Решение б/н решение по делу от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/15-1534/2023

 

23 января 2024 года

город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии (…),

рассмотрев материалы дела № 055/05/15-1534/2023, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Город», ИНН 5502009550, ОГРН 1025500995190 (далее – ООО «Город», Общество) по факту распространения рекламы, содержащей нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя ООО «Город», извещенного надлежащим образом (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие вх. № 613-ЭП/24 от 22.01.2024),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из Управления Федеральной службы по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее - Управление Роскомнадзора по Омской области) поступили материалы для рассмотрения на предмет соблюдения вещателем СМИ радиоканалов «Европа плюс» и «Европа плюс Омск» - ООО «Город» требований части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» (вх. № 9960/23 от 27.10.2023).

В силу части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

По информации Управления Роскомнадзора по Омской области, объем рекламы, распространяемой в эфире радиоканала «Европа плюс Омск», превышает двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В качестве доказательств представлены:

- CD - диски с записью эфира радиоканалов «Европа плюс» и «Европа плюс Омск» в период с 02.10.2023 по 08.10.2023 в количестве 7 шт.;

- акт систематического наблюдения ООО «Город» А-55/3/100 от 20.10.2023 с приложениями (сведения о результатах проверки ООО «Город», справка о результатах наблюдения по лицензии № ЛО33-00114-77/00055717, справка о результатах анализа записи эфира ООО «Город» на 101,9 МГц в г. Омске за период с 00 ч. 00 мин. 02.10.2023 по 24 ч. 00 мин. 08.10.2023) на 18 л.;

- выписка из реестра лицензий на ООО «Город» на 2 л.

Определением от 28.12.2023 Омским УФАС России в отношении ООО «Город» возбуждено дело № 055/05/15-1534/2023 по признакам нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе», заседание Комиссии назначено на 23.01.2024 в 15:30 часов.

В ответ на определение о возбуждении дела ООО «Город» представлена информация (вх. 575-ЭП/24 от 19.01.2024): 

К письменным пояснениям приложены копии документов:

- лицензионный договор № 17127.01.21.ЕП.Л от 01.01.2021, заключенный между ЗАО «Европа плюс» и ООО «Город»;

- приложение № 2 к лицензионным правилам осуществления ретрансляции радиоканала «Европа плюс» («программные окна»);

- дополнительное соглашение № 4 от 07.12.2023 к лицензионному договору № 17127.01.21.ЕП.Л от 01.01.2021.

Рассмотрев материалы дела, Комиссией установлено следующее.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» для целей настоящего Закона:

- под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

- под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

- под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.

Управлением Роскомнадзора по Омской области ООО «Город» выдана лицензия № ЛО33-00114-77/00055717 (21424) от 25.07.2012 (сроком до 20.03.2025) на осуществление лицензируемого вида деятельности - вещание радиоканала. При этом радиоканал «Европа плюс Омск» не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

В объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

При этом в указанный объем рекламы, подлежащей учету, включается спонсорская реклама, распространенная в радиопрограмме.

В соответствии с программной концепцией вещания общий объем вещания радиоканала «Европа плюс» составляет 168 часов в неделю, по соотношению к общему объему вещания в неделю равно: 22 часа - региональный радиоканал («Европа плюс Омск»), 146 часов - федеральный радиоканал («Европа плюс»), среда вещания - наземное эфирное, территория вещания - г. Омск и Омская область.

Согласно представленным ООО «Город» в материалы дела документам 01.01.2021 между ЗАО «Европа плюс» и ООО «Город» заключен лицензионный договор № 17127.01.21.ЕП.Л. на ретрансляции на территории г. Омска и Омской области радиоканала «Европа плюс».

По сведениям Управления Роскомнадзора по Омской области, общий объем вещания СМИ радиоканал «Европа плюс Омск» в период с 2 по 8 октября 2023 года составил:

 

Итого

04:01:07

или

14467

04:01:04

или

14464

04:01:32

или

14492

04:00:31

или

14431

04:01:09

или

14469

01:00:17

или

3617

00:47:25

или

2845

 

Таким образом, вещание радиоканала «Европа плюс Омск» на частоте 101, 9 МГц в период с 02.10.2023 по 08.10.2023 осуществлялось:

- в будние дни с 07:00 до 08:00, с 08:00 до 09:00, с 09:00 до 10:00, с 16:00 до 17:00;

- в выходные дни с 16:00 до 17:00.

С учетом изложенного допустимый объем рекламы, распространенной в эфире радиоканала «Европа плюс Омск», не должен превышать:

Дата

02.10

03.10

04.10

05.10

06.10

07.10

08.10

 

 

2893

2893

2898

2886

2894

723

569

 

Принимая во внимание подход к исчислению продолжительности рекламы, в том числе необходимость включения в общий объем спонсорской рекламы, в результате анализа содержания представленной Управлением Роскомнадзора по Омской области записи эфира радиоканала «Европа плюс Омск» Омским УФАС России установлено, что объем рекламы, распространяемой в период с 02.10.2023 по 08.10.2023 составил:

В процентах к суточному объему вещания 22,1 % 22,9 % 20,4 % 23,8 % 24,2 % 24,1 % 21,1 %

Таким образом, объем рекламы, распространенной на радиоканале «Европа плюс Омск» в период с 02.10.2023 по 08.10.2023, превысил двадцать процентов от общего времени вещания в течение суток.

Так, например, продолжительность рекламы 02.10.2023 составила:

С 07:00 до 08:00 часов:

04:55-05:00 реклама спонсора программы (5 с)

10:29-10:59 реклама спонсора программы (30 с)

20:37-20:39 реклама спонсора программы (2 с)

20:48-21:13 реклама спонсора программы (27 с)

21:16-25:29 реклама (253 с)

32:36-33:06 реклама спонсора программы (30 с)

36:16-36:42 реклама (26 с)

37:03-40:33 реклама (210 с)

43:56-44:25 реклама спонсора программы (29 с)

50:29-50:59 реклама спонсора программы (30 с)

51:33- 55:34 реклама (241 с)

С 08:00 до 09:00 часов:

11:43-12:13 реклама спонсора программы (30 с)

18:48-18:51 реклама спонсора программ (3 с)

18:59-19:20 реклама спонсора программ (21 с)

19:22-22:14 реклама (172 с)

22:35-23:41 реклама (66 с)

30:50-31:20 реклама спонсора рекламы (30 с)

33:52-33:55 реклама спонсора рекламы (3 с)

34:04-34:25 реклама спонсора рекламы (21 с)

34:29-39:32 реклама (303 с)

52:22-52:52 реклама спонсора программы (30 с)

52:54-56:31 реклама (217 с)

С 09:00 до 10:00 часов:

04:05-04:10 реклама спонсора программы (5 с)

11:59-12:29 реклама спонсора программы (30 с)

18:47-18:50 реклама спонсора программы (3 с)

18:59-19:21 реклама спонсора программы (22 с)

19:24-20:02 реклама (38 с)

20:23-21:24 реклама (61 с)

21:43-24:14 реклама (151 с)

32:11-32:41 реклама спонсора программы (30 с)

36:19-41:05 реклама (286 с)

44:02-44:10 реклама спонсора программы (8 с)

45:57-46:10 реклама спонсора программы (13 с)

52:03-52:33 реклама спонсора программы (30 с)

52:37-56:08 реклама (211 с)

С 16:00 до 17:00 часов:

05:16-05:20 реклама спонсора программы (4 с)

19:10-21:24 реклама (134 с)

31:10-31:29 реклама спонсора программы (19 с)

35:16-35:44 реклама спонсора программы (28 с)

35:47-37:43 реклама (116 с)

49:15-53:06 реклама (231 с)

Общий объем рекламы - 3199 секунды, из них 483 секунды составляет спонсорская реклама.

Отсутствие в общем объеме рекламы учета спонсорской рекламы подтверждается также пояснениями ООО «Город» «рассчитывая объем рекламы по отношению к объему вещания собственного СМИ в период со 02.10.2023 по 07.10.2023, Обществом по ошибке не была принята во внимание спонсорская реклама и, соответственно, не включена в общий объем рекламы...» и представленными Обществом документами, свидетельствующими о выходе рекламы в эфир радиоканала «Европа плюс Омск» в период с 02.10.2023 по 08.10.2023 (вх. № 12139/23 от 19.12.2023).

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Город» является рекламораспространителем.

Ответственность за нарушение требований части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Рассмотрев материалы дела, принимая во внимание позицию Общества относительно специфики работы радиоканала «Европа плюс Омск», являющегося региональным составляющим федерального радиоканала, необходимость соблюдения ООО «Город» условий лицензионного договора, Комиссия решила признать рекламу, распространенную в эфире радиоканала «Европа плюс Омск» в период с 02.10.2023 по 08.10.2023, ненадлежащей, нарушающей требования части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В связи с тем, что ООО «Город» представлены пояснения о том, что в настоящее время ненадлежащая реклама не распространяется, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче Обществу предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространенную ООО «Город» (ИНН 5502009550, ОГРН 1025500995190) в эфире радиоканала «Европа плюс Омск» (на частоте 101,9 МГц) в период с 02.10.2023 по 08.10.2023, ненадлежащей, нарушающей требования части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Город» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 29.01.2024.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны