Решение б/н Решение от 28 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о прекращении дела № 055/01/10-393/2020

 

Резолютивная часть оглашена 15.10.2020

изготовлено в полном объёме 28.10.2020                                                                                    г. Омск                                                      

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела № 055/01/10-393/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<Л…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<С…> – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<А…> – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<П…>  – главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<Р…> – ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

с участием представителя ответчика – ООО «Газпром межрегионгаз Омск» <П…> (доверенность), представителя заявителя – ООО «Комплекстеплосервис» <Ф…> (доверенность),

рассмотрев в заседаниях Комиссии материалы дела № 055/01/10-393/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного приказом Омского УФАС России № 80 от 23.04.2020 по заявлению ООО «Комплекстеплосервис» в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Омск» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при осуществлении действий по ограничению в сентябре - октябре 2019 года подачи (поставки) газа на котельные, эксплуатируемые ООО «Комплекстеплосервис»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-393/2020 возбуждено приказом Омского УФАС России № 80 от 23.04.2020 по заявлению ООО «Комплекстеплосервис» (ОГРН 1175543032653, ИНН 5504150798) (далее также Заявитель) в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Омск» (ИНН 5501174543, ОГРН 1165543076478) (далее также Ответчик, поставщик газа) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при осуществлении действий по ограничению в сентябре - октябре 2019 года подачи (поставки) газа на котельные, эксплуатируемые ООО «Комплекстеплосервис».

При рассмотрении Омским УФАС России  заявления ООО «Комплекстеплосервис» установлено следующее.

В  декабре 2018 года между ООО «Газпром межрегионгаз Омск» (поставщик) и ООО «Комплекстеплосервис» (покупатель) было заключено два договора поставки газа на три котельные, расположенные по адресам: г. Омск, мкр. Входной; Омская область, Омский район, место подачи газа: пос. Ростовка, пос. Ключи.

В связи с несвоевременной оплатой газа у покупателя образовалась задолженность перед поставщиком, в связи с чем 10.09.2019 ООО «Газпром межрегионгаз Омск» направило в адрес покупателя уведомление № 05/5981 о полном ограничении поставки газа на вышеуказанные котельные с 01.10.2019.

23 и 24 сентября 2019 года ООО «Комплекстеплосервис» направило в адрес поставщика газа письма № 865 и  № 869 с предложением заключить договор поставки газа для бесперебойного  ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, с расчетом необходимого для этого объема газа.

25.09.2019 ООО «Газпром межрегионгаз Омск» направило в адрес покупателя повторное уведомление № 05/6431 о полном ограничении поставки газа на вышеуказанные котельные  до уровня среднеоплаченного объема, равного  483,500 тыс. куб.м. для отбора газа в октябре 2019 года, начиная с 01.10.2019.

Одновременно  поставщик газа направил покупателю письмо от 25.09.2019 исх.          № 05/6456 о том, что представленные расчеты не могут быть использованы для заключения договора в целях бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности.

Сведения о мощности газоиспользующего оборудования были представлены ООО «Комплекстеплосервис» поставщику газа письмом от 30.09.2019 исх. № 888.

17.10.2019 ООО «Газпром межрегионгаз Омск» направило в адрес покупателя повторное уведомление № 05/7051 о принудительном полном ограничении поставки газа на вышеуказанные котельные с 13:00 час. 22.10.2019.

Указанные действия поставщика газа были обжалованы в антимонопольный орган и в  арбитражный суд. До вступления решения арбитражного суда по делу № А46-19339/2019 в законную силу рассмотрение заявления было отложено на основании части 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции, возобновлено после рассмотрения дела № А46-19339/2019 арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решением от 12.12.2019  по делу № А46-19339/2019 Арбитражный суд Омской области признал незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Омск» по ограничению подачи (поставки) газа на три котельные, эксплуатируемые ресурсоснабжающей организацией – ООО «Комплекстеплосервис» (уведомления направлены в срок менее чем за 20 календарных дней).

Восьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.02.2020 года по делу № А46-19339/2019 обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции оставил без изменения, признал действия поставщика газа незаконными, указав, что поставщиком газа не доказано соблюдение сроков  направления уведомления о полном ограничении подачи (поставки) газа, предусмотренных Правилами № 1245. При этом  суд апелляционной инстанции обратил внимание на необходимость учитывать установленный правилами предоставления коммунальных услуг запрет на  ограничение или приостановление услуги по отоплению.  Из постановления суда также следует, что «в сложившейся ситуации ООО «Газпром межрегионгаз Омск» не должно было допускать ограничения подачи газа на эксплуатируемые истцом котельные до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, то есть, в объеме ниже уровня, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; оказания коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и  жилых домов» (стр. 13-14 постановления суда апелляционной инстанции).

ООО «Газпром межрегионгаз Омск» занимает доминирующее положение на рынке поставки природного газа в границах территории Омской области.

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на определенном товарном рынке установлен частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

            Проанализировав представленные при рассмотрении заявления ООО «Комплекстеплосервис» доводы заявителя и поставщика газа, представленные  документы, с учетом решений арбитражных судов двух инстанций по делу № А46-19339/2019, антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в обжалуемых действиях поставщика газа признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые выразились в злоупотреблении ООО «Газпром межрегионгаз Омск» доминирующим положением на рынке поставки природного газа путем осуществления действий при ограничении в сентябре – октябре 2019 года подачи (поставки) газа на котельные, эксплуатируемые ООО «Комплекстеплосервис», с нарушением пунктов 10-13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 № 1245 (далее – Правила № 1245), что повлекло ущемление интересов ООО «Комплекстеплосервис», поставляющего населению коммунальные ресурсы для целей теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также могло повлечь ущемление интересов неопределенного круга социально-значимой категории не имеющих задолженности потребителей коммунальных услуг, оказываемых ООО «Комплекстеплосервис».

            При рассмотрении антимонопольного дела на заседаниях Комиссии представитель Заявителя поддержал изложенные в заявлении доводы и пояснил, что поставщик газа необоснованно отклонил предложение заключить договор поставки газа для бесперебойного  ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, и не принял во внимание сделанный ООО «Комплекстеплосервис» расчет необходимого для этого объема газа. Наличие задолженности перед поставщиком газа не оспаривал. Подтвердил, что в перечень абонентов, не имеющих задолженности за коммунальные ресурсы, были включены «должники», на объектах которых – в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах) не имелось технической возможности прекратить  горячее водоснабжение. В остальном требования Правил № 1245 были ООО «Комплекстеплосервис» соблюдены. При рассмотрении дела Заявителем были представлены новые списки абонентов, не имеющих задолженности перед ООО «Комплекстеплосервис» по состоянию на дату получения первого уведомления в сентябре 2019 года.

            Представитель Заявителя также пояснил, что уровень среднеоплаченного объема, равного  483,500 тыс. куб.м. для отбора газа в октябре 2019 года, указанный в повторном уведомлении от 25.09.2019 № 05/6431 о полном ограничении поставки газа на котельные ООО «Комплекстеплосервис», недостаточен для обеспечения бесперебойного снабжения коммунальным ресурсом абонентов Заявителя, не имеющих задолженности. В подтверждение доводов ООО «Комплекстеплосервис» в материалы дела были представлены дополнительные пояснения и подробные расчеты (по каждой котельной).

            Относительно предложения поставщика газа перейти на резервное (дизельное) топливо, изложенного в повторном уведомлении № 05/7051 от 17.10.2019 о принудительном полном ограничении поставки газа на котельные  Заявителя с 13:00 час. 22.10.2019, представитель Заявителя пояснил на заседании Комиссии, что не считает данное предложение ущемляющим интересы ООО «Комплекстеплосервис», поскольку  решение об использовании резервного топлива ООО «Комплекстеплосервис» принимает самостоятельно и в случаях, установленных законодательством. При этом в заседаниях Комиссии представитель Заявителя пояснял, что использование резервного топлива в случае введения поставщиком газа полного ограничения поставки газа на котельные экономически невыгодно для ООО «Комплекстеплосервис» (учитывая стоимость дизельного топлива и вероятность возникновения потребности в увеличении его объёмов для использования в продолжительный период времени) и нецелесообразно, поскольку оно используется в случае аварии, чрезвычайной ситуации и его применение рассчитано на определенный, непродолжительный период времени.

            Представитель поставщика газа в заседаниях Комиссии поддержал доводы ООО «Газпром межрегионгаз Омск», изложенные в письменных пояснениях, представленных по запросам антимонопольного органа, представил в материалы дела доказательства (копии документов) соблюдения поставщиком газа требований Правил № 1245 о порядке и сроках направления поставщиком газа уведомлений в адрес Заявителя,  то есть доказательства, которые ООО «Газпром межрегионгаз Омск» не были предоставлены в материалы арбитражного судебного дела № А46-19339/2019, и о которых арбитражный суд в своем решения указал, что поставщиком газа не доказано соблюдение сроков  направления уведомления о полном ограничении подачи (поставки) газа, предусмотренных Правилами    № 1245.

            В заседаниях Комиссии представитель ООО «Газпром межрегионгаз Омск» пояснил, что считает обоснованными и соответствующими требованиям Правил № 1245 все действия поставщика газа, связанные как с направлением уведомлений в адрес ООО «Комплекстеплосервис», так и с их содержанием, в том числе расчетом уровня среднеоплаченного объема, равного  483,500 тыс. куб.м. для отбора газа в октябре 2019 года, указанным в повторном уведомлении от 25.09.2019 № 05/6431 о полном ограничении поставки газа на котельные ООО «Комплекстеплосервис». Считает, что не были ущемлены интересы Заявителя, и не было угрозы ущемления интересов его добросовестных абонентов, не имеющих задолженности, поскольку поставка газа на котельные Заявителя не была прекращена. В части перечня добросовестных абонентов, представленного ООО «Комплекстеплосервис», указал конкретных абонентов (по перечню, полученному поставщиком газа в сентябре 2019 года и по перечню, представленному в материалы дела),   у которых имелась задолженность за коммунальный ресурс, что не оспаривал представитель Заявителя, который, как уже было упомянуто выше, дал пояснения о причинах включения таких абонентов в данный перечень.

            О возможности перехода на резервное топливо пояснил, что в уведомлении от 17.10.2019 ООО «Газпром межрегионгаз Омск» было изложено такое предложение, которым ООО «Комплекстеплосервис» могло воспользоваться либо не воспользоваться, по своему усмотрению. Обратил внимание Комиссии на размер задолженности Заявителя перед поставщиком газа и наличие законных оснований для направления ООО «Комплекстеплосервис» вышеуказанных уведомлений, а также на то, что представленный в сентябре 2019 года перечень абонентов  не соответствовал требованиям Правил № 1245, поскольку в него были включены   абоненты, имеющие задолженность.

            В заседании 15.10.2020 представителем Заявителя в материалы антимонопольного дела было представлено письмо от 14.10.2020 исх. № 1559, подписанное директором ООО «Комплекстеплосервис», об отказе от доводов, изложенных в заявлении в Омское УФАС России и ходатайство о прекращении дела. Представитель поставщика газа ходатайство поддержал.       

 

            Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям установлен Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245, которые  регламентируют порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Основания для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа определены статьёй 2 Правил № 1245, в том числе: полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев (подпункт е) пункта 2 указанных Правил).

Пунктом 2  Правил № 1245 предусмотрены основания для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа, в том числе полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3-х раз в течение 12 месяцев (подпункт «е» пункта 2 Правил № 1245).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 1245 о предстоящем введении ограничения подачи (поставки) Поставщик обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

 В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (ООО «Комплекстеплосервис» относится к таким потребителям),  срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

Пунктом 11 Правил № 1245 предусмотрено, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Согласно пункту 12 Правил № 1245 исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте б) настоящего пункта.

Комиссия, оценив представленные в материалы антимонопольного дела пояснения и документы, выслушав на заседаниях Комиссии представителей Заявителя и Ответчика, считает, что признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленные при рассмотрении заявления ООО «Комплекстеплосервис», не подтвердились, учитывая следующее:

  • поставщиком газа в материалы антимонопольного дела представлены доказательства соблюдения положений Правил № 1245 при направлении ООО «Комплекстеплосервис» в сентябре - октябре 2019 года  вышеуказанных уведомлений, которые ранее не были представлены в арбитражный суд при рассмотрении дела  № А46-19339/2019, в связи с чем судом было принято решение о нарушении поставщиком газа Правил № 1245. Комиссия считает, что данные обстоятельства не позволяют считать, что означенное решение арбитражного суда имеет преюдициальное значение для принятия решения по настоящему делу. Комиссией установлено наличие законных оснований и соблюдение поставщиком газа установленных Правилами № 1245 порядка и сроков направления Заявителю уведомлений о полном ограничении поставки газа на вышеуказанные котельные в сентябре-октябре 2019 года;
  • представленный Заявителем перечень абонентов, не имеющих задолженности, не соответствовал требованиям подпункту в) пункта 12 Правил № 1245, поскольку в него были включены абоненты, имеющие задолженность за коммунальные ресурсы, в связи с чем у поставщика газа не имелось законных оснований принять полученные от ООО «Комплекстеплосервис» расчеты объёма газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения таких абонентов и заключить соответствующий договор, а у Комиссии  нет оснований и недостаточно доказательств для вывода об установлении признаков нарушения Ответчиком части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части  расчета поставщиком газа уровня среднеоплаченного объема, равного  483,500 тыс. куб.м. для отбора газа в октябре 2019 года, учитывая вышеизложенное и то обстоятельство, что поставка газа не была прекращена;
  •  включение в уведомление от 17.10.2019 предложения перейти на резервное топливо в связи с намерением поставщика газа принудительно полностью ограничить поставку газа на котельные ООО «Комплекстеплосервис» с 13:00 час. 22.10.2019 не ущемляет интересы ООО «Комплекстеплосервис», о чем заявил на заседании Комиссии представитель ООО «Комплекстеплосервис»;
  • не установлено ущемление интересов Заявителя, угроза ущемления интересов добросовестных абонентов ООО «Комплекстеплосервис», не имеющих задолженности за коммунальные ресурсы, в том числе в период до отказа ООО «Комплекстеплосервис» от ранее заявленных доводов о нарушении поставщиком газа прав и законных интересов Заявителя и его абонентов, не имеющих задолженности за коммунальные ресурсы, для приготовления которых используется поставляемый на котельные Заявителя газ.

            На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48  Закона  о  защите  конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение  дела № 055/01/10-393/2020 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных Комиссией Омского УФАС России действиях ООО «Газпром межрегионгаз Омск».

 

 

Председатель комиссии                                                                                                          <Л…>

Члены комиссии                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                     

 

 

 

 

                                                                    

                                                    

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

                                                         

 

                                                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны