:

 

Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 27.06.2024 по делу № 055/05/18-543/2024 реклама, распространенная ПАО Совкомбанк по сетям электросвязи, была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ О рекламе (далее - Федеральный закон О рекламе).

Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дел уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Протоколом об административном правонарушении от 13.08.2024 № 055/04/14.3-860/2024 в отношении ПАО Совкомбанк возбуждено дело по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, установленными протоколом и другими документами, подтверждено следующее.

В адрес Омского УФАС России поступило заявление гражданина по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством направления 29.03.2024, 03.04.2024, 10.04.2024 на абонентский номер +(…) смс-сообщений Вам доступен Дистанционный кредит. Оставьте заявку в приложении: нажмите МаркетТолько для Вас. Инфо 8802006696 от отправителя с буквенным наименованием sovcombank.

В качестве доказательства поступления смс-сообщений заявителем представлен скриншот экрана телефона.

Факты поступления 29.03.2024, 03.04.2024, 10.04.2024 смс-сообщений на абонентский номер +(…) от отправителя с буквенным наименованием Sovcombank подтверждены оператором связи заявителя (…)

При этом (…) указано, что в соответствии с договором от 30.06.2009 № Н829 в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2022 № 59 (далее - Договор) отправителем смс-сообщений является ПАО Совкомбанк: «в целях исполнения условий договора и, в том числе, возможности осуществления смс рассылок, ПАО «Совкомбанк» был предоставлен персональный логин и пароль, открывающий доступ к защищенной области платформы - личному кабинету и предполагающий возможность самостоятельного осуществления смс рассылок, определения круга получателей и соответствующих сообщений».

Между (…) и ПАО Совкомбанк заключен Договор на оказание комплекса услуг, оказываемых на платформе, в том числе по автоматической передаче различного вида сообщений (SMS, MMS, PUSH и т.д.) (пункт 1.3 Договора).

Платформа - комплекс оборудования программного обеспечения, принадлежащего (…) который позволяет получать, обрабатывать и пропускать информацию в форме сообщений, а также реализовывать функционал, предусмотренный Платформой (пункт 1.35 Договора).

Согласно пункту 2.2 Договора Абонент (ПАО Совкомбанк) самостоятельно формирует и отправляет смс-сообщения от оборудования Абонента к Платформе.

С учетом изложенного, лицом, сформировавшим и отправившим смс-сообщения, является ПАО Совкомбанк, указанное подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом.

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ О связи даны понятия:

абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи - автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи;

средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями;

электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона О рекламе:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона О рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

Обозначенный в части 1 статьи 18 Федерального закона О рекламе термин реклама предполагает значение, отличающееся от общего понятия реклама, в нем отсутствует такой признак рекламы как ее адресованность неопределенному кругу лиц.

Информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного посредством абонентского номера или уникального кода идентификации абонента, поэтому в силу специфики способа распространения такая индивидуализация как направление рекламы на конкретный абонентский номер предполагается нормами законодательства о рекламе и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенной информации.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг).

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Основной целью неоднократного направления такого рода смс-сообщений является необходимость привлечения внимания как можно большего количества клиентов к финансовой организации (ПАО Совкомбанк) и его услугам, в том числе посредством указания привлекательных для потребителя характеристик финансового продукта, в данном случае способа его получения (дистанционно).

При этом направленные в адрес абонента +(…) смс-сообщения не содержало информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законодательством.

Учитывая содержание смс-сообщения, обстоятельства его направления, отсутствие указания на средства индивидуализации, предоставляющие возможность идентифицировать его получателя, информация Вам доступен Дистанционный кредит. Оставьте заявку в приложении: нажмите МаркетТолько для Вас. Инфо 8802006696 является рекламой.

В качестве доказательства правомерности распространения рекламы в адрес абонента +(…) ПАО Совкомбанк представлены документы:

- договор от 21.04.2021 № 3790515370 на 2 л.;

- расписка в получении банковской карты и/или пин-конверта на 1 л.;

- заявление - анкета на 1 л.;

- согласие на обработку персональных данных на 1 л.;

- согласие заемщика на осуществление взаимодействия с третьими лицами, направленного на возврат просроченной задолженности на 1 л.

Упомянутое заявление-анкета предоставляло гражданину право выбора в выражении согласия/несогласия на обработку персональных данных, информирование через технические средства связи посредством проставления отметок (галочек, палочек, плюсиков) в чек-бокса.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление) указано, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Однако Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации.

Указанный правовой подход наиболее полно отвечает соблюдению баланса частных и публичных интересов, направлен на повышенную защиту граждан как наиболее слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях от получения нежелательной рекламы, способствует усилению контроля за соблюдением законодательства лицами, принимающими участие в передаче соответствующих сообщений.

Предоставленное распространителю рекламы право на получение согласия абонента в любой форме не свидетельствует о его безграничном усмотрении в разрешении этого вопроса и оканчивается там, где начинаются права абонентов на выражение своего непосредственного согласия на получение рекламы.

Обратное же приведет к злоупотреблениям со стороны распространителей рекламы, стремящихся любым способом навязать абоненту возможность распространения со своей стороны рекламы с приданием своим действиям видимости законности, что недопустимо в контексте пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В разделе Заявления-Анкеты заемщика о предоставлении согласия на информирование о новых продуктах и услугах Банка путем осуществления прямых контактов со мной с помощью технических средств связи (как и в других разделах) отметка в чек-боксе согласен не проставлена.

Кроме того, бланк Заявления-Анкеты заемщика не содержит собственноручную подпись (…).

 Таким образом, согласие абонента +(…) на получение рекламной информации у ПАО Совкомбанк отсутствует.

В нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона О рекламе ПАО Совкомбанк распространило рекламу Вам доступен Дистанционный кредит. Оставьте заявку в приложении: нажмите МаркетТолько для Вас. Инфо 8802006696 на абонентский номер +(…) распространялась без предварительного согласия на ее получение.

Федеральным законом О рекламе установлены особенности рекламы отдельных видов товаров (услуг), в том числе рекламы финансовых услуг.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ О защите конкуренции дано понятие финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона О рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

05.12.2014 Центральным банком Российской Федерации ПАО Совкомбанк выдана генеральная лицензия № 963 на осуществление банковских операций.

Вместе с тем информация о лице, предоставляющем финансовую услугу (кредит), в рекламе Вам доступен Дистанционный кредит. Оставьте заявку в приложении: нажмите МаркетТолько для Вас. Инфо 8802006696 отсутствовала.

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона О рекламе).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона О рекламе, принимая во внимания условия Договора, ПАО Совкомбанк является рекламодателем и рекламораспространителем.

В соответствии с частями 6 и 7 Федерального закона О рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона О рекламе, рекламораспространитель - части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Федерального закона О рекламе.

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей;

Таким образом, ПАО Совкомбанк, имея возможность для соблюдения части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Федерального закона О рекламе и не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: г. Омск.

Время совершения административного правонарушения: 29.03.2024, 03.04.2024, 10.04.2024.

Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении было направлено ПАО Совкомбанк заказным письмом с пометкой административное по адресу: г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46 (исх. № ЗА/4208/24 от 22.07.2024, идентификатор почтового отправления

13.08.2024 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в отношении ПАО Совкомбанк был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены Обществу письмом с пометкой административное по адресу: г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46 (исх. № АЛ/4828/24 от 13.08.2024, идентификатор почтового отправления 64401098647067).

В соответствии со сведениями, размещенными на сайте оператора почтовой связи АО Почта России (https://www.pochta.ru/tracking), указанные письма были получены адресатом.

На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ПАО Совкомбанк установленных Федеральным законом О рекламе требований, а также обстоятельства, вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 055/04/14.3-860/2024, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Совкомбанк (АО), признан факт добровольного прекращения противоправного поведения (статья 4.2 КоАП РФ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ отягчающим обстоятельством признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Должностное лицо отмечает, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (см. пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно информационной базе платформы Дело (ЕИАС - Дело) по состоянию на 27.08.2024 ПАО Совкомбанк неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (статья 14.3 КоАП РФ), в том числе постановлением Омского УФАС России по делам об административном правонарушении от 14.08.2023 № 055/04/14.3- 771/2023, постановлением Татарстанского УФАС России по делу об административном правонарушении от 07.03.2023 № 016/04/14.3-72/2023, постановлением Томского УФАС России по делу об административном правонарушении от 20.07.2023 № 070/04/14.3-367/2023 (на момент совершения настоящего административного правонарушения указанные постановления вступили в законную силу).

Таким образом, указанное в постановлении по делу № 055/04/14.3-860/2024 правонарушение совершено Обществом повторно в период, когда оно считалась подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Доказательств того, что совершенное правонарушение относится к категории малозначительных и является исключительным случаем, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

При этом с учетом позиции, изложенной в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, оснований для применения статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не имеется в связи с тем, что указанное в постановлении по делу об административном правонарушении по делу № 055/04/14.3-860/2024 правонарушение совершено Обществом не впервые.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2015 № 38653,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Признать публичное акционерное общество «Совкомбанк» ИНН 4401116480 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (Четыреста тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по реквизитам, указанным в платежном поручении, являющимся неотъемлемой частью настоящего постановления. При оплате административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номере идентификатора начисления УИН, указанного в назначении платежа прилагаемого к настоящему постановлению бланка платежного поручения. Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее ДВАДЦАТИ ДНЕЙ со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере ПОЛОВИНЫ суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.

В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

 

 

Заместитель руководителя управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны