Постановление б/н - от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по административному делу № 055/04/14.32-1218/2021

 

14 декабря 2021 года

г. Омск

 

 

Заместитель руководителя Омского УФАС России Лаптева Галина Владимировна, в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 055/04/14.32-1218/2021, возбужденного в отношении должностного лица ООО Проектно – строительная компания «Монолит» (ОГРН 1165543056942, ИНН 5504136842, КПП 551301001, зарегистрировано по адресу: 646650, Омская область, Знаменский район, с. Знаменское,
ул. Ленина, д. 25) (далее – ООО «ПСК «Монолит»)-
<…> по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ,

в отсутствие должностного лица ООО «ПСК «Монолит» - <…>, извещенного надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 055/04/14.32-1218/2021, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 24.4, 25.1, 25.5, 25.12, 25.13 КоАП РФ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Решением Комиссии Омского УФАС России от 09.11.2021 по делу
№ 055/01/11-831/2021 признано нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение в устной форме, заключенное между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» 31.07.2020 об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров и его реализация.

При этом Комиссией по делу № 055/01/11-831/2021 было установлено следующее.

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области
поступили материалы из прокуратуры Знаменского района Омской области 03.06.2021
вх. № 5513, на действия МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», связанные с заключением в 2020 году договоров с ООО «ПСК «Монолит» неконкурентными способами.

На основании анализа представленных прокуратурой Знаменского района Омской
области, МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», ООО «ПСК «Монолит» сведений и документов Комиссией Омского УФАС России было установлено следующее.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) с единственным поставщиком с ООО «ПСК «Монолит» в период с 14 августа 2020 года по 07 декабря 2020 года было заключено 16 договоров на выполнение работ по капитальному ремонту (далее – Договоры) без проведения конкурентных процедур.

 п/№

Дата заключения договора

Номер договора

Предмет договора

Цена договора (руб.)

Срок выполнения договора

11

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

22

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

33

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

44

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

55

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

66

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

77

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

88

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

99

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

110

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

111

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

112

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

113

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

14

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

15

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

116

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Общая сумма заключенных МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» в 2020 году договоров по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет <…>руб.

На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком с ООО «ПСК «Монолит» было заключено 2 договора без проведения конкурентных процедур, это:

1) <…>.

2) <…>.

Общая сумма заключенных МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» в 2020 году договоров по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет <…>рублей.

Таким образом, все указанные договоры были заключены без проведения торгов.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» мотивировало свои действия по заключению договоров с единственным поставщиком - ООО «ПСК «Монолит» следующим.

В соответствии с распоряжением Губернатора Омской области от 17.03.2020 № 19-р
«О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) на территории Омской области»
общеобразовательным организациям, организациям дополнительного образования, расположенным на территории Омской области, независимо от их организационной формы и формы собственности необходимо обеспечить реализацию дополнительных образовательных программ в полном объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий или по индивидуальному учебному плану в соответствии с календарными учебными графиками с учетом соблюдения режима самоизоляции работников и обучающихся по месту их проживания (пребывания) без посещения образовательных организаций.

Распоряжением Губернатора Омской области от 05.06.2020 № 66-р «О внесении
изменений в распоряжение Губернатора Омской области от 17 марта 2020 года № 19-р»
установлено общеобразовательным организациям, организациям дополнительного
образования обеспечить с 21 мая 2020 года по 21 июня 2020 года реализацию, дополнительных образовательных программ в полном объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий или по индивидуальному учебному плану в соответствии с календарными учебными графиками с учетом соблюдения режима самоизоляции работников и обучающихся по месту их
проживания (пребывания) без посещения образовательных организаций.

Уведомление о поступлении денежных средств на проведение капитального ремонта
поступило 19 мая 2020 года. В связи со срочностью закупки и из-за установленных
ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(COVID-19), по причине того, что проведение конкурентных процедур требует значительного времени,
закупка по капитальному ремонту хоккейного дома и хоккейного корта была осуществлена у единственного поставщика.

В связи с установлением в Омской области режима повышенной готовности о нераспространении коронавирусной инфекции и в связи с дистанционным режимом работы МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не направляло запрос о предоставлении ценовой информации, также в адрес МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» коммерческие предложения от
ООО «ПСК «Монолит» не поступали.

Смета на ремонт хоккейного дома и хоккейного корта прошла экспертизу в Сибирском центре ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике.
ООО «ПСК «Монолит» выполнило работы согласно локально - сметному расчету,
прошедшему экспертизу Сибирском центре ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике.

Все договоры были заключены с ООО «ПСК «Монолит» в связи со срочностью закупки и в связи с установленной эпидемиологической обстановкой в Омской области введением ограничительных мер по распространению новой коронавирусной инфекции.

Омское УФАС России отмечает, что уведомление о поступлении денежных средств на проведение капитального ремонта поступило МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» 19 мая 2020 года, а первый договор с ООО «ПСК «Монолит» был заключен 14.08.2020, т.е. по истечении двух месяцев с момента поступления указанного уведомления. Соответственно, у МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» была возможность организовать и провести конкурентную закупку.

ООО «ПСК «Монолит» в письме от 05.08.2021 вх. № 7911э подтвердило, что
коммерческие предложения в МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не направляло, запросы о предоставлении ценовой информации от МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не поступали.

На основании полученной информации приказом руководителя Омского УФАС России № 150 от 13.08.2021 было возбуждено дело № 055/01/11-831/2021 о нарушении
антимонопольного законодательства.

23.09.2021 вх. № 507/ДСП от ООО «ПСК «Монолит» поступило заявление с
добровольным сообщением о наличии между ООО «ПСК «Монолит» и

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения о заключении без проведения публичных процедур договоров, по капитальному ремонту с предоставлением сведений и документов, которыми Омское УФАС России не располагало на момент возбуждения дела
№ 055/01/11-831/2021.

<…>.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» в письменных пояснениях, также указало на то, что
<…>.

<…> в письменных пояснениях (вх. 9988э от 11.10.2021) подтвердил указанную информацию.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» зарегистрировано в качестве юридического лица
Межрайонной инспекцией ФНС № 12 по Омской области (ОГРН 1095535000868,
ИНН 5513005701, КПП 551301001).

Согласно уставу МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», утвержденному <…>.

Пунктом 1.6 Устава закреплено, <…>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

По пункту 1 статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение
может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно части 3 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные
(муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В силу части 6 статьи 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, при заключении договоров на выполнение работ по капитальному ремонту здания, МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» выступало в качестве заказчика и должно было руководствоваться Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Независимо от способа закупки принципы, установленные Законом о контрактной системе, должны соблюдаться в полной мере.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Как следует из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Указанная правовая позиция отражена, в том числе, в письмах Минэкономразвития России от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении,
осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье
10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм
Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения контракта путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению контракта всех заинтересованных лиц. Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Доказательствами заключения антиконкурентного соглашения в устной форме являются следующие обстоятельства

1) Из 16 договоров, заключенных между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и
ООО «ПСК «Монолит» 
по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, было заключено:

- <…>.

2) Предмет заключенных между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и
ООО «ПСК «Монолит» по «группам» договоров – идентичный (за исключением 2-х договоров: № 228 и № 229), это капитальный ремонт либо физкультурно – спортивного
комплекса с универсальным залом на стадионе Юбилейный, либо хоккейного дома и
хоккейного корта.

3) Все договоры на выполнение работ по капитальному ремонту имеют разные даты заключения, из 16 договоров:

<…>.

При этом срок выполнения работ по 15 договорам из 16-ти одинаковый: 30.11.2020
(за исключением договора № 298 от 07.12.2020) и исполнителем по договорам является
одно и то же лицо: ООО «ПСК «Монолит», имеющее единый интерес, соответственно, данные договоры направлены на достижение единой цели.

4) Указанные договоры направлены на удовлетворение единой нужды заказчика, заключены с одним лицом – ООО «ПСК «Монолит» на оказание идентичной услуги – капитальный ремонт.

Соответственно, по результатам рассмотрения заключенных между
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» договоров установлено, что
заказчиком фактически осуществлена закупка идентичного товара (по каждой группе
договоров) – выполнение работ по капитальному ремонту
, а искусственное «дробление» закупки данных работ свидетельствует об обходе ограничения, установленного  Законом о контрактной системе.

В Законе о контрактной системе содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

5) МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» нарушен пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Так, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе
(в редакциях с 31.07.2020 по 30.12.2020) допускается осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» в письменных пояснениях (от 06.07.20221 вх. 6669э) указало, что совокупный годовой объем закупок за 2020 год составляет <…> руб.

Общая сумма заключенных МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» в 2020 году договоров по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет <…>руб.

Таким образом, годовой объем закупок в 2020 году, осуществленных
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, превышает установленные пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе допустимые «пределы»: и пять миллионов рублей, и пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок.

6) МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» не направляло запросы о предоставлении ценовой информации другим возможным участникам рынка для формирования цены договора
(договоров), а напрямую –
и по пункту 4, и пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в 2020 году заключило договоры без проведения конкурентных процедур только с ООО «ПСК «Монолит», что свидетельствует об ограничении конкуренции.

7) Добровольным сообщением о наличии между ООО «ПСК «Монолит» и
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» недопустимого антимонопольным законодательством
соглашения о совместном участии в открытых аукционах в электронной форме.

Таким образом, заключение указанных муниципальных контрактов в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении исполнителю не обоснованных преимуществ при осуществлении им хозяйственной  деятельности и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 5 статьи 4 Пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции,
хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация,
осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Одним из признаков хозяйствующего субъекта является осуществление деятельности, приносящей доход (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» является хозяйствующим субъектом, поскольку
осуществляет деятельность, закрепленную в Уставе, приносящую доход.

Учитывая вышеизложенное, МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» являются хозяйствующими субъектами в понятии, определенном пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, если бы МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» проводило закупку способами, предусмотренными Законом о контрактной системе, такими способами в данных обстоятельствах выступили бы конкурентные способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), в силу того, что закупка с подобными условиями не подпадает под случаи закупки у единственного поставщика (статья 93 Закона о контрактной системе), извещение о проведении закупки было бы размещено в единой информационной системе в сфере закупок, которое не может содержать требований о нахождении исполнителя в конкретном регионе, и потенциальными исполнителями могли быть любые хозяйствующие субъекты, постоянно оказывающие подобные услуги.

Проведение торгов способствует конкуренции (соперничеству) хозяйствующих субъектов за право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объектов заказчика, путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наиболее выгодную цену контракта, направлено на обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, желающих заключить соответствующий контракт. Потенциальными поставщиками могут быть любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие и имеющие возможность осуществить вышеуказанные работы.

ООО «ПСК «Монолит» вне конкурентной борьбы, без проведения
МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север»
публичных процедур, получило право на выполнение работ по капитальному ремонту объектов МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север».

Не проведение МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» публичных процедур свидетельствует о предоставлении не обоснованных преимуществ ООО «ПСК «Монолит» при осуществлении хозяйственной деятельности и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Таким образом, поскольку заключение муниципальных контрактов было произведено без соблюдения норм Закона о контрактной системе, проигнорированы законодателем механизмы, обеспечивающие конкуренцию и максимальную степень удовлетворения заказчиком своих нужд.

ООО «ПСК «Монолит» сознательно и добровольно заключило с МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» соглашение недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством, и участвовало в нем, соответственно заключение и реализация спорных муниципальных контрактов явились результатом согласованного выражения воли МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит».

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, ООО «ПСК «Монолит» самостоятельно совершая определенные действия, в частности, заключение договоров на выполнение работ ДО «ДООФСЦ «Север» без анализа правовой основы обязаны предполагать возможные последствия своих действий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Вышеуказанные нормы ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Вместе с тем, принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий. Свобода договора, предполагая, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что при заключении договора стороны могут действовать и осуществлять свои права без учета прав других лиц, а также ограничений, установленных ГК РФ и другими законами.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора (контракта) и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон по всем существенным условиям, в том числе противоречащим законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

На основании изложенного, принимая во внимание вышеуказанное, следует вывод, что МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» было осуществлено искусственное дробление закупок на несколько договоров на сумму до 600 000 рублей (16 Договоров) и до 100000 рублей
(2 Договора), в целях формального соблюдения требований, предусмотренных пунктами
4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и непосредственно ухода от конкурентных процедур.

При указанных обстоятельствах в действиях МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и
ООО «ПСК «Монолит», выразившихся в заключении между ними соглашения в устной форме об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров и реализации достигнутого антиконкурентного соглашения, путем заключения 18 Договоров, без проведения конкурентных процедур, имеются признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции».

Относительно дохода, полученного ООО «ПСК «Монолит» по итогам заключения договоров Комиссия отмечает следующее.

<…>.

Решением Комиссии Омского УФАС России от 09.11.2021 по делу
№ 055/01/11-831/2021 признано нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение в устной форме, заключенное между МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» и ООО «ПСК «Монолит» 31.07.2020 об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров:
<…> и реализация достигнутого антиконкурентного соглашения, путем заключения 18 Договоров, без проведения конкурентных процедур, что привело к ограничению, устранению конкуренции на рынке работ по капитальному и текущему ремонту нежилых зданий (помещений) для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Знаменского муниципального района Омской области, путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на этот товарный рынок.

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 055/01/14.32-1215/2021, в соответствии пунктом 4 резолютивной части решения
№ 055/01/14.32-1215/2021, были переданы уполномоченному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.32 КоАП РФ.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случаях совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с решением единственного учредителя ООО «ПСК «Монолит» <…>

Указанные обстоятельства явились основанием для составления 08.12.2021 протокола                                  № 055/04/14.32-1218/2021 об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «ПСК «Монолит» - <…>, совершившего в г. Омске административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

В Омское УФАС России 07.12.2021 от должностного лица <…> в Омское УФАС России поступило ходатайство о возбуждении дела об административном правонарушении (составления протокола) без участия указанного лица. По состоянию на 08.12.2021 от Павлыгина В.Г. иных ходатайств не поступило.

Должностное лицо Омского УФАС России, рассмотрев дело об административном правонарушении, с учетом имеющихся в нем материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/11-831/2021, приходит к выводу о возможности освобождения должностного лица ООО «ПСК «Монолит» - <…> от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ в связи со следующим. 

В соответствии частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 14.32 КоАП РФ:

1. Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Имеющиеся в деле № 055/04/14.32-1218/2021 материалы свидетельствуют о том, что нарушение юридическим лицом антимонопольного законодательства, произошло по вине должностного лица ООО «ПСК «Монолит» - <…>.

<…> в понятии статьи 2.4 КоАП РФ является должностным лицом.

Таким образом, должностное лицо ООО «ПСК «Монолит» - <…> при заключении 31.07.2020 устного соглашения об искусственном дроблении сделки на 18 Договоров и непосредственного его реализации путем заключения 18 Договоров с МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» действовал от имени и в интересах ООО «ПСК «Монолит».

<…> ООО «ПСК «Монолит» <…> при исполнении своих служебных обязанностей не принял должных мер к выполнению законодательных и нормативных правовых актов, что привело к нарушению ООО «ПСК «Монолит» антимонопольного законодательства, установленного решением Комиссии Омского УФАС России от 09.11.2021 по делу № 055/01/11-831/2021.

Материалы дела свидетельствуют о том, что должностное лицо ООО «ПСК «Монолит» - <…> имел возможность надлежащим образом исполнить нормы антимонопольного законодательства, нормативных правовых актов, однако не приняло должных мер к соблюдению указанных норм, результатом чего явилось нарушение юридическим лицом ООО «ПСК «Монолит» антимонопольного законодательства и совершение административного правонарушения.

Ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностным лицом
ООО «ПСК «Монолит» -
<…>, повлекшее нарушение юридическим лицом ООО «ПСК «Монолит» пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, установленного решением комиссии по делу № 055/01/11-831/2021, является административным правонарушением, за которое административная ответственность должностного лица предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения и виновность должностного лица
ООО «ПСК «Монолит» -
<…>в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, установлена и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела № 055/04/14.32-1218/2021:

- материалами из прокуратуры Знаменского района Омской области 03.06.2021
вх. № 5513, о действиях МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север», связанных с заключением в 2020 году договоров с ООО «ПСК «Монолит» неконкурентными способами;

- приказом о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 150 от 13.08.2021;

- решением Комиссии Омского УФАС России от 09.11.2021 по делу
№ 055/01/11-831/2021;

- письменными пояснениями <…> от 11.10.2021 вх. № 9988э;

- письменными пояснениями МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север»;

- заявлением с добровольным сообщением о наличии между ООО «ПСК «Монолит» и МБОУ ДО «ДООФСЦ «Север» недопустимого в соответствии с антимонопольным
законодательством соглашения от 23.09.2021 вх. № 507/ДСП,

- выпиской из ЕГРЮЛ;

- протоколом об административном правонарушении № 055/04/14.32-1218/2021 от 08.12.2021 и другими материалами дела.

Указанное административное правонарушение является длящимся, совершено в
Омской области, с. Знаменское 31.07.2020 (дата заключения соглашения) по 07.12.2020 (дата заключения последнего договора).

При рассмотрении настоящего административного дела должностное лицо также учитывает, что ООО «ПСК «Монолит» первым сообщило в антимонопольный орган о заключении недопустимого соглашения (заявление от 23.09.2021 вх. № 507/ДСП) и первым выполнило все условия, указанные в пункте 1 примечания к статье 14.32
КоАП РФ.

На основании изложенного, должностным лицом Омского УФАС России установлено, что условия, необходимые для освобождения ООО «ПСК «Монолит» от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, предусмотренные примечанием к статье 14.32 КоАП РФ, соблюдены полностью.

Учитывая изложенное, вина должностного лица ООО «ПСК «Монолит» - <…> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.31 КоАП РФ установлена, обстоятельств, исключающих производство по настоящему административному делу, не установлено. 

Оценив вышеуказанные в настоящем постановлении обстоятельства, должностное лицо считает необходимым освободить должностное лицо ООО «ПСК «Монолит» - <…> от административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, применив примечание к статье 14.32 КоАП РФ, что является мерой превентивного действия на лицо, совершившее правонарушение, и не допущения его совершения в дальнейшем. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48 КоАП РФ, 26.1 КоАП РФ, пунктом 2 части 1, пунктом 4 части 1.1. статьи 29.9 КоАП РФ, 29.10 КоАП РФ, а также статьями 2.1,  4.1, 4.2, 4.3  КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

Прекратить производство по административному делу № 055/04/14.32-1218/2021 в отношении должностного лица ООО «ПСК «Монолит» - <…>.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны