Решение №055/10/18.1-466/2021 о признании жалобы обоснованной от 19 мая 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-466/2021

о признании жалобы обоснованной

 

19.05.2021                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Честрой» (далее – ООО «Честрой», Общество, Заявитель) на действия комиссии Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее – Министерство, Организатор торгов, Ответчик) по проведению предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов (распоряжение Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 29.03.2021 № 63-рп, извещение № 015220000462100004 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – предварительный отбор),

в отсутствие представителя ООО «Честрой», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Заявителя от 18.05.2021 № 4899э),

при участии представителя Министерства – <...> (доверенность от 17.05.2021 № 20, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 17.05.2021 № 19),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 11.05.2021 № 4476э), который полагает, что комиссия по проведению предварительного отбора неправомерно отказала ООО «Честрой» во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В своей жалобе Заявитель отмечает, что в обоснование причины отказа во включении ООО «Честрой» в реестр квалифицированных подрядных организаций, Организатором торгов указано: заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение) (в заявке отсутствует копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе).

Согласно подпункту «б» пункта 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать, в том числе копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа.

ООО «Честрой» в составе заявки была предоставлена копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за IV квартал 2020 года в связи с тем, что расчет за I квартал 2021 года на дату подачи заявки – 14.04.2021 года ещё не был предоставлен Обществом в налоговый орган по месту нахождения организации, а срок для предоставления отчета – 30.04.2021 в соответствии с частью 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) ещё не наступил.

В силу части 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии с пунктом 7 статьи 314 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 НК РФ), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Таким образом, на дату подачи заявки ООО «Честрой» не имело возможности представить копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за I квартал 2021 года с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа, поскольку срок предоставления отчёта (срок предоставления обязательства плательщика обязательных взносов) согласно части 1 статьи 314 ГК РФ еще не наступил.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за I квартал 2021 года был направлен ООО «Честрой» в налоговый орган 23.04.2021 и принят последним 24.04.2021.

На основании изложенного, Заявитель просит:

– признать незаконными действия комиссии по проведению предварительного отбора по признанию заявки ООО «Честрой» не отвечающей требованиям законодательства Российской Федерации и об отказе во включении ООО «Честрой» в реестр квалифицированных подрядных организаций;

– выдать комиссии по проведению предварительного отбора предписание об отмене протокола по проведению предварительного отбора № РТС155Г210002 от 04.05.2021 и об устранении допущенных нарушений.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 12.05.2021 № 05-4535 Министерством представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя ООО «Честрой», а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 19.05.2021 № 4928).

На заседании Комиссии 19.05.2021 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям Министерства на жалобу ООО «Честрой», отметив следующее.

Министерство в соответствии с Положением о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 18.04.2019 № 57 (далее – Положение о Министерстве), осуществляет формирование и ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области.

Распоряжением Министерства от 29.03.2021 № 63-рп (далее – Распоряжение) объявлен предварительный отбор подрядных организаций оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов согласно подпункту «г» пункта 8 Положения.

Указанным Распоряжением было утверждено извещение о проведении предварительного отбора (далее – Извещение), а также документация о проведении предварительного отбора (далее – Документация).

В пункте 38 Положения указывается, что заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, в частности копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа.

Аналогичные требования содержатся в пункте 14 Документации.

В соответствии с частью 2 статьи 423 НК РФ отчетными периодами применительно к страховым взносам признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В Извещении указывалось, что прием заявок осуществлялся в период с 31.03.2021 года по 22.04.2021. Таким образом, у потенциальных участников предварительного отбора имелось 22 календарных дня для осуществления необходимых мероприятий для подачи заявки на участие в предварительном отборе.

Заявка на участие в предварительном отборе ООО «Честрой» была подана 14.04.2021. К указанной заявке ООО «Честрой» приложило копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за IV квартал 2020 года. При этом, последним отчетным периодом, предшествующим дате подачи заявки (14.04.2021), являлся I квартал 2021 года.

Приводимая в жалобе ООО «Честрой» отсылка на часть 7 статьи 431 НК РФ о том, что плательщики представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не свидетельствует о том, что последним отчетным периодом, предшествующим дате подачи заявки (14.04.2021), является IV квартал 2020 года. 30-е число месяца, следующего за расчетным, является крайним сроком предоставления расчета в налоговый орган за нарушение которого плательщик несет ответственность в соответствии с частью 1 статьи 119 НК РФ.

По мнению представителя Министерства, ООО «Честрой» перед подачей заявки должно было ознакомиться с требованиями, содержащимися в Документации, в том числе о необходимости предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе.

Кроме того, согласно пункту 17 Документации любое заинтересованное лицо вправе было направить в Министерство через оператора электронной площадки запрос о разъяснении Документации. Запросы принимались с 31.03.2021 по 15.04.2021. В период проведения отбора запрос от ООО «Честрой» в Министерство не поступал.

На основании изложенного, представитель Ответчика просил отказать ООО «Честрой» в удовлетворении жалобы в полном объеме.

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 30.03.2021 в единой информационной системе Министерство разместило Извещение, а также Документацию (распоряжение Министерства от 29.03.2021 № 63-рп, извещение № 015220000462100004 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

Согласно Документации предметом предварительного отбора является отбор подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов.

Прием заявок на участие в предварительном отборе осуществлялся Организатором торгов с 31.03.2021 по 22.04.2021. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе – 05.05.2021.

Согласно протоколу по проведению предварительного отбора № РТС155Г210002 от 04.05.2021 на участие в предварительном отборе подано 19 заявок, в том числе заявка  ООО «Честрой» под регистрационным номером 8. ООО «Честрой» было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине того, что заявка не соответствует требованиям пункта 38 Положения, а именно: в заявке отсутствует копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Отношения, связанные с проведением  предварительного отбора подрядных организаций для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, регулируются Положением.

Распоряжением Министерства от 29.03.2021 № 63-рп в соответствии с требованиями Положения, Положения о Министерстве объявлен предварительный отбор подрядных организаций оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Омской области, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов согласно подпункту «г» пункта 8 Положения.

В силу подпункта «б» пункта 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать, в том числе копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копий документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа, копию штатного расписания, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Такие же требования содержатся в пункте 14 Документации.

В соответствии с пунктом 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:

а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 Положения;

б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения;

в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

Комиссией установлено, что в определенный Документацией срок приема заявок (с 31.03.2021 по 22.04.2021) ООО «Честрой» была подана заявка на участие в предварительном отборе (14.04.2021). В составе заявки ООО «Честрой» были представлены, в том числе:

расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2020 год (форма по КНД 1151111);

– извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме (за 2020 год) (КНД 1166007);

– подтверждение даты отправки декларации (расчета) в электронном виде (за 2020 год) (форма по КНД 1167002);

– квитанция о приеме 22.01.2021 налоговой декларации (расчета) в электронном виде (за 2020 год).

Протоколом по проведению предварительного отбора № РТС155Г210002 от 04.05.2021 на участие в предварительном ООО «Честрой» было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине того, что заявка не соответствует требованиям пункта 38 Положения, а именно: в заявке отсутствует копия расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе.

Между тем, в силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

По правилам пункта 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии с частью 7 статьи 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 НК РФ), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Таким образом, ООО «Честрой» обязано представлять в налоговый орган по месту нахождения организации расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

В материалы дела № 055/10/18.1-466/2021 Обществом была представлена, в том числе квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, согласно которой расчет ООО «Честрой» по страховым взносам за I квартал 2021 года был направлен в налоговый орган 23.04.2021 и принят последним 24.04.2021.

Комиссия, учитывая нормы пункта 1 статьи 314 ГК РФ, части 7 статьи 431 НК РФ, а также отсутствие у ООО «Честрой» расчета по страховым взносам за I квартал 2021 года с отметкой уполномоченного органа о приеме или документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета, на дату подачи заявки Общества (14.04.2021) на участие в предварительном отборе, полагает, что комиссия по проведению предварительного отбора должна была принять к рассмотрению расчет по страховым взносам за 2020 год, поскольку не вправе сокращать срок исполнения обязательств, предусмотренных налоговым законодательством.

Соответственно, представленные ООО «Честрой» в составе своей заявки на участие в предварительном отборе расчет по страховым взносам за 2020 год и документы, подтверждающие прием уполномоченным органом такого расчета, надлежит считать, соответствующими подпункту «б» пункта 38 Положения.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что комиссией по проведению предварительного отбора неправомерно принято решение об отклонении заявки ООО «Честрой», что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Честрой» на действия комиссии Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области по проведению предварительного отбора подрядных организаций для выполнения работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов (распоряжение Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 29.03.2021 № 63-рп, извещение № 015220000462100004 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

2. Выдать предписание комиссии Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области по проведению предварительного отбора об устранении выявленных Комиссией нарушений.

3. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России 12.05.2021  №  05-4535.

4. Передать материалы дела № 055/10/18.1-466/2021 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                        <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны