Решение б/н - от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 055/07/3-1248/2021

о признании жалобы обоснованной

 

27.12.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Сибресурс» (далее - Заявитель, Общество) на действия МУП «НФС «Воскресенская» (далее – Заказчик, Предприятие, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку полиоксихлорида алюминия по ГОСТ Р 58580-2019 (Тип 3) (извещение № 32110924124 размещено на сайте zakupki.gov.ru) (далее – запрос котировок, закупка),

при участии представителя ООО «Сибресурс» посредством видеоконференцсвязи: <...>,

при участии представителя МУП «НФС «Воскресенская» посредством видеоконференцсвязи: <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибресурс» (вх. № 12260э от 16.12.2021), которое полагает, что размещенное МУП «НФС «Воскресенская» извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку полиоксихлорида алюминия по ГОСТ Р 58580-2019 (тип 3) (далее - извещение) содержит противоречивые требования к закупаемому товару.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Качественные характеристики, указанные в пункте 3 извещения, в проекте спецификации к договору поставки (далее - спецификация), не соответствуют качественным характеристикам, определенным в таблице А.1 ГОСТ Р 58580-2019 Национальный стандарт Российской Федерации «Полиоксихлорид алюминия Технические условия» (далее - ГОСТ Р 58580-2019). Диапазон некоторых показателей уже, чем дано в ГОСТ Р 58580-2019, некоторые выходят за рамки, а некоторые показатели отсутствуют в ГОСТ Р 58580-2019.

Кроме того, общество указало, что в извещении используются иные требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, чем предусмотрено ГОСТ Р 58580-2019.

На основании вышеизложенного, ООО «Сибресурс» просит приостановить  проведение закупочной процедуры, обязать Заказчика привести извещение в соответствие с требованиями законодательства о закупках.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 20.12.2021 № 05-12324 МУП «НФС «Воскресенская» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя (вх. № 12456э от 22.12.2021), а также запрашиваемые документы.

На заседаниях Комиссии представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласилась, высказалась согласно возражениям МУП «НФС «Воскресенская» на жалобу ООО «Сибресурс», отметив, что Предприятие в ответ на запрос ООО «Метахим» о разъяснении документации сообщило, что диапазон качественных характеристик, указанных в извещении и в спецификации, действительно шире ГОСТ Р 58580-2019. Необходимость  использования более высоких показателей обусловлена качеством исходной воды водоисточника  (р. Омь),  технологическими особенностями применяемых технологий, а также используемым оборудованием. Применение реагента с запрашиваемыми характеристиками позволяет достигать показателей качества очищенной воды согласно постановлению главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21). Реагент с указанными качественными характеристиками в извещении не оказывает отрицательного влияния на оборудование и ультрафильтрацию. Затраты на очистку воды из р. Омь снижаются на 12-13%.

В связи с вышеизложенным, представитель Ответчика просит признать жалобу Заявителя  необоснованной, в удовлетворении требований отказать. 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт), Комиссией Омского УФАС России установлено, что на официальном сайте 09.12.2021 МУП «НФС «Воскресенская» разместило извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку полиоксихлорида алюминия по ГОСТ Р 58580-2019 (Тип 3).

14.12.2021 Предприятие на официальном разместило извещение с изменениями.

Начальная (максимальная) цена договора (сведения о включенных в цену расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей): 3 768 710 рублей 00 копеек.

Согласно извещению прием заявок на участие в закупке осуществлялся Ответчиком с 09 декабря 2021 года 09:00 часов по 20 декабря 2021 года 09:00 часов.

Дата подведения итогов закупки 20.12.2021.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № 4579668/7980747 (32110924124) от 20.12.2021 (далее – протокол подведения итогов) на участие в запросе котировок поступило 2 заявки от ООО «Аурат-ВВ», ООО «Метахим».

Победителем запроса котировок признано ООО «Аурат-ВВ».   

ООО «Метахим» присвоен порядковый номер 2.

В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 20.12.2021 № 05-12324 заключение договора приостановлено.

4. На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции 24.12.2021 в рассмотрении жалобы ООО «Сибресурс» был объявлен перерыв. Рассмотрение дела № 055/07/3-1248/2021 назначено на 27.12.2021.

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок (включая способы закупки) порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при проведении запроса котировок руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального унитарного предприятия Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области «Насосно-фильтровальная  станция «Воскресенская», утвержденным директором МУП «НФС «Воскресенская» 17.01.2019 (далее – Положение о закупках), в соответствии с которым разработано извещение.

 В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок в электронной форме регламентируется главой  4 Положения о закупках.

Пунктом 3 извещения установлено, что продукция должна соответствовать заявленным требованиям. В том числе, установлены характеристики к поставляемому товару.

Так, в извещении в требованиях к качеству, техническим характеристикам товара, требованиях к безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требованиях к размерам, упаковке, отгрузке товара и иных показателей по ГОСТ Р 58580-2019 (Тип 3) Заказчик указал следующие качественные характеристики:

- тип химического реагента: коагулянт;

- среда применения: питьевая вода;

- внешний вид: согласно ГОСТ 58580-2019, бесцветная жидкость (допускается серый или белый оттенок), не допускается наличие осадка;

- формула: согласно ГОСТ Р 58580-2019;

- плотность (при 20°С), г/мл не менее 1,2%;

- массовая доля оксида алюминия (Al2O3), не менее 18% и не более 22%;

- основность, в пределах не более 70%;

- массовая доля железа (Fe), % масс, не более 0,05 %;

- pH (ед) водного раствора, в пределах 3,0-5,0;

- массовая доля хлоридов, % масс, в пределах не менее 6,0;

- массовая концентрация мышьяка (As), не более 0,001%;

- массовая доля нерастворенного в воде остатка, % масс не более 0,1 %;

- массовая доля титана (Ti), не более 0,02 %;

- массовая доля свинца (Pb), не более 0,001 %;

- массовая доля кадмия (Cd), не более 0,001 %;

- массовая доля ртути (Hg) не более 0,001 %;

-массовая доля никеля (Ni) не более 0,006 %;

- массовая доля хрома (Cr) не более 0,006 %;

- массовая доля бария (Ва), не более 0,15 %;

- массовая доля суммы натрия и калия не более 0,01 %;

- оптическая плотность, не более 1,5 % ;

- массовая доля мышьяка (в перерасчете на As2O3) не более 0,001 %;

- массовая доля железа (в перерасчете на Fe2O3), не более 0,07%;

- атомное отношение хлора к алюминию (C1/A1) (хлорное число) не более 0,91;

- мольное отношение C1/A1 не менее 1,1 %;

- массовая доля основного вещества (по A1+3) 9,5-11,6 %;

- качество товара должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 58580-2019 (Тип 3), требованиям к данному виду Товара, действующему законодательству РФ и подтверждается сертификатами соответствия (качества)  от производителя и иными необходимыми документами, прилагаемыми к товару: паспорт качества; паспорт безопасности химической продукции.

Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 58580-2019 в зависимости от содержания основного вещества (в пересчете на Al2O3) коагулянт может представлять собой водные растворы от бесцветного, светло-желтого, желтого и темно-желтого цвета. Допускаются оттенки от серого до темно-серого цвета, зеленого цвета (допустимы опалесценция и наличие осадка), а также порошок, гранулы, чешуйки от белого до кремового, желтого или светло-серого цвета.

Приложением А «Показатели качества полиоксихлорида алюминия» ГОСТ Р 58580-2019 установлены следующие показатели:

- массовая доля оксида алюминия %, не менее 20,0±3,0;

- плотность (при 20°С), г/мл, в пределах 1,24-1,38;

- массовая доля хлоридов, % масс, в пределах 10,0±4,5;

- основность, в пределах % 50-83;

- рН (ед) водного раствора, в пределах 3,0-5,5;

- массовая доля нерастворимого в воде остатка, % масс, не более 0,1;

- массовая доля железа (Fe), % масс, не более 0,05;

- массовая концентрация мышьяка (As) 0,001;

- массовая концентрация кадмия (Cd) 0,001;

- массовая концентрация хрома (Cr) 0,006;

- массовая концентрация ртути (Hg) 0,001;

- массовая концентрация никеля (Ni) 0,006;

- массовая концентрация свинца (Pb) 0,001;

- массовая концентрация сурьмы (Sb) 0,003;

- массовая концентрация селена (Se) 0,003;

- массовая концентрация бериллия (Be) 0,0005.

Таким образом, установленные в извещении пределы показателей в отношении внешнего вида, плотности (при 20°С), массовой доли оксида алюминия, основности, pH (ед) водного раствора, массовой доли хлоридов, массовой доли нерастворенного в воде остатка, массовой доли свинца, кадмия, мышьяка, железа не противоречат требованиям ГОСТ Р 58580-2019.

Вместе с тем, в извещении Заказчиком установлены требования к коагулянту, которые ГОСТом Р 58580-2019 не предусмотрены, в  частности массовая доля титана, бария, массовая доля суммы натрия и калия, оптическая плотность, атомное отношение хлора к алюминию, мольное отношение C1/A1.

В обоснование Заказчик ссылается на СанПиН 1.2.3685-21, указывая, что установление дополнительных, завышенных требований к коагулянту обусловлено, тем, что «применение реагента с запрашиваемыми характеристиками позволяет достигать показателей качества очищенной воды согласно СанПиН 1.2.3685-21».

Разделом 3 СанПиН 1.2.3685-21 установлены нормативы качества и безопасности воды.

Так, в таблице 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 установлены «предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков».                                 

Вместе с тем, абзацем 1 пункта 1 ГОСТа Р 58580-2019 установлено, что стандарт распространяется на жидкие и твердые коагулянты на основе полиоксихлорида алюминия, предназначенные для очистки и обработки воды в хозяйственно-питьевом и промышленном водоснабжении, очистки сточных вод в промышленности и сельском хозяйстве, в том числе для приготовления растворов веществ, реактивов, реагентов и препаратов, при проведении исследований, испытаний, измерений, анализов, в технологических операциях и процессах.
Таким образом, СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает требования к допустимой концентрации веществ в воде, вместе с тем, ГОСТ Р 58580-2019 устанавливает требования исключительно к полиоксихлориду алюминия, как к реагенту, предназначенному для очистки и обработки воды.

Установление к предмету закупки - полиоксихлориду алюминия по ГОСТ Р 58580-2019 дополнительных требований, которые предусмотрены СанПиНом 1.2.3685-21 к воде питьевой,  недопустимо.

Таким образом, Заказчик установил в извещении излишние, дополнительные, завышенные требования к коагулянту, которые ГОСТом Р 58580-2019 не предусмотрены, в  частности массовую долю титана, бария, массовую долю суммы натрия и калия, оптическую плотность, атомное отношение хлора к алюминию, мольное отношение C1/A1.

Таким образом, довод подателя жалобы, что размещенное МУП «НФС «Воскресенская» извещение содержит противоречивые требования к закупаемому товару, Комиссия признает обоснованным.

Относительно довода Общества, что в извещении используются иные требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, чем предусмотрено ГОСТ Р 58580-2019, установлено следующее.

Пунктом 3 извещения установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели.

Так, в отношении общих требований к поставке товара Заказчик установил, что продукция должна соответствовать заявленным требованиям, также должна быть отпущена заказчику в требуемом объеме.

В отношении общих требований к условиям поставки Заказчик установил, что поставка должна быть в упаковке, обеспечивающей сохранность продукции при перевозке и хранении, соответствующей ГОСТ.

В отношении технических требований к продукции, Заказчик указал, что продукция должна соответствовать обязательным для данного вида продукции требованиям.

В подтверждение соответствия продукции предъявляемым требованиям, Заказчик указал, что продукция должна быть поставлена с приложением документов на русском языке, подтверждающих соответствие предлагаемой продукции установленным требованиям.

Поскольку Заказчик указал в извещении, что закупка проводится в соответствии с ГОСТ Р 58580-2019 и указал в отношении требований наличие соответствия заявленным требованиям, указанным в извещении, данный довод является несостоятельным.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Принимая решение о выдаче предписания, Комиссия учитывает, что срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок окончен 20.12.2021, в связи с чем, правовые основания для внесения изменений в извещение отсутствуют.

При таких обстоятельствах, Комиссия принимает решение об аннулировании закупки.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Сибресурс» на действия МУП «НФС «Воскресенская» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку полиоксихлорида алюминия по ГОСТ Р 58580-2019 (Тип 3) (извещение № 32110924124 размещено на сайте zakupki.gov.ru).

2. Выдать МУП «НФС «Воскресенская» предписание об аннулировании запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку полиоксихлорида алюминия по ГОСТ Р 58580-2019 (Тип 3) (извещение № 32110924124 размещено на сайте zakupki.gov.ru).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       <...>

 

Члены Комиссии                                                                                              <...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны