Решение б/н Нарушение требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона... от 7 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 055/05/5-1198/2021

07 декабря 2021 года                                                                                                                                   город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/5-1198/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения <…> (далее – <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствии <…> (ходатайство от 07.12.2021 вх. № 11901)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из Управления Роскомнадзора по Омской области поступили материалы о проведении в период с  04.10.2021 по 06.10.2021 систематического наблюдения в отношении сетевого издания «Омскпресс» (свидетельство о регистрации СМИ – ЭЛ № ФС 77-67755 от 17.11.2016),  в ходе которого установлено опубликование 20.09.2021 статьи – объявления о проведении зрелищного мероприятия «Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» в Омске», не сопровождающейся знаком информационной продукции.

Исходя из определения, данного в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – зрелищному мероприятию - «Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» в Омске».

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») устанавливает следующие понятия:

- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

На основании части 3 статьи 6 Федерального  закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона  по следующим категориям информационной продукции:

  1. информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. информационная продукция для детей, достигших возрасти шести лет;
  3. информационная продукция для детей, возраста двенадцати лет;
  4. информационная продукция для детей, возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

На момент фиксации распространяемая реклама зрелищного мероприятия - «Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» в Омске» не содержала знака информационной продукции, что противоречит требованиям части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно выходным данным учредителем СМИ «Омскпресс» является <…>.

Кроме того, по информации, представленной ООО «Регистратор Р01» «…Администратором доменного имени второго уровня omskpress.ru с 20-01-2015 и по настоящее время является <…>…».

На запрос Омского <…> была представлена информация, согласно которой «…20 сентября 2021 года на сайте omskpress.ru была размещена статья «Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица (6+) в Омске»…

…Данный материал был размещен бесплатно – без договора, макета и оплаты. Размещение материала было в рамках размещения пресс-релиза…

…Поскольку в пресс-релизе и на сайте Фестиваля не имеется никакой маркировки о возрастном цензе участником, он был также размещен в СМИ «Омскпресс»…

В пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ответственность несет  рекламораспространитель.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 13.09.2012 № АК/29977 «О последних изменениях в требованиях к рекламе алкоголя» поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на данном сайте.

Учитывая, что техническая возможность вносить изменения, исправления и т.п. на сайте omskpress.ru имеется только у владельца (администратора) сайта <…>, следовательно, он и является рекламораспространителем упомянутой рекламы.

Рассмотрев материалы дела, пояснения <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении <…> требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении 20.09.2021 рекламы зрелищного мероприятия «Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» в Омске» на сайте сетевого издания «Омскпресс».

Комиссией Омского УФАС России также  принято решение об отсутствии необходимости в выдаче <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с добровольным устранением нарушения (акт от 06.12.2021).

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42  -48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу зрелищного мероприятия «Всероссийский фестиваль «Русское зарубежье: города и лица» в Омске» распространенную 20.09.2021 <…> на сайте сетевого издания «Омскпресс», ненадлежащей, нарушающей требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание <…> о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны