Решение №055/07/3-992/2020 о признании жалобы обоснованной от 15 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-992/2020

о признании жалобы обоснованной

 

15.10.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;  

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Абсолют» (далее – Заявитель, ООО «Абсолют», Общество) на действия муниципального унитарного предприятия «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омской области (далее – МУП «РСТ» ОМР, Предприятие, Заказчик, Ответчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного (извещение о проведении запроса предложений № 32009501619 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – аукцион, закупка),

в присутствии представителей ООО «Абсолют» – <...> (доверенность от 12.10.2020 № 02/10, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 12.10.2020 № 01/10, личность удостоверена паспортом),

в отсутствие представителя МУП «РСТ» ОМР, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

в присутствии представителей ООО «Энергия» – <...> (доверенность от 10.01.2020 № 1, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 21.01.2020 № 3, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Абсолют» (вх. от 07.10.2020 № 11004), которое полагает, что Заказчиком допущены нарушения при описании технических характеристик поставляемого товара.

Заявитель в своей жалобе указывает, что в техническом задании противопоставляются характеристики двух разных видов мазута. Товар, в котором одновременно присутствует сера 2,0% и 3,5%, не существует. Массовая доля серы может быть только одна в конкретной партии мазута.

Также 08.10.2020 в Омское УФАС России поступило дополнение к вышеуказанной жалобе ООО «Абсолют» (вх. № 11082), в котором Общество указывает, что закупаемый мазут ТКМ-16 производится по ТУ 38.401- 58-74-2005. Однако в описании объекта закупки Заказчик указывает на соответствие поставляемого товара требованиям ГОСТ 10585-2013.

Кроме того, закупочная комиссия МУП «РСТ» ОМР при рассмотрении заявок на участие в аукционе допустила к участию заявку с предложением несуществующего товара, что является нарушением действующего законодательства.

На основании изложенного, Заявитель просит отменить результаты проведенного аукциона, вернуть аукцион на этап подачи заявок, обязать Заказчика внести изменения в описание предмета закупки.

На заседании Комиссии 15.10.2020 представить Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «Абсолют» (вх. Омского УФАС России от 07.10.2020  № 11004, от 08.10.2020 № 11082).

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 08.10.2020 № 05-9741 МУП «РСТ» ОМР представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «Абсолют», а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 14.10.2020 № 11352).

В своих письменных пояснениях Предприятие указывает, что в таблице технического задания в графе «Наименование» указан объект закупки: «Мазут топочный ТКМ-16». При этом в описании характеристик объекта закупки указаны данные мазута топочного по ГОСТу 10585-2013 – марки М-100.

Мазут топочный марки М-100 и мазут топочный марки ТКМ-16 имеют сходные характеристики, но имеют различия по таким показателям как: «вязкость условная», «массовая доля механических примесей», «температура застывания», «содержание серы», не имеющим существенных значений для поставки товара. Мазут топочный марки М-100 и мазут топочный марки ТКМ-16 приемлем для использования на котельных МУП «РСТ» ОМР. Данное обстоятельство возможно и могло ввести в заблуждение участников закупки, однако никто из участников с запросом на разъяснения на стадии подачи заявок не обращался.

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 17.09.2020 в единой информационной системе в сфере закупок МУП «РСТ» ОМР было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного, а также документация о проведении аукциона (извещение № 32009501619).

В соответствии с извещением, закупочной документацией прием заявок на участие в аукционе осуществляется оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» с 17.09.2020 по 05.10.2020. Дата проведения аукциона – 06.10.2020. Дата подведения итогов – 07.10.2020. Начальная (максимальная) цена договора – 32 651 934 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 05.10.2020 № 1870243 на участие в аукционе поступило 2 заявки. Оба участника закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в документации о проведении аукциона, и допущены к участию в аукционе.

Протоколом рассмотрения заявки единственного участника аукциона от 07.10.2020 № 1870243 ООО «Энергия» признано победителем аукциона.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при организации и проведении аукциона руководствовался, в том числе Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП «РСТ» ОМР.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Из содержания части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичные положения содержатся в статье 40 Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП «РСТ» ОМР.

Как указывалось выше, 17.09.2020 в единой информационной системе в сфере закупок МУП «РСТ» ОМР было размещено извещение о проведении аукциона, предметом которого является поставка мазута топочного на отопительный период 2020 – 2021 гг.

Согласно пункту 2 документации о проведении аукциона требования к качеству, техническим, качественным и функциональным характеристикам товара установлены в техническом задании (приложение № 1 к документации о проведении аукциона).

Так, в соответствии с техническим заданием Заказчику требуется «мазут топочный ТКМ-16 по ГОСТ 10585-2013 в количестве 2315,74 тонн, с массовой долей серы – 2,0%, температура сгорания (низшая) в перерасчете на сухое топливо (небраковочное) кДж/кг для мазута с содержанием серы 3,5% – 40530».

Руководствуясь пунктом 3 документации о проведении аукциона участником № 1 и участником № 2 в составе заявки было представлено согласие на поставку товара. В связи с чем, Комиссия считает правомерными действия Заказчика по признанию указанных участников соответствующими требованиям, установленным документации о проведении аукциона и допуску к участию в закупке.

Вместе с тем, Комиссия, проанализировав вышеуказанное техническое задание (приложение № 1 к документации о проведении аукциона), соглашается с доводом Заявителя о том, что в техническом задании противопоставляются характеристики двух разных видов мазута. Товар, в котором одновременно присутствует сера 2,0% и 3,5%, не существует. Массовая доля серы может быть только одна в конкретной партии мазута.

Кроме того, «ГОСТ 10585-2013. Межгосударственный стандарт. Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия», введенный в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1868-ст, распространяется на мазут, получаемый из продуктов переработки нефти и газоконденсатного сырья либо в результате вторичных процессов их переработки и предназначенный для применения в качестве топлива для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок. В зависимости от назначения устанавливаются следующие марки мазута: флотский Ф5, топочный 40, топочный 100.

Требуемый Заказчиком мазут топочный ТКМ-16 в ГОСТ 10585-2013 отсутствует.

Означенное также подтверждается паспортом производителя АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» на топливо котельное (мазут) марки ТКМ-16 с содержанием серы 2,0%, представленным Заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела, который соответствует ТУ 38.401-58-74-2005, требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные в техническом задании (приложение № 1 к документации о проведении аукциона) требования к товару, а именно о поставке мазута топочного ТКМ-16 по ГОСТ 10585-2013, являются невыполнимыми. В связи с чем, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Абсолют» (ИНН 5504112471, ОГРН 1155543020148, юридический адрес: ул. Щербанева, д. 35, оф. 803, г. Омск, 644024) на действия муниципального унитарного предприятия «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528033035, ОГРН 1165543074828, юридический адрес: ул. Тельмана, 1, с. Розовка, Омская область, 644508) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного (извещение о проведении запроса предложений № 32009501619 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

2. Выдать предписание муниципальному унитарному предприятию «Районные системы теплоснабжения» Омского муниципального района Омской области об аннулировании открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мазута топочного (извещение № 32009501619).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                          <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                      <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны