Решение б/н - от 30 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 055/07/3-846/2021

о признании жалобы обоснованной

 

30.08.2021                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе:

<...>заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                       от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Сибспецсервис» (далее – Общество, Заявитель) на действия АО «Омскоблводопровод» (далее – Заказчик, Ответчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку запасных частей на экскаваторы Hyundai R160LC-7 (извещение на сайте www. zakupki.gov.ru № 32110527091) (далее – запрос котировок, закупка),

при участии представителей АО «Омскоблводопровод»: <...>(доверенность от 26.08.2021 № 58, личность удостоверена паспортом); <...>(доверенность от 11.01.2021 № 9, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя ООО «Сибспецсервис» посредством видеоконференцсвязи – <...> (доверенность от 15.06.2021 № 3, личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибспецсервис» (вх. 8405э от 20.08.2021), которое полагает, что АО «Омскоблводопровод» неправомерно отклонило его заявку на участие запросе котировок.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов от 16.08.2021 № 30 (далее – протокол) заявка Общества на участие в запросе котировок была отклонена на основании подпункта 1 пункта 342 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Омскоблводопровод», утвержденного советом директоров АО «Омскоблводопровод» (протокол № 6 от 05.03.2021) (далее – Положение о закупках), за несоответствие заявки требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку запасных частей на экскаваторы Hyundai R160LC-7 (далее - извещение). А также за нарушение требований подпункта 2 пункта 5.1 извещения, а именно в техническом предложении участника закупки отсутствует информация об указании страны происхождения товара.

Заявитель пояснил, что заявка ООО «Сибспецсервис» содержит указание стран происхождения товаров. Страны происхождения товаров указаны с применением функционала  торговой площадки.

Также Заявитель считает, что Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положение о закупках не предъявляют требований к обязательному указанию страны происхождения товара.

Кроме того, Заявитель отметил, что в пункте 7 извещения «Установление приоритета» указано, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, однако такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

На основании вышеизложенного, ООО «Сибспецсервис» просит признать его жалобу обоснованной, отменить протокол, признать заявку Заявителя на участие в запросе котировок, соответствующей требованиям законодательства и документации о закупке.

2.  В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 24.08.2021 № 05-8335 АО «Омскоблводопровод» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя (вх. № 8620 от 26.08.2021), а также копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям АО «Омскоблводопровод» на жалобу ООО «Сибспецсервис», отметив, что при рассмотрении заявки Заявителя Заказчиком установлено, что в техническом предложении отсутствует указание на страну происхождения товара. В связи с чем, на основании подпункта 1 пункта 342 Положения о закупках, подпункта 2 пункта 5.1 извещения заявка ООО «Сибспецсервис» была отклонена. 

Вместе с тем, Заказчик отметил, что установление приоритета товаров российского происхождения на основании постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925) является законной обязанностью Заказчика.

В связи с вышеизложенным, представитель Ответчика считает действия АО «Омскоблводопровод» законными, просит признать жалобу Заявителя  необоснованной, в удовлетворении требований отказать. 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт), Комиссией Омского УФАС России установлено, что на официальном сайте 04.08.2021 АО «Омскоблводопровод» разместило извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку запасных частей на экскаваторы Hyundai.

Начальная (максимальная) цена договора: 6 100 909  рублей 11 копеек, в том числе НДС.

Согласно извещению прием заявок на участие в закупке осуществлялся Ответчиком с 04.08.2021 до 06:00 часов 12.08.2021.

Дата подведения итогов Закупки – 26.08.2021.

Согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов от 16.08.2021 № 30 на участие в закупке поступило 3 заявки, в том числе заявка ООО «Сибспецсервис» (участник № 2).

Вышеуказанным протоколом заявка ООО «Сибспецсервис» отклонена на основании подпункта 1 пункта 342 Положения о закупках - заявка подлежит отклонению за несоответствие требованиям извещения. А также за нарушение требований подпункта 2 пункта 5.1 извещения - в техническом предложении участника закупки отсутствует информация об указании страны происхождения товара.

В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 24.08.2021 № 05-8335 заключение договора приостановлено.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. 

Поскольку в жалобе ООО «Сибспецсервис» указало на нарушение Заказчиком Закона о закупках, Омским УФАС России жалоба Заявителя была принята и рассмотрена по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок (включая способы закупки) порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

            Заказчик при проведении запроса котировок руководствовался Положением о закупках, в соответствии с которым разработано извещение.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика.

Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок регламентируется параграфом 3 Положения о закупках.

Согласно пункту 337 Положения о закупке котировочная заявка должна содержать всю указанную в извещении о проведении запроса котировок информацию и документы.

Пунктом 340 Положения о закупках установлено, что Заказчик рассматривает котировочные заявки на предмет соответствия их требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, и сопоставляет предложения по цене договора (цене лота).

Согласно пункту 342 Положения о закупках Заказчик может отклонить котировочные заявки, в том числе в случае несоответствия котировочной заявки требованиям, указанным в запросе котировок.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.1 извещения в составе заявки для участия в закупке необходимо предоставить техническое предложение, выражающееся в описании поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, содержащее следующую необходимую информацию: наименование, модель, марка, страна происхождения, функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики, количество поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), а также иные сведения, параметры, показатели, указанные в техническом задании Приложения № 2 извещения.

Согласно подпункту «г» пункта 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке, в том числе условия о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

При рассмотрении дела Комиссией установлено, что в техническом предложении ООО «Сибспецсервис» действительно отсутствовала информация о стране происхождения товаров.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6.2 извещения заказчик может отклонить заявку в случае несоответствия заявки требованиям, указанным в данном извещении.

Вместе с тем, Заказчиком в пункте 7 извещения в соответствии с Постановлением № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Участник закупки указывает (декларирует) в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

В этом же пункте указано, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, однако такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

При таких обстоятельствах, решение АО «Омскоблводопровод» об отклонении заявки участника № 2 (ООО «Сибспецсервис») на основании подпункта 1 пункта 342 Положения о закупках является неправомерным, нарушает законные права Заявителя.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Сибспецсервис» (ИНН 2465132010, ОГРН 1152468044035) на действия АО «Омскоблводопровод» (ИНН 5528022202, ОГРН 1045553004430) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку запасных частей на экскаваторы Hyundai R160LC-7 (извещение на сайте www. zakupki.gov.ru № 32110527091).

2. Выдать предписание об устранении нарушения, установленного в решении 055/07/3-846/2021.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       <...>

 

Члены Комиссии                                                                                   <...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны