Решение б/н Нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и ча... от 5 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 055/05/5-8/2020

05 февраля 2020 года                                                                                                           город Омск

Комиссия Управления  Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – (…), заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: (…),

рассмотрев дело № 055/05/5-8/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем (…) рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие ИП (…), представителя ООО «ВКД Медиа», извещенных надлежащим образом,

                                                               УСТАНОВИЛА:                                   

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт распространения на странице № 5 в газете «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) № 36 (405) от 12 сентября 2019 года реклама: «ТАВРИЧЕСКАЯ РИТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА КРУГЛОСУТОЧНО САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ!

ⱱ ПАМЯТНИКИ

ⱱ ОГРАДКИ

ⱱ КРЕСТЫ

ⱱ СТОЛЫ, ЛАВКИ

ⱱ МРАМОРНАЯ КРОШКА

ⱱ КОВРОВОЕ ПОКРЫТИЕ (искусственный газон)

ⱱ ФОТОКЕРАМИКА

ⱱ ПРОЩАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Цены от производителя РАССРОЧКА ПЛАТЕЖА, КРЕДИТ Адрес: р.п. Таврическое, ул. Ленина.47 (слева от магазина Пятерочка) тел: (…)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к «Таврической ритуальной службе», а также реализуемым ей товарам и оказываемым ритуальным услугам.

Кроме того, в указанной рекламе привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров  в кредит, является рекламой финансовых услуг.

Одновременно в рекламе привлекается внимание к рассрочке платежа.

Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом из рекламы четко не следует, кто именно предоставляет такие услуги как «кредит» и «рассрочка» (Ритуальная служба, банк либо иное лицо), что вводит в заблуждение потребителей рекламы и противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой  отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Одновременно реклама содержит утверждение «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ».

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункта 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом-анкетированием потребителей. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе использовано утверждение «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», которое в силу постановления Пленума должно приводиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не сопровождается таким подтверждением в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Более того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение - сопоставление исключительности цен по отношению к другим участникам рынка (конкурентам).

Некорректность сравнения цен Таврической ритуальной службы с ценами на аналогичные товары (услуги), реализуемыми другими продавцами, следует из того, что формируется общая оценка более выгодных условий оказания услуг перед конкурентами.

Использованное в рекламе словосочетания «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» предполагает, что рекламируемые таким способом товары (услуги) должны быть востребованы со стороны потребителей с точки зрения их низкой цены. Указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно выходным данным учредителем СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ» (№ свидетельства: ПИ № ТУ 55-00315) является (…). При этом из договора от 11.06.2013 б/н, заключенного между учредителем и редакцией СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ», следуют, что редакция зарегистрирована в качестве юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ВКД Медиа» (далее – ООО «ВКД Медиа»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «ВКД Медиа» является рекламораспространителем.

На запрос Омского УФАС России ООО «ВКД Медиа» была представлена копия договора на размещение вышеуказанной рекламы  от 09.01.2019 б/н, согласно пункту 1.1. которого «…Заказчик (ИП (…)) поручает, а Редакция (ООО «ВКД Медиа») принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ»…».

В ответе от 13.12.2019 вх. № 12491 ИП (…) пояснил: «…Честно не знали, что писать «Самые низкие цены» нельзя. Я полностью осознал свою вину, все исправил….».

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП (…) является рекламодателем.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель.

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО «ВКД Медиа», ИП (…), Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП (…) требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении  рекламы на странице № 5 в газете «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) № 36 (405) от 12 сентября 2019 года.

Учитывая пояснения ИП (…) (от 13.12.2019 вх. № 12491) о том, что выявленные нарушения устранены, Комиссией Омского УФАС России принято решение о нецелесообразности выдачи ИП (…) предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ИП (…):

«ТАВРИЧЕСКАЯ РИТУАЛЬНАЯ СЛУЖБА КРУГЛОСУТОЧНО САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ!

ⱱ ПАМЯТНИКИ

ⱱ ОГРАДКИ

ⱱ КРЕСТЫ

ⱱ СТОЛЫ, ЛАВКИ

ⱱ МРАМОРНАЯ КРОШКА

ⱱ КОВРОВОЕ ПОКРЫТИЕ (искусственный газон)

ⱱ ФОТОКЕРАМИКА

ⱱ ПРОЩАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Цены от производителя РАССРОЧКА ПЛАТЕЖА, КРЕДИТ Адрес: р.п. Таврическое, ул. Ленина.47 (слева от магазина Пятерочка) тел: (…)», распространенную на странице № 5 в газете «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) № 36 (405) от 12 сентября 2019 года, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание ИП (…) о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 06 февраля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии(…)

Члены Комиссии:(…)

Связанные организации

Связанные организации не указаны