Определение б/н Нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона о... от 9 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении срока рассмотрения дела № 055/05/18-799/2021

09 сентября 2021 года                                                                                                                                 город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии:  <…>,

рассмотрев материалы дела № 055/05/18-799/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «ИнфоКОЛЛ» (ОГРН 1172468063789, ИНН 2466186280, далее – ООО «ИнфоКОЛЛ», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО «ИнфоКОЛЛ» - <…> (доверенность б/н от 23.08.2021)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из ФАС России направлены заявления гражданина (далее - Заявитель)  по факту поступления 09.05.2021 в 14:54 час. на его абонентский номер <…> от абонента <…> звонка рекламного характера следующего содержания:

 «- Здравствуйте. Группа компаний «Деньги на дом». Меня зовут <…>. Вы оставили заявку на получение денежных средств. Проживаете в Москве?

- Никаких за…».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания к Группе компаний «Деньги на дом» и оказываемым ей финансовым услугам.

По утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

По информации ПАО «ВымпелКом», абонентский номер <…> выделен ООО «ИнфоКОЛЛ» на основании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 690543437 от 03.07.2018.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «ИнфоКОЛЛ» является рекламораспространителем.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что  рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

На запрос Омского УФАС России ООО «ИнфоКОЛЛ» была представлена следующая информация: «…Обществом не осуществлялось распространение рекламы неопределенному кругу лиц, в том числе распространение рекламы по сетям электросвязи.

Что касается указанного в запросе телефонного звонка от 09.05.2021 г. на телефонный номер <…>, то данный телефонный звонок был осуществлен сотрудником Общества конкретному  физическому лицу <…>, который подал  заявление на предоставление потребительского микрозайма. Данный телефонный звонок был осуществлен сотрудником Общества в целях сообщения ему информации по договору  потребительского микрозайма, на заключение которого было оставлено им  заявление.

Номер телефона <…>, по которому был осуществлено звонок, был указан физическим лицом при оставлении заявления о заключении договора потребительского микрозайма. Также данным лицом в электронном виде было подписано согласие на получение информации рекламного характера.

Указанное заявление на получение займа было передано Обществу ООО МКК «Днд» в целях исполнения Обществом своих обязательств по Агентскому договору № 06 от 25.12.2019, согласно которому Общество оказывает ООО МКК «Днд» услуги в том числе по консультированию клиентов ООО МКК «Днд» путем совершения им телефонных звонков.

В связи с изложенным, Общество считает,  что данные обращения к конкретному физическому лицу, давшему согласие на получение рекламной информации, в целях оказания ему консультации по данному заявлению на получение займа, не является распространением рекламы.

Номер телефона <…> принадлежит Обществу. Телефонный звонок на номер телефона <…> осуществлен сотрудником Общества».

Аналогичная позиция изложена ООО «ИнфоКОЛЛ» в письме от 23.08.2021 вх. № 8491.

Дополнительно к пояснениям было приложено согласие заемщика (<…>) на получение кредитной истории и информации рекламного характера, подписанное электронной подписью заемщика. При этом данное согласие не содержит информации об абонентском номере, на который заемщик выразил согласие получать рекламную информацию.

Кроме того, ООО «ИнфоКОЛЛ» в адрес Омского УФАС России представлено 2 заявления о предоставлении потребительского микрозайма, оформленные на имя <…>. При  этом в одном из них в качестве контактного указан только 1 абонентский номер, абонентом которого заявитель не является, а во втором помимо 1, указан также и абонентский номер Заявителя – <…>. В остальной части заявления полностью идентичны.

По информации ПАО «МегаФон» абонентский номер <…> выделен Заявителю  на основании договора об оказании услуг связи № CSN-3209675 от 28.11.2006.

При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии согласия Заявителя  (абонентский номер <…>) на получение рекламы от ООО «ИнфоКОЛЛ»  в Омское УФАС России не представлено.

На заседании Комиссии 09.09.2021 представитель ООО «ИнфоКОЛЛ» поддержала позицию Общества, изложенную ранее, при этом указала, что ООО «ИнфоКОЛЛ» самостоятельно согласие абонентов на получение рекламы не запрашивает, данным вопросом занимается ООО МКК «Днд».

Относительно предоставления ООО «ИнфоКОЛЛ» в адрес Омского УФАС России разных в части содержания (указания абонентских номеров) заявлений <…> о предоставлении потребительского микрозайма  представитель ООО «ИнфоКОЛЛ»  пояснить затруднилась.

Учитывая, что для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела, необходимо получить дополнительную информацию, в соответствии с пунктами 31- 33 и 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Рассмотрение дела № 055/05/18-799/2021 отложить.

2. Назначить рассмотрение дела на 27 октября  2021 года в 15:15 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.

3. Привлечь к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «ДНД» (ИНН 7840068180,  ОГРН 1177847234245, юридический адрес: <…>).

4. ООО МКК «ДНД» срок до  22 октября  2021 года представить в адрес Омского УФАС в письменной форме:

- пояснения относительно порядка оформления займов и получения согласия заемщиков;

- информацию о том, каким образом происходит проверка личности заемщика, а также указанного при оформлении заявки абонентского номера;

- надлежаще заверенные копии согласия абонента <…> на получение рекламной информации от ООО МКК «ДНД» (в том числе в электронном виде).

5. ООО «ИнфоКОЛЛ» срок до 22 октября  2021 года направить в адрес Омского УФАС:

- письменные пояснения относительно представленных ранее в адрес Управления разных в части содержания (указания абонентских номеров) заявлений <…> о предоставлении потребительского микрозайма;

- надлежаще заверенную  копию заявления  абонента <…> с согласием на получение рекламной информации (в том числе  согласие в электронном виде).

В связи с эпидемиологической обстановкой рассмотрение дела осуществляется дистанционно.

Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС):  https://fas3.tconf.rt.ru/c/8156703122.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <

Связанные организации

Связанные организации не указаны