Решение б/н - от 1 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 055/07/3-545/2021

о признании жалобы необоснованной

 

01.06.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя  председателя Комиссии;

<...> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

 <...> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,  

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                       от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО Проектно-строительная фирма «Вега» (далее - Заявитель, Общество) на действия АО «Транснефть - Западная Сибирь» (далее - Заказчик, Ответчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по текущему ремонту комплексов инженерно-технических  средств охраны на объектах Новосибирского РНУ (извещение № 32110153478) (далее – Конкурс, закупка),

при участии представителя ООО Проектно-строительная фирма «Вега»: <...>;

при участии представителей АО «Транснефть - Западная Сибирь»: <...>; <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО Проектно-строительная фирма «Вега» (вх. № 5168э от 25.05.2021), которое полагает, что АО «Транснефть-Западная Сибирь» неправомерно отклонило его заявку на участие в Конкурсе.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

По результатам выездной проверки выявлено несоответствие заявки ООО Проектно-строительная фирма «Вега» требованиям документации о закупке: 1. Несоответствие п. 4.1 ТЗ - отсутствуют подтверждающие документы о квалификации заявленного персонала; 2. Несоответствие п. 3.1 ТЗ - отсутствует необходимое количество автомобильной техники повышенной проходимости для выполнения работ. Заявленные транспортные средства не относятся к транспортным средствам повышенной проходимости.

Заявитель пояснил, что в Положении о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденном решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019, протокол №5 (далее - Положение о закупке), и документации о закупке не установлен порядок проведения таких проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика.

Кроме того, Заявитель указал, что законодательством не установлена обязанность участника Конкурса допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.

Относительно отсутствия подтверждающих документов о квалификации заявленного персонала, а также отсутствия необходимого количества автомобильной техники повышенной проходимости для выполнения работ, Заявитель пояснил следующее.

На момент проведения выездной проверки Заявитель победителем закупки не был признан, договор с ним не был заключен, следовательно, Заявитель не должен был предоставлять документы о квалификации/образовании специалистов.

К документации о закупке приложена форма 8, в которой указаны, какие сведения об имеющихся специалистах необходимо указать. Заказчик на необходимость предоставления документов о квалификации (образовании) специалистов не указал.

Также, в техническом задании нет указания на необходимость предоставления определенного количества техники повышенной проходимости. В техническом задании приведена таблица 3.1 «Потребность в основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах», в которой так же не указано на предоставление техники повышенной готовности.

На основании вышеизложенного, ООО Проектно-строительная фирма «Вега» просит признать его жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 26.05.2021 № 05-5169 АО «Транснефть-Западная Сибирь» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя (вх. № 5395 от 01.06.2021), а также запрашиваемые документы.

На заседании Комиссии 01.06.2021 представители Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласились, высказались согласно возражениям АО «Транснефть-Западная Сибирь» на жалобу ООО Проектно-строительная фирма «Вега», отметив, что пунктом 3.25.6 Положения о закупке установлено право Заказчика/Организатора закупки, после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, осуществить проверку участников закупки с выездом в места их базирования на предмет соответствия требованиям документации о закупке, в том числе организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующего акта проверки. Проверка осуществляется в порядке, предусмотренном документацией о закупке. Аналогичное требование отражено в пункте 12.2 типовой формы инструкции для участника закупки работ, услуг (для закупок, проводимых в электронной форме, в том числе участниками которых являются только субъекты МСП) (далее - Инструкция о закупке).

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что о проведении проверки Заявитель был уведомлен.

Проверка проводилась в строгом соответствии с планом проверки, с которым Заявитель был ознакомлен.

Необходимость проверки Заявителя обусловлена отсутствием заключенных и исполненных договоров с организациями системы «Транснефть», отсутствием у Заказчика информации касательно реальной возможности ООО Проектно-строительная фирма «Вега» исполнить договор с заявленным предметом, в случае признания победителем.

Заказчик пояснил, что в ходе проверки Заявитель не представил документы, подтверждающие квалификацию (образование) заявленных ООО Проектно-строительная фирма «Вега» специалистов. А также не подтвердил необходимую техническую оснащенность.

В связи с вышеизложенным, представители Ответчика считают действия АО «Транснефть - Западная Сибирь» законными, просит признать жалобу Заявителя  необоснованной, в удовлетворении требований отказать. 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт), Комиссией Омского УФАС России установлено, что на официальном сайте 02.04.2021 АО «Транснефть - Западная Сибирь» разместило извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Начальная (максимальная) цена договора: 3 368 476,80 рублей c учетом всех налогов и сборов, в том числе НДС.

Согласно извещению о проведении Конкурса прием заявок на участие в закупке осуществлялся Ответчиком с 02.04.2021 по до 19.04.2021 15:00 часов.

Дата подведения итогов закупки – 14.05.2021 11:00 часов.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 26.04.2021 № 1100-А05-К-Y03-01203-2021/Р на участие в закупке поступило 2 заявки, в том числе заявка ООО Проектно-строительная фирма «Вега» (участник № 2).

Итоговым протоколом рассмотрения заявок конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 14.05.2021 № 1100-А05-К-Y03-01203-2021/И заявка ООО Проектно-строительная фирма «Вега» отклонена на основании пункта 6.5.2 Положения о закупке - несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 26.05.2021 № 05-5169 заключение договора приостановлено.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. 

Поскольку в жалобе ООО Проектно-строительная фирма «Вега» указало на нарушение Заказчиком Закона о закупках, Омским УФАС России жалоба Заявителя была принята и рассмотрена по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок (включая способы закупки) порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

            Заказчик при проведении Конкурса руководствовался Положением о закупке, в соответствии с которым разработано извещение № 32110153478 об осуществлении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – извещение о закупке), а также разработана документация о закупке. 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурса  регламентируется главой 6 Положения о закупке.

Согласно пункту 6.2 Положения о закупке конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, осуществляется с учетом норм, этапов и требований к этапам, установленных Законом о закупках.

            Пунктом 6.5.2 Положения о закупке установлено, что конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора, в том числе в случае несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

            Согласно пункту 3.25.6 Положения о закупке Заказчик, Организатор закупки, если это предусмотрено документацией о закупке, после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке (после открытия доступа к заявкам участников закупки, при проведении закупки в электронной форме), при необходимости, осуществляет проверку участников закупки с выездом в места их базирования на предмет соответствия требованиям документации о закупке, в том числе организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующего акта проверки. Проверка осуществляется в порядке, предусмотренном документацией о закупке.

            В соответствии с пунктом 12.2 Инструкции о закупке Заказчик, Организатор закупки, вправе осуществить проверку всех участников закупки, с выездом в места их базирования на предмет организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующих актов проверки до момента выбора победителя закупки, в случае если указанное требование установлено извещением об осуществлении закупки, а в составе документации закупке размещены: План проверки организации, Форма акта проверки организации, Порядок проверки на соответствие отдельным требованиям.

            Пунктом 24 Извещения о закупке предусмотрено, что Заказчик, Организатор закупки вправе осуществить проверку всех участников закупки, с выездом в места их базирования, на предмет организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующих актов проверки до момента выбора победителя закупки.

            Пунктом 9.15 Инструкции о закупке установлено требование для участника закупки о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, указанного в документации о закупке, подтверждается заполненной участником закупки Формой 8.

            Пунктом 9.16 Инструкции о закупке установлено требование о наличии необходимого количества технических ресурсов для исполнения договора, указанного в документации о закупке, подтверждается заполненной участником закупки Формой 9.

            Документация о закупке содержит техническое задание на закупку, план проверки организаций, форму акта проверки организации с приложением, а также порядок проверки на соответствие отдельным требованиям.

            Порядком проверки на соответствие отдельным требованиям предусмотрено проведение проверки наличия количества специалистов и иных работников, соответствующего требованиям документации о закупке. Пунктом 3 данного раздела установлено, что проверка квалификации персонала проводится на основе документов, подтверждающих наличие требуемой квалификации (дипломы, удостоверения, свидетельства, решения комиссий о присвоении квалификационного разряда, трудовые книжки и т.п.).

Пунктом 6 раздела «Проверка наличия производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования, соответствующего требованиям документации о закупке» предусмотрено, что при проведении проверки технической оснащенности необходимо проверить:

  • наличие техники на балансе предприятия;
  • наличие действующих договоров аренды, лизинга техники;
  • наличие технических паспортов;
  • регистрацию транспортных средств в ГИБДД;
  • регистрацию строительной техники (экскаваторы, бульдозеры и т. п.) в Гостехнадзоре;
  • регистрацию грузоподъемных механизмов в Ростехнадзоре;
  • документальные свидетельства периодического освидетельствования грузоподъемных механизмов.

Из материалов дела следует, что заявка ООО Проектно-строительная фирма «Вега» на участие в закупке была отклонена Заказчиком на основании пункта 6.5.2 Положения о закупке, в виду того, что при проведении Заказчиком выездной проверки, Заявитель не смог подтвердить документально квалификацию (образование) заявленных ООО Проектно-строительная фирма «Вега» специалистов. А также не подтвердил необходимую техническую оснащенность.

Комиссией Омского УФАС России установлено, что Обществом в составе заявки были заполнены форма 8 и форма 9, необходимость которых предусмотрена пунктами 9.15 и 9.16 Инструкции о закупке.

В форме 8 (сведения о персонале, имеющемся в организации и, в т.ч. предполагаемом для выполнения работ, услуг по закупке) Общество указало, что  у ООО Проектно-строительная фирма «Вега» имеются следующие специалисты: 1 инженер, 2 техника  ИТСО, 1 техник электролаборатории, 2 электромонтажника, 2 водителя.

В форме 9 (перечень машин, механизмов, имеющихся в организации и, в т.ч. предполагаемых  для выполнения работ, услуг по закупке) Общество указало, что  у ООО Проектно-строительная фирма «Вега» имеются 2 автомобиля марки Lada Granta AT 2019 года выпуска, право владения  которыми, осуществляется на основании договора аренды № 0904/2021 от 09.04.2021.

В свою очередь, 13.05.2021 АО «Транснефть - Западная Сибирь» осуществило выездную проверку в отношении ООО Проектно-строительная фирма «Вега» на основании 3.25.6 Положения о закупке.

Так, при осуществлении проверки ООО Проектно-строительная фирма «Вега» не предоставило Заказчику документы об образовании специалистов, необходимость в предоставлении которых указана в Порядке проверки на соответствие отдельным требованиям, а именно инженерно-технического персонала, электромонтажников,  техника электролаборатории, техников ИТСО. Относительно наличия имеющейся автомобильной техники повышенной проходимости Обществом был предоставлен договор № 0904/2021 от 09.04.2021 «Об аренде оборудования и техники с экипажем» на 3 автомобиля «Lada Granta AT» с водителями, но документы на данные транспортные средства Обществом не были предоставлены.

В связи с вышеуказанным, АО «Транснефть - Западная Сибирь» составило акт проверки ООО Проектно-строительная фирма «Вега» от 13.05.2021, который был подписан сотрудниками АО «Транснефть - Западная Сибирь»,  а также руководителем проверяемой организации, в заключении которого указано: отсутствуют подтверждающие документы о квалификации (образовании) заявленных специалистов; отсутствует необходимое количество техники повышенной проходимости для выполнения работ по предмету лота.

Таким образом, комиссия АО «Транснефть - Западная Сибирь» не подтвердила готовность ООО Проектно-строительная фирма «Вега» выполнять работы по лоту № 1100-А05-К-Y03-01203-2021 «Оказание услуг по текущему ремонту комплексов инженерно-технических средств охраны на объектах Новосибирского РНУ».

Необходимо отметить, что ООО Проектно-строительная фирма «Вега», участвуя в закупке, согласилось с условиями, установленными в пункте 3.25.6 Положения о закупке,  пункте 12.2 Инструкции о закупке, пункте 24 Извещения о закупке, должно было ознакомиться с Порядком проверки на соответствие отдельным требованиям, являющимся частью документации  о закупке, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок. В связи с чем, ООО Проектно-строительная фирма «Вега» знало о необходимости предоставления документов, подтверждающих квалификацию (образование) заявленных им специалистов, а также документов, подтверждающих наличие технической оснащенности.

При таких обстоятельствах, решение АО «Транснефть - Западная Сибирь» об отклонении заявки ООО Проектно-строительная фирма «Вега» на основании пункта 6.5.2 Положения о закупке является правомерным. Поскольку действия АО «Транснефть - Западная Сибирь» были осуществлены в рамках Положения о закупке, а также документации о закупке.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ООО Проектно-строительная фирма «Вега» на действия АО «Транснефть - Западная Сибирь» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по текущему ремонту комплексов инженерно-технических  средств охраны на объектах Новосибирского РНУ (извещение № 32110153478).

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      <...>

 

Члены Комиссии                                                                                   <...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны