Предупреждение б/н . от 23 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е  №  055/01/15-238/2022

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения

антимонопольного законодательства

 

23.03.2022                                                                                                                                  г. Омск

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступило заявление владельцев нестационарных торговых объектов, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска (вх. № 12497 от 23.12.2021) (далее – Владельцы, Заявители), а также дополнение к означенному заявлению (вх. № 2447 от 11.03.2022) о нарушении Администрацией города Омска (далее – Администрация) антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителей, в утверждении архитектурного облика для нестационарных торговых объектов, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска, который создает дискриминационные условия при осуществлении хозяйственной деятельности Заявителями.

Из заявления следует, что постановлением Администрации города Омска от 21.06.2021 № 379-п внесены изменения в постановление Администрации города Омска от 09.08.2018 № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска» (далее – Постановление № 812-п), согласно которым определены требования к архитектурному облику нестационарных торговых объектов (далее – НТО) в подземных пешеходных переходах города Омска.

Как указывают Владельцы НТО, коричневый цвет сэндвич панелей и ударопрочного стекла со стеклопакетом, определенный для НТО в  подземных пешеходных переходах, является в несколько раз дороже цветового решения (белый, серый), установленного для НТО, находящихся на поверхности земли.

Так, Омским УФАС России при рассмотрении заявления установлено следующее.

Согласно пунктам 15, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003                   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ), в части 3 статьи 3 которого определено, что органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона № 381-ФЗ под НТО понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Частью 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

На основании вышеуказанных положений постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п утвержден порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее – Постановление № 1812-п).

В силу пунктов 1-4 Постановления № 1812-п порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска разработан в соответствии с Законом                 № 381-ФЗ, приказом Министерства экономики Омской области от 23 августа 2010 года               № 28 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов» в целях формирования торговой инфраструктуры города Омска с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли для обеспечения доступности товаров и услуг населению города. Порядок определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.

Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных в сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Омска производится в соответствии с утвержденной Администрацией схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.

Разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в том числе, в целях соблюдения внешнего архитектурно-художественного облика сложившейся застройки города Омска.

Под внешним архитектурно-художественный обликом сложившейся застройки города Омска, согласно пункту 7 Постановления № 1812-п, понимается пространственно-композиционное решение территории города Омска, обеспечивающее целостность восприятия фрагментов застройки, при котором взаимоувязка объектов капитального строительства, всех элементов застройки, элементов благоустройства, рекламных конструкций, знаково-информационных систем и окружающей среды осуществлена с учетом воплощенных архитектурных решений, соразмерности пропорций, цвета, пластики, метрических и ритмических закономерностей и направлена на создание эстетичной, комфортной городской среды.

Также, согласно части 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Под благоустройством территории поселения (городского округа) в силу статьи 5 Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ в Закон № 131-ФЗ  также введена статья 45.1, предусматривающая содержание правил благоустройства территории муниципального образования.

Согласно положениям статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы, приведенные в части 2 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ, а также иные вопросы, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.

На основании пункта 2 части 2 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.

Во исполнение положений Закона № 131-ФЗ Омским городским Советом принято решение от 25.07.2007 № 45 о правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее – Правила благоустройства).

Согласно пункту 1.1 статьи 1 Правил благоустройства к элементам благоустройства относятся, в том числе некапитальные нестационарные сооружения.

Согласно пункту 1.3 статьи 1 Правил благоустройства под внешним архитектурно-художественным обликом сложившейся застройки города Омска также понимается пространственно-композиционное решение территории города Омска, обеспечивающее целостность восприятия фрагментов застройки, при котором взаимоувязка объектов капитального строительства, всех элементов застройки, элементов благоустройства, рекламных конструкций, знаково-информационных систем и окружающей среды осуществлена с учетом воплощенных архитектурных решений, соразмерности пропорций, цвета, пластики, метрических и ритмических закономерностей и направлена на создание эстетичной, комфортной городской среды.

В пункте 17 Правил благоустройства под архитектурным обликом зданий, сооружений, нестационарных торговых объектов, остановочных навесов понимается  совокупность внешних поверхностей, в том числе их цвет и материалы (кровля, кровельное ограждение, наружные стены, входные группы (наружный тамбур, входные двери, крыльца, отдельные ступени, входные площадки, пандусы, навесы, козырьки, перила, поручни, декоративные элементы), окна, защитные решетки, экраны, маркизы, витрины, балконы, лоджии, террасы, парапеты, карнизы, эркеры, порталы арочных проемов, приямки, архитектурно-декоративные элементы (детали), водосточные трубы, наружные лестницы, элементы функционального освещения, архитектурно-художественной подсветки, наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, иное дополнительное оборудование), предусмотренных проектом, на основании которого был построен объект, либо паспортом цветового решения фасада здания, сооружения. Требования к архитектурному облику зданий, сооружений, нестационарных торговых объектов, остановочных навесов устанавливаются правовым актом Администрации города Омска.

На основании Закона № 131-ФЗ, Правил благоустройства, Постановления № 1812-п постановлением Администрации города Омска № 812-п от 09.08.2018 утверждены требования к архитектурному облику НТО, в который постановлением Администрации города Омска от 21.06.2021 № 379-п внесены дополнения, в части архитектурного облика НТО, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска (приложение               № 2).

Так, для НТО, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска утвержден следующий архитектурный облик, для одного единственно возможного типа НТО (киоска или павильона):

 

Внешние элементы

Материал отделки элементов

Цветовое решение (колер)

Примечание

Павильон/киоск

Фриз

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 8014 (сепия коричневый)

Для размещения знаково-информационной системы

Стена

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 8014 (сепия коричневый)

Не допускается применение кирпича, строительных блоков, профлиста, винилового сайдинга

Витринное остекление

Профиль ПВХ, алюминиевый профиль, стеклопакет

RAL 8014 (сепия коричневый)

Стекло витринное ударостойкое безосколочное, прозрачное

Дверь

Профиль ПВХ, алюминиевый профиль, стеклопакет

RAL 8014 (сепия коричневый)

Стекло витринное ударостойкое безосколочное, прозрачное

Цоколь

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 8014 (сепия коричневый)

Не допускается применение кирпича, строительных блоков, профлиста, винилового сайдинга

Декоративный элемент

Металлические ламели (текстура под дерево)

RAL 8001 (охра коричневая)

 

 

Тогда как, Постановлением № 812-п для НТО, расположенных на поверхности земли, определены 4 типа (вида) НТО (киоск, павильон) в цветовых решениях – серый, бежевый или комбинированный, для которых установлены следующие требования:

 

Внешние элементы

Материал отделки элементов

Цветовое решение (колер)

Примечание

Киоск/павильон

Приставная площадка

Просечной нержавеющий лист

 

 

Цоколь

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 7026 (Гранитовый серый)

 

Стены

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 7004 (Сигнальный серый)

RAL 1001 (Бежевый)

Не допускается применение кирпича, строительных блоков, профлиста, винилового сайдинга

Угловой декоративный элемент

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 9022 (Жемчужный светло-серый)

RAL 8007 (Палево-коричневый)

 

Окна

Профиль ПВХ, алюминиевый профиль, стеклопакет

RAL 7011 (Железно-серый)

RAL 9003 (Сигнальный белый)

Стекло витринное ударостойкое безосколочное (простое или тонированное)

Входная дверь

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 7004 (Сигнальный серый)

RAL 1001

(Бежевый)

Глухая одностворчатая

Входная дверь на главном фасаде (для павильонов)

Профиль ПВХ, алюминиевый профиль, стеклопакет

RAL 7011 (Железно-серый)

RAL 9003 (Сигнальный белый)

Стекло витринное ударостойкое безосколочное (простое или тонированное)

Козырек

Монолитный поликарбонат

1. Для киосков-прозрачный или тонированный серый

2. Для павильонов – прозрачный или тонированный

 

Парапет

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 7004 (Сигнальный серый)

RAL 1001 (Бежевый)

 

Крыша

Профнастил оцинкованный

RAL 7004 (Сигнальный серый)

Не допускается применение шифера, металлочерепицы

Фриз

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 7011 (Железно-серый)

RAL 1011 (Коричнево-бежевый)

Для размещения рекламно-информационного оформления

Угловой элемент фриза

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 7011 (Железно-серый)

RAL 8007 (Палево-коричневый)

 

Нижний декоративный элемент

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 7011 (Железно-серый)

RAL 8007 (Палево-коричневый)

 

Дверной декоративный элемент (для павильона)

Сэндвич панели, панели "Alucobond"

RAL 7011 (Железно-серый)

RAL 8007 (Палево-коричневый)

 

 

Омским УФАС России установлено, что в результате проведенных аукционов в соответствии с Постановлением № 1812-п, между бюджетным учреждением города Омска «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства» и Владельцами НТО, в числе которых являются как индивидуальные предприниматели, так и юридических лица, всего 40 хозяйствующий субъектов, с сентября по декабрь 2021 заключены договоры на право размещения НТО, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска.

Между тем, до настоящего времени Владельцы НТО (100% владельцев НТО, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска) не привели свои НТО в соответствие с требованиями к архитектурному облику, установленному в Постановлении № 812-п для НТО, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска, по причине, как указывается Заявителями, несоразмерной стоимости установки НТО в подземных пешеходных переходах города Омска, ввиду требований к архитектурному облику.

Омское УФАС России отмечает, что в сравнении с требованиями к НТО, расположенными на поверхности земли, у владельцев НТО, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска, отсутствует альтернатива как в выборе типа НТО, так и в выборе его цветового решения и декоративного оформления, что может повлиять на итоговую стоимость установки такого НТО, соответственно, к принятию таким владельцем НТО решения ухода с данного товарного рынка.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Рассмотрев заявление Владельцев НТО, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска, Омское УФАС России усматривает в постановлении Администрации города Омска от 09.08.2018 № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска», устанавливающем дифференцированные требования к архитектурному облику нестационарных торговых объектов, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска по сравнению с нестационарными торговыми объектами, расположенными на поверхности земли, признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей  39.1 Закона о защите конкуренции Омское УФАС России,  

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д А Е Т

 

Администрацию города Омска о необходимости прекращения действия вышеуказанного акта в части, нарушающей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем принятия и утверждения в установленном законом порядке единых требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов, расположенных в подземных пешеходных переходах города Омска и нестационарных торговых объектов, расположенных на поверхности земли, с учетом позиции Омского УФАС России, изложенной в настоящем предупреждении.  

 

Настоящее предупреждение подлежит исполнению не позднее двух месяцев с момента получения настоящего предупреждения.

 

О выполнении настоящего предупреждения Администрации города Омска необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

Руководитель  управления                                                                                    В.А. Кабаненко

Связанные организации

Связанные организации не указаны