Определение б/н Определение о возбуждении дела от 15 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/7-1085/2022 и назначении дела к рассмотрению

14 декабря 2022 года                                                                                                                                 г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (…) – заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения ООО «ГЕН», ООО «УК «СМК Холдинг» пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, прокуратурой Омской области перенаправлено обращение гражданина по факту размещения 19.07.2022 в сетевом издании «Om1.ru» статьи «Клиника косметологии Doctor Ivanovich: люксовые процедуры становятся доступными».

По утверждению заявителя, указанная статья является рекламой, распространяющейся с нарушением требований Федерального закона «О рекламе» в части отсутствия лицензии у клиники косметологии «Doctor Ivanovich» на осуществление медицинской деятельности.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в сети Интернет в сетевом издании «Om1.ru», в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к открытию косметологической клиники «Doctor Ivanovich» и оказываемых в ней услугах: «увеличение губ с помощью швейцарского филлера…», «блефоропластика» и т.д.

На запрос Омского УФАС России ООО «УК «СМК Холдинг» (учредитель сетевого издания «Om1.ru») представлены письменные пояснения и документы (вх. № 12423-эп/22 от 12.12.2022).

Между ООО «УК «СМК Холдинг» и ООО «ГЕН» заключен договор от 18.07.2022 № 22/00835/05 на оказание рекламных услуг, в соответствии с которым в сетевом издании «Om1.ru» 19.07.2022 размещена рассматриваемая рекламная статья «Клиника косметологии Doctor Ivanovich: люксовые процедуры становятся доступными…».

В соответствии с актом от 31.07.2022 № 2102 ООО «ГЕН» претензий к ООО «УК «СМК Холдинг» не имеет.

Согласно сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения www.roszdravnadzor.gov.ru ООО «ГЕН» наделено правом осуществлять медицинскую деятельность по адресу: г. Омск, ул. Октябрьская, д. 33, к. 2 при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по медицинскому массажу, сестринскому делу в косметологии, дерматовенерологии, косметологии, организации здравоохранения и общественному здоровью, эпидемиологии в соответствии с лицензией ЛО41-01165-55/00630046, выданной 02.12.2022.

Таким образом, на момент выхода рекламной статьи (19.07.2022) ООО «ГЕН» не обладало лицензией на осуществление медицинской деятельности.

Не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений (пункт 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»).

Кроме того, текст рекламы содержит перечень оказываемых услуг, подразумевающих стороннее вмешательство в организм человека.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даны понятия, в том числе:

- медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении (далее – Номенклатура).

Согласно положениям Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два раздела «А» и «В»:

- раздел «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение;

- раздел «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В соответствии с Номенклатурой рекламируемая услуга «блефоропластика» относится к медицинской - «пластика века (блефаропластика) без и с пересадкой тканей» (A16.26.111).

В силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

На момент фиксации Омским УФАС России распространяемой рекламы и в представленном ООО «УК «СМК Холдинг» макете информация, предусмотренная частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «ГЕН» является рекламодателем, ООО «УК «СМК Холдинг» - рекламораспространителем.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 7 и частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24,25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 1. Возбудить производство по делу № 055/05/7-1085/2022 по признакам нарушения требований пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель;

- в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе –

общество с ограниченной ответственностью «ГЕН», ИНН 5503260124, ОГРН 1225500012968, адрес: 644043, г. Омск, ул. Октябрьская, д. 33, к. 2;

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «СМК Холдинг», ИНН 5505048684, ОГРН 1155543024405, адрес: 644043, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, к. 4, пом. 50П;

3. Назначить дело № 055/05/7-1085/2022 к рассмотрению на 12.01.2023 в 15:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. ООО «ГЕН» в срок до 10.01.2023 представить в адрес Омского УФАС России:

- письменные пояснения относительно вышеуказанного факта распространения рекламы в сетевом издании, в том числе информацию о наличии у ООО «ГЕН» лицензии на осуществление медицинской деятельности на момент распространения рекламы (июль 2022 года);

- документы, на основании которых распространялась реклама (договор, копии платежных поручений и т.п.).

5. ООО «УК «СМК Холдинг» в срок до 10.01.2023 представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв по доводам, указанным в настоящем определении.

Рассмотрение дела может осуществляется дистанционно.

Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС): https://fas3.tconf.rt.ru/c/5356976684.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии                                                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны