Предупреждение б/н - от 11 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  № 055/01/15-14/2022

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

11.01.2022                                                                                                                        г. Омск

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступило заявление ПАО «Россети Сибирь» в лице филиала ПАО «Россети Сибирь» – «Омскэнерго» (далее – Заявитель, ПАО «Россети Сибирь» (вх. от 11.01.2021 № 99) и дополнения к нему (вх. от 29.01.2021 № 850) на действия Администрации Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация), связанные с отказом Администрации в установлении публичного сервитута, выраженном в ответе от 09.11.2020 № Исх-20/ОМС-11099 на письмо ПАО «Россети Сибирь» от 20.08.2020 № 1.5/01-05/7043-исх.

При рассмотрении заявления ПАО «Россети Сибирь» Омским УФАС России установлено следующее.

Между ПАО «Россети Сибирь» и гр. <...> заключен договор № 20.5500.1801.20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 10.06.2020.

В соответствии с пунктом 2 договора № 20.5500.1801.20 от 10.06.2020 технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Омская область, р-н Омский, Усть-Заостровское сельское поселение, кадастровый номер земельного участка 55:20:233002:6217.

Согласно пункту 10 технических условий № 8000412542 (приложение № 1 к договору № 20.5500.1801.20) сетевая организация осуществляет:

– строительство ЛЭП-10 кВ от ближайшей опоры ВЛ-10 кВ Кс-10 Усть-Заостровка до РУ-10 кВ новой ТП-10/0,4 кВ;

– строительство ТП-10/0,4 кВ с трансформатором необходимой мощности;

– строительство ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ вновь установленной ТП-10/0,4 кВ до границы земельного участка заявителя.

В целях исполнения обязательств по вышеуказанному договору ПАО «Россети Сибирь» в адрес Администрации письмом от 20.08.2020 № 1.5/01-05/7043-исх направлено ходатайство об установлении публичного сервитута для размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, необходимых для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.

В ответ на указанное ходатайство ПАО «Россети Сибирь» от Администрации получено письмо от 09.11.2020 № ИСХ20/ОМС-11099, содержащее отказ в установлении публичного сервитута, мотивированный тем, что размещение объектов электросетевого хозяйства необходимо для энергоснабжения индивидуального жилого дома, а не населения Омского муниципального района, что не соответствует целям, установленным статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861).

В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861.

Согласно части 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Из пункта 8 части 4 статьи 23 ЗК РФ следует, что публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ.

Пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 – 3 статьи 39.38 ЗК РФ, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

Статьей 39.39 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 ЗК РФ. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ.

В силу пункта 1 статьи 39.40 ЗК РФ с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.

Названное ходатайство оформляется в соответствии с требованиями статьи  39.41 ЗК РФ.

ПАО «Россети Сибирь» является сетевой компанией и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами Закона об электроэнергетике, следовательно, в силу статьи 26 Закона об электроэнергетике, Правил № 861 независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения обязано заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ имеет право на обращение в орган местного самоуправления с ходатайством об установлении публичного сервитута.

Как было указано ранее, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в адрес Администрации с ходатайством об установлении публичного сервитута (письмо от 20.08.2020 № 1.5/01-05/7043-исх), указав цель установления публичного сервитута, в связи с исполнением обязательств по договору технологического присоединения от 10.06.2020 № 20.5500.1801.20, заключенному с <...>.

ПАО «Россети Сибирь» в ходатайстве изложено письменное обоснование вариантов размещения электротехнического сооружения, являющееся приложением к договору технического присоединения. В данном обосновании приведено текстовое описание вариантов размещения инженерного сооружения с указанием протяжённости, пересекаемых земельных участков, схемы проектного прохождения линии электропередачи, нанесённые на участки публичной кадастровой карты.

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» обосновало необходимость установления публичного сервитута, руководствуясь пунктом 6 части 2 статьи 39.41 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 ЗК РФ, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ.

Электроснабжение индивидуального жилого дома, находящегося на территории Омского муниципального района, подпадает под установленную пунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ цель установления публичного сервитута.

На основании изложенного, Омское УФАС России считает, что у Администрации  не имелось оснований для отказа ПАО «Россети Сибирь» в установлении публичного сервитута.

Омским УФАС России также установлено, что аналогичное заявление ПАО «Россети Сибирь» рассмотрено Арбитражным судом Омской области  (дело № А46-1052/2021).

Согласно решению Арбитражного суда Омской области от 16.09.2021 по делу № А46-1052/2021 требования ПАО «Россети Сибирь» удовлетворены, отказ Администрации в установлении публичного сервитута, изложенный в письме от 09.11.2020 № ИСХ-20/ОМС-11099, признан незаконным. Суд обязал Администрацию выдать разрешение на установление публичного сервитута, испрашиваемое в письме ПАО «Россети Сибирь» от 20.08.2020 № 1.5/01-05/7043-исх.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021 по делу № А46-1052/2021 решение Арбитражного суда Омской области по данному делу было оставлено без изменения.

До настоящего времени Администрацией публичный сервитут не установлен.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

На основании вышеизложенного, Омское УФАС России приходит к выводу, что действия Администрации, выразившиеся в отказе в установлении публичного сервитута, выраженном в ответе от 09.11.2020 № ИСХ-20/ОМС-11099 на ходатайство ПАО «Россети Сибирь», направленное письмом от 20.08.2020 № 1.5/01-05/7043-исх, могли привести к ограничению, устранению конкуренции путем воспрепятствования осуществлению деятельности ПАО «Россети Сибирь» по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» и содержат в себе признаки нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения пункта 2  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Омское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции

 

предупреждает

 

Администрацию Омского муниципального района Омской области о необходимости прекращения в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего предупреждения совершения действий, выразившихся в необоснованном отказе в установлении публичного сервитута, выраженного в письме от 09.11.2020  № ИСХ-20/ОМС-11099, нарушающих пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем выдачи разрешения на установление публичного сервитута, запрашиваемого в письме ПАО «Россети Сибирь» от 20.08.2020 № 1.5/01-05/7043-исх.

 

О выполнении настоящего предупреждения Администрации Омского муниципального района Омской области необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

Руководитель  управления                                                                                         <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны