Решение б/н Решение по делу от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-346/2023

25 апреля 2023 года                                                                                                                            город Омск

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия)

в составе:

председатель Комиссии – ()

члены Комиссии: ()

рассмотрев дело № 055/05/28-346/2023 по факту нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард «Гиперион», ИНН 9723139152, ОГРН 1227700081663 (далее – ООО «Ломбард «Гиперион»), обществом с ограниченной ответственностью «Фаворит», ИНН 5503079609, ОГРН 1045504009143 (далее – ООО «Фаворит») пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законных представителей ООО «Ломбард «Гиперион» и ООО «Фаворит», извещенных надлежащим образом (ходатайства вх. № 3801-эп/23 от 24.04.2023, вх. № 36841/23 от 25.04.2023),

УСТАНОВИЛА:

В результате проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе 06.03.2023 Омским УФАС России зафиксированы факты размещения на фасаде центра торговли «Апельсин», расположенного по адресу: ул. Рождественского, д. 6, к. 1, конструкций с информацией следующего содержания:

 - конструкция № 1

«золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий ломбард результат ювелирный салон 0,2 % в день кредит рассрочка обмен 1 этаж» При этом в нижней части рекламной конструкции дополнительно размещалась наклейка с информацией «Займы предоставляются ООО «Ломбард «Гиперион» ИНН 9723199152 ОГРН 1227700081663 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20 000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20 000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых). Скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП (). Кредит на покупку ювелирных изделий предоставляется банками партнерами»

 - конструкция № 2 «ломбард результат 0,2 % в день выкуп частями кредит рассрочка обмен золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий ювелирный салон»

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования ломбарду и ювелирному салону, предоставляемым им услугам.

Установлено, что деятельность в центре торговли «Апельсин» осуществляет ООО «Фаворит».

Определением от 29.03.2023 в отношении ООО «Ломбард «Гиперион» и ООО «Фаворит» Омским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В рамках рассмотрения дела Омскому УФАС России представлены письменные пояснения и копии документов:

- ООО «Фаворит» (вх. № 3801-эп/23 от 24.04.2023): «Настоящим письмом поясняем, что Обществом с ограниченной ответственностью «Фаворит» заключен договор о содержании и эксплуатации здания, размещения рекламных материалов от 01.01.2023г. с ООО «Гиперион» для размещения рекламы ломбарда «Гиперион» на рекламных носителях № 1 и № 2 здания Центра торговли «Апельсин», расположенного по адресу: 644020 г. Омск, ул. Рождественского, дом 6, корпус 1. Представленный на согласование макет содержал всю необходимую информацию. В процессе изготовления, по неизвестным нам причинам было допущено изменение в части полноты предоставленной для потребителя информации. Ответственность за полноту информации, согласно действующему законодательству, возлагается на рекламодателя, ООО «Гиперион»;

- ООО «Ломбард «Гиперион» (вх. 3841/23 от 25.04.2023): «ООО «Ломбард «Гиперион» был проинформирован ООО «Фаворит» на стадии заключения договора, что вся размещенная на арендуемых рекламных носителях информация, это ответственность ООО «Ломбард «Гиперион», который в свою очередь обязан следить за соблюдением законодательства РФ в рамках размещенной рекламной информации»;

- ИП () (вх. 3839/23 от 25.04.2023): «Мною, (), были поданы документы в Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Сибирскому федеральному округу на получение лицензии для осуществления скупки ювелирных изделий - 10 января 2023г., 28 февраля 2023г.и 07 апреля 2023г.

 До момента получения лицензии ИП () не осуществлял скупку ювелирных изделий, о чем свидетельствует налоговая отчетность за первый квартал 2023 года (прилагаю). Также ИП () при реализации ювелирных изделий пользуется услугами сторонних кредитных организаций (банков) для предоставления кредитов и рассрочки. Весь перечень кредитных организаций не указан по причине того, что они определяются непосредственно самими клиентами. Исходя из условий предоставления кредита и рассрочки при оглашении условий банков, а также по причине того. что за период размещения рекламной информации состав банков-партнеров меняется по инициативе банков–партнеров, взаимодействующих с ИП (). на основе краткосрочных договоров».

При исследовании материалов дела Комиссией установлено следующее:

1. В тексте рекламы, размещенной на конструкции № 1, указано, что «скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП ()».

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Порядок лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 № 1418 (далее — Положение).

Лицензируемая деятельность предусматривает оказание услуги по скупке у граждан, находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

В силу пункта 2 Положения лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий осуществляется Федеральной пробирной палатой.

Согласно представленному ООО «Ломбард «Гиперион» в материалы дела документу лицензия на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий была выдана ИП () 12.04.2023.

Таким образом, на момент фиксации распространения рекламы 06.03.2023 лицензия на осуществление деятельности, связанной со скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, у ИП () отсутствовала.

В силу пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

2. Реклама, размещенная на конструкциях № 1 и № 2, содержала информацию о том, что приобретение товара (ювелирных изделий) возможно посредством привлечения кредитных средств, рассрочки, обмена.

При этом текст рекламы на конструкции № 1 содержал пояснения о том, что кредит на покупку ювелирных изделий предоставляется банками-партнерами.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие «кредит» относится к банковской операции, осуществление которой производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя к такой рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Информация о наименованиях банков, предоставляющих кредит на покупку товара, в рекламе отсутствовала.

Относительно предоставления рассрочки на приобретение ювелирных изделий Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом коммерческий кредит может предоставляться не только финансовыми организациями, а самой торгующей организацией. Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Вместе с тем в рекламе отсутствовали сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

3. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В тексте рекламы, размещенной на конструкции № 2, отсутствовали сведения о наименовании лица, предоставляющего займы, что нарушает требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

4. Рассматриваемая реклама (конструкции № 1 и № 2) содержала сведения об условиях предоставления займа - 0,2 % в день.

В пунктах 24, 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано:

 - «рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг»;

- «наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий».

Условия договора потребительского кредита (займа) определены статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», к ним относятся, в том числе: - сумма потребительского кредита (займа), - срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа), - процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения и т.д.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Текст рекламы на конструкции № 1 содержал информацию об условиях предоставления займа: «Займы предоставляются ООО «Ломбард «Гиперион» ИНН 9723199152 ОГРН 1227700081663 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых)».

 При этом в рекламе, размещенной на конструкции № 2, отсутствовал необходимый перечень условий займа, предоставляемого ломбардом.

01.01.2023 ООО «Фаворит» и ООО «Ломбард «Гиперион» заключили договор № Д-22/ФВ-1 о содержании и эксплуатации здания, размещения рекламных материалов в Центре торговли «Апельсин», расположенном по адресу: г. Омск, ул. Рождественского 6, корпус 1 (далее – Договор).

В рамках Договора стороны (ООО «Фаворит» и ООО «Ломбард «Гиперион») осуществляют совместную эксплуатацию здания торгового корпуса «Центр торговли «Апельсин» по адресу: г. Омск, ул. Рождественского, д. 6, корпус 1.

При этом ООО «Фаворит» нанимает необходимый для выполнения своих обязательств персонал, оплачивает их услуги и работы, а ООО «Ломбард «Гиперион», арендующее часть нежилого помещения общей площадью 6 кв.м. в здании торгового корпуса «Центр торговли «Апельсин», своевременно возмещает ООО «Фаворит» все расходы по оплате коммунальных платежей и прочих расходов, указанных в пункте 1.2 Договора, понесенных ООО «Фаворит» в целях бесперебойной работы здания и его надлежащего содержания, а также размещение рекламы на рекламных носителях ООО «Фаворит» (пункт 1.1 Договора).

ООО «Ломбард «Гиперион» обязано согласовывать с ООО «Фаворит» макеты размещаемых рекламных материалов (пункт 2.1.7 Договора).

Пунктом 3.1 предусмотрена стоимость содержания и аренды рекламных конструкций, подлежащей уплате ООО «Ломбард «Гиперион», в том числе возмещение содержания и обслуживания здания и аренды рекламных конструкций.

В рамках исполнения Договора ООО «Ломбард «Гиперион» предоставило ООО «Фаворит» макеты рекламы с изображениями и текстом следующего содержания:

 - «ломбард результат 0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат кредит рассрочка обмен золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий ювелирный салон»;

 - «золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий ломбард результат ювелирный салон 0,2 % в день кредит рассрочка обмен 1 этаж»;

- «займы предоставляются ООО «Ломбард «Гиперион» ИНН 9723199152 ОГРН 1227700081663 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20 000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20 000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых). Скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП (). Кредит на покупку ювелирных изделий предоставляется банками партнерами».

Указанная рекламная информация была согласована ООО «Фаворит».

Платежными поручениями от 19.01.2023 № 4, 02.02.2023 № 10, от 21.02.2023 № 17 ООО «Ломбард «Гиперион» оплатило расходы по обслуживанию и эксплуатации здания и аренде рекламных конструкций (пункт 3.1 Договора).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Ломбард «Гиперион»» является рекламодателем, ООО «Фаворит» - рекламораспространителем.

При этом Комиссии отмечает, что макет, предоставленный ООО «Ломбард «Гиперион», изначально содержал рекламную информацию, нарушающую требования Федерального закона «О рекламе»:

 - в нём отсутствовали сведения о наименовании организаций (банков), предоставляющих кредит (и/или рассрочку);

- рекламировалась услуга скупки золота при отсутствии соответствующей лицензии у ИП ()

Таким образом, ООО «Фаворит», выступая в качестве рекламораспространителя, предоставившего ООО «Ломбард «Гиперион» в аренду рекламные конструкции № 1 и № 2, согласовало макет, содержащий ненадлежащую рекламу.

Ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе несет рекламодатель, за нарушение пункта 7 статьи 7 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» - рекламораспространитель (статья 38 Федерального закона «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Ломбард «Гиперион» и ООО «Фаворит» требований пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Ломбард «Гиперион» (ИНН 9723139152, ОГРН 1227700081663) «золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий ломбард результат ювелирный салон 0,2 % в день кредит рассрочка обмен 1 этаж займы предоставляются ООО «Ломбард «Гиперион» ИНН 9723199152 ОГРН 1227700081663 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20 000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20 000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых). Скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП (). Кредит на покупку ювелирных изделий предоставляется банками партнерами», «ломбард результат 0,2 % в день выкуп частями кредит рассрочка обмен золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий ювелирный салон», распространенную ООО «Фаворит» (ИНН 5503079609, ОГРН 1045504009143) по адресу: г. Омск, ул. Рождественского, д. 6, к. 1, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Ломбард Гиперион» и ООО «Фаворит» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 02.05.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны