Решение б/н решение по делу от 25 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ по делу № 055/05/5-1172/2022
25 января 2023 года город Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – ()
члены Комиссии: ()
рассмотрев материалы дела № 055/05/5-1172/2022 по факту распространения () наружной рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 13 статьи
28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), в отсутствие ()
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе 31.10.2022 Омским УФАС России зафиксирован факт размещения на крыше дома № 9/3 по ул. Волочаевской в городе Омске конструкций с информацией следующего содержания:
- «Займы по ПТС»;
«↑ Займы под ПТС 59 59 28».
По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:
реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к выдаче займов под залог ПТС.
В непосредственной близости от конструкций размещено помещение автоломбарда «Миллениум»
(ул. Фрунзе, д. 1 к. 5).
Согласно режимной вывеске автоломбард «Миллениум» осуществляет свою деятельность с понедельника по пятницу с 10.00 до 19.00 часов, в субботу и воскресенье – с 10.00 до 16.00 часов, телефон для связи 59-59-28.
При этом реклама распространялась с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
На запрос Омского УФАС оператором связи ООО () представлена информация, согласно которой договор на оказание услуг связи от 06.05.2013 № 85328868 с выделением абонентского номера +() заключен с (), абонентский номер 59-59-28 подключен как короткий городской к основному абонентскому номеру.
Определением от 29.12.2022 в отношении () возбуждено дело № 055/05/5-1172/2022 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
О дате и времени заседания () уведомлен надлежащим образом, представлены письменные пояснения (вх. № 565/23 от 20.01.2023), согласно которым факт размещения спорной рекламы «Займы по ПТС», ↑ Займы под ПТС 5959 28» () подтвердил, при этом отметил, что «под аббревиатурой «ПТС» подразумевается «пассажирское транспортное средство», а не «паспорт транспортного средства», как ошибочно истолковано Вами.
Согласно Приказа Росстата от 29.12.2017 № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» под «Пассажирским транспортным средством» подразумевается дорожное механическое транспортное средство, предназначенное исключительно или преимущественно для перевозки одного или более человек, под залог которых и предоставляются заём.
Однако мной по невнимательности на размещенном информационном баннере не была указана расшифровка аббревиатуры «ПТС».
Изучив материалы дела, представленные письменные пояснения (), Комиссия приходит к следующим выводам.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).
Из системного толкования норм следует, что законодательство о рекламе требует указать информацию о рекламируемой услуге, об условиях ее приобретения и использования, а объем такой рекламной информации не должен искажать смысла рекламы и вводить в заблуждение потребителя рекламы относительно рекламируемого товара (услуг).
В этой связи не допускается умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом.
Частью 1 статьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документом, идентифицирующим транспортное средство является паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) (далее - ПТС).
Довод () о том, что, под аббревиатурой «ПТС» подразумевается «пассажирское транспортное средство», а не «паспорт транспортного средства», подлежит отклонению ввиду того, что в приказе Росстата от 29.12.2017 № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» содержится понятие «пассажирское автотранспортное средство» - дорожное механическое транспортное средство, предназначенное исключительно или преимущественно для перевозки одного или более человек, что не может быть и не может быть аббревиатурой «ПТС», использованной в рекламе.
Учитывая правовой смысл и содержание понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного и истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара.
Комиссия считает, что после ознакомления с данной рекламой у потребителя создается впечатление о том, что объектом рекламирования является услуга по предоставлению займа под залог паспорта транспортного средства (ПТС) и возможность его получения у рекламодателя, позвонив по телефону 59-5928.
ПТС предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.
Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Залог отдельных видов имущества может быть ограничен или запрещен законом (часть 1 статья 336 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.
Учитывая, что предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки, следовательно, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС.
При таких обстоятельствах ПТС не может являться предметом залога по договору займа.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Таким образом, реклама: «Займы под ПТС» нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку выдача займа под залог ПТС без приема на хранение закладываемого автомобиля, а, равно как и информирование потребителей услуг об осуществлении указанной деятельности не соответствуют требованиям рекламного законодательства.
Потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования (пункт 1 часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее также Федеральный закон «О потребительском кредите»).
Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (статья 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»).
Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому () не относится.
Реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается (часть 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», () является и рекламодателем, и рекламораспространителем.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении () требований пункта 2 части 3 статьи 5 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы займов.
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент вынесения решения материалы дела не содержат доказательств прекращения нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламу () «Займы по ПТС», «↑ Займы под ПТС 59 59 28», размещенную по адресу: г. Омск, ул. Волочаевская, д. 9/3, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
- Выдать () предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 07.02.2023.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.