Решение б/н - от 2 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 055/07/3-617/2020

о признании жалобы обоснованной

 

 

02.07.2020                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Электро» (далее – ООО «Электро», Заявитель, Общество) на действия муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (далее – МП г. Омска «Тепловая компания», Предприятие, Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку катионита  КУ-2-8 (извещение № 32009164629 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Запрос котировок);

в присутствии представителей Заявителя посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность № 1 от 29.06.2020, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 2 от 29.06.2020, личность удостоверена паспортом);

в присутствии представителя Ответчика – <...> (доверенность № 3859-ИП/04 от 02.07.2020, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России из ФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 6816э от 22.06.2020, № 6904э от 23.06.2020, № 7188 от 30.06.2020) на действия Предприятия при проведении Запроса котировок. По мнению Общества, Заказчик необоснованно отклонил заявку ООО «Электро», тем самым нарушил положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии протоколом № ПРЗЗК 163/20 от 04.06.2020 заявка ООО «Электро» была отклонена по причине несоответствия характеристик, предлагаемого к поставке товара.

Согласно главе II «Наименование и описание предмета закупки» приложения к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку катионита КУ-2-8 (Na) от 20.05.2020 (далее – извещение о проведении Запроса котировок) предметом закупки является: поставка катионита КУ-2-8 (Na) по ГОСТ 20298-74 «Смолы ионообменные. Катиониты. Технические условия» (далее – ГОСТ 20298-74), то есть катионит КУ-2-8 в натриевой форме.

Между тем, в пункте 1.1 главы 1 «Марки и технические требования» ГОСТ 20298-74 упомянуты только водородно-солевая (марка КУ-2-8) и водородная (марка КУ-2-8Чс) формы катионита КУ-2-8.

Указанный Заказчиком катионит марки КУ-2-8 (Na) натриевой формы в  ГОСТ 20298-74 отсутствует.

Катионит КУ-2-8 (Na) производится ООО ПО «Токем» в соответствии с  ТУ 6-07-493-95, дилером которого является ООО «Электро». Катионит, произведенный по указанным ТУ, был предложен ООО «Электро» к поставке в заявке на участие в Запросе котировок.

Заявитель считает, что Заказчиком в главе II «Наименование и описание предмета закупки» извещения о проведении Запроса котировок допущена грубейшая ошибка при описании предмета закупки, в результате которой заявка Общества была неправомерно отклонена.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства, в том числе отмене протокола № ПРЗЗК 163/20 от 04.06.2020.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 22.06.2020 № 05-5842 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

В письменных пояснениях (вх. № 7184э от 29.06.2020) Заказчик указывает, что с доводами Заявителя не согласен ввиду следующего.

Техническое описание продукции подготовлено на основании требований, предъявляемых химической службой предприятия к данному виду товара.

В соответствии с режимными картами по ведению воднохимического режима системы теплоснабжения при подготовке подпиточной и сетевой воды используется катионит с физико-химическими показателями, соответствующими марке КУ-2-8 согласно ГОСТ 20298-74, Na (натрий) формы.

Заказчик указывает, что ссылка на ГОСТ 20298-74 при описании предмета закупки была использована с целью идентификации требуемого товара и доведения до потенциальных поставщиков необходимых минимальных физико-химических требований, предъявляемых к катиониту. Именно для этого при описании предмета закупки была использована следующая формулировка: «марка КУ-2-8 (Na) по ГОСТ 20298-74».

Требование о том, что катионит должен иметь Na (натриевую) форму является дополнительным требованием к товару. Уточнение формы катионита не влияет на требования, предъявляемые к физико-химическим показателям, соответствующим марке КУ-2-8 по ГОСТ 20298-74.

Заказчик отмечает, что в период подачи заявок на участие в торгах запросов на разъяснение, связанных с техническим описанием продукции, не поступало.

По результатам рассмотрения первых частей заявок ООО «Электро» отказано в допуске к участию в Запросе котировок на основании подпункта 2 пункта 5.1.5 извещения о проведении Запроса котировок, в связи с несоответствием информации и документов, предусмотренных пунктом 4.1 извещения о проведении Запроса котировок, требованиям извещения о закупке.

При описании товара, предлагаемого к поставке, Общество предложило продукцию: «Смола ионообменная катионит КУ-2-8 Na-форма ТУ 6-07-493-95». Информации о соответствии физико-химических показателей предлагаемой продукции требованиям, предъявляемым к марке КУ-2-8 по ГОСТ 20298-74, в котировочной заявке не указывалось. Характеристики предлагаемого для поставки товара в заявке ООО «Электро» не соответствуют требованиям извещения Запроса котировок. Таким образом, Заказчик считает отклонение заявки Общества правомерным.

Представитель Заказчика также отметил, что в соответствии с частью 11 статьи 34 Положения о закупках товаров работ услуг для нужд МП г. Омска «Тепловая компания», утвержденного приказом № 130-ПО от 14.05.2019, с изменениями от 30.12.2019 (далее – Положение о закупках) Предприятием заключен договор с ООО «Юнитрейд», как с единственным участником закупки, подавшим заявку, соответствующую требованиям извещения о проведении Запроса котировок. Копия указанного договора представлена в материалы настоящего дела.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 20.05.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Заказчиком размещено извещение о проведении Запроса котировок.

Согласно извещению № 32009164629 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 20.05.2020 по 01.06.2020.

Дата окончания срока рассмотрения заявок – 04.06.2020. Дата подведения итогов Запроса котировок – 09.06.2020.

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 595 200,0 рублей, в том числе НДС.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок № ПРЗЗК 163/20 от 04.06.2020 на участие в Запроса котировок поступило 2 заявки, по результатам рассмотрения которых ООО «Электро» отказано в допуске к участию в Запросе котировок.

Согласно протоколу подведения итогов Запроса котировок договор заключается с ООО «Юнитрейд», как с единственным участником закупки, подавшим заявку, соответствующую требованиям извещения Запроса котировок, с ценой договора 430 200,0 рублей.

Уведомлением Омского УФАС России от 22.06.2020 № 05-5842 Запрос котировок приостановлен.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при организации и проведении Запроса котировок руководствовался Положением о закупках.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Из содержания части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе:

  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  • требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Аналогичные положения содержатся в статье 15 Положения о закупках.

В пункте 4 извещения о проведении Запроса котировок установлены требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в Запросе котировок.

Согласно подпункту 2 пункта 4.1.1 извещения о проведении Запроса котировок заявка на участие в Запросе котировок должна содержать котировочную заявку (по форме согласно разделу IV «Форма заявки» извещения о проведении Запроса котировок), которая включает в себя согласие на поставку товара, который указан в извещении о проведении Запроса котировок и конкретные показатели товара, соответствующего значениям эквивалентности, установленным данным извещением на условиях, предусмотренных проектом договора.

В соответствии с пунктами 4.2.6, 4.2.7 извещения о проведении Запроса котировок описание участником закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги осуществляется предоставлением сведений согласно подпункту 2 пункта 4.1.1 извещения о проведении Запроса котировок. Конкретные показатели товара указываются участником закупки в заявке на участие в Запросе котировок в соответствии с разделом II «Наименование и описание предмета закупки» извещения о проведении Запроса котировок.

Так, согласно разделу II «Наименование и описание предмета закупки» извещения о проведении Запроса котировок Заказчику требуется катионит марки КУ-2-8 (Na) по ГОСТ 20298-74 в количестве 4,8 тонн.

Комиссией установлено, что заявка ООО «Электро» на участие в Запросе котировок оформлена по форме согласно разделу IV «Форма заявки» извещения о проведении Запроса котировок. В сведениях о поставляемом товаре Обществом указано: «Смола ионообменная катионит КУ-2-8 Na-форма ТУ 6-07-493-95». Из характеристик поставляемого товара следует, что катионит КУ-2-8 имеет натриевую (Na+) ионную форму.

Комиссия, проанализировав ГОСТ 20298-74, установила, что в пункте 1.1 раздела 1 «Марки и технические требования» ГОСТ 20298-74 указаны марки катионитов в зависимости от свойств и назначения. Согласно названному пункту катионит марки КУ-2-8 относится к сульфо-группе, имеет водородно-солевую ионную форму товарного катионита.

Таким образом, требуемая Заказчиком натриевая (Na) ионная форма катионита КУ-2-8 в ГОСТ 20298-74 отсутствует.

Заявителем в материалы дела представлены ТУ 6-07-493-95 «Смолы ионообменные. Катиониты марок КУ-2-8 и КУ-2-8М» (изменение № 5 от 25.12.2012), устанавливающие технические требования к катиониту КУ-2-8 (Na+ формы), производимому ООО ПО «Токем». В соответствии с указанными техническими условиями ионная форма товарных катионитов может быть как водородно-солевая, так и натриевая.

Из письменных пояснений Заказчика следует, что ссылка на ГОСТ 20298-74 при описании предмета закупки была им использована с целью идентификации требуемого товара и доведения до потенциальных поставщиков необходимых минимальных физико-химических требований, предъявляемых к катиониту. Требование о том, что катионит должен иметь Na (натриевую) форму является дополнительным требованием к товару.

Комиссия считает, что из описания предмета закупки, указанного в разделе II извещения о проведении Запроса котировок, не следует, что требования ГОСТ 20298-74 к катиониту марки КУ-2-8 предъявляются Заказчиком только в части физико-химических показателей, которым должен соответствовать предлагаемый к поставке катионит. При этом в описании предмета закупки также не указано, что натриевая форма катионита (Na) является дополнительным требованием.

Комиссия не может согласиться с доводом Заказчика о том, что уточнение формы катионита не влияет на требования, предъявляемые к физико-химическим показателям, соответствующим марке катионита КУ-2-8 по ГОСТ 20298-74.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в разделе II «Наименование и описание предмета закупки» извещения о проведении Запроса котировок требования к товару, а именно о поставке катионита марки КУ-2-8 натриевой формы (Na) по ГОСТ 20298-74, являются невыполнимыми. В связи с чем, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.1.5 извещения о проведении Запроса котировок основанием для принятия решения несоответствия участника закупки требованиям, установленным извещением о закупке, является несоответствие информации и документов, предусмотренной пунктом 4.1 извещения о проведении Запроса котировок, требованиям извещения о закупке.

Из протокола рассмотрения заявок № ПРЗЗК 163/20 от 04.06.2020 следует, что     ООО «Электро» отказано в допуске к участию в Запросе котировок на основании подпункта 2 пункта 5.1.5 извещения о проведении Запроса котировок, поскольку указанные Обществом в заявке характеристики предлагаемого для поставки товара по позиции № 1 «Катионит ТУ 6-07-493-95» не соответствуют требованиям извещения о проведении Запроса котировок – ГОСТ 20298-74.

Учитывая, что установленные в разделе II извещения о проведении Запроса котировок требования о поставке катионита марки КУ-2-8 натриевой формы (Na) по  ГОСТ 20298-74 являются невыполнимым, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика не имелось правовых оснований для отклонения заявки ООО «Электро» по указанному основанию.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Поскольку 22.06.2020 МП г. Омска «Тепловая компания» с ООО «Юнитрейд» заключен договор № 10024/2/20, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности отмены протокола рассмотрения заявок № ПРЗЗК 163/20 от 04.06.2020. Учитывая, установленные по делу обстоятельства, Комиссия считает необходимым аннулировать Запрос котировок.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Электро» (ИНН 7701657728, ОГРН 1067746563664, юридический адрес: 105082, г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 6, оф. 402/5-4) на действия муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200, юридический адрес: 644069, Омская область, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 125 А) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку катионита КУ-2-8 (извещение № 32009164629);

2. Выдать предписание муниципальному предприятию города Омска «Тепловая компания» об аннулировании запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку катионита КУ-2-8 (извещение № 32009164629) и совершении действий, направленных на расторжение договора № 10024/2/20 от 22.06.2020.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны