Решение б/н - от 19 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-1350/2020

о признании жалобы обоснованной

 

19.01.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Киппер» (далее – ООО «Киппер», Заявитель, Общество) на действия государственного предприятия Омской области «Шербакульское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ГП «Шербакульское ДРСУ», Предприятие, Заказчик, Ответчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку щебня для нужд ГП «Шербакульское ДРСУ» (извещение № 32009745556 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка),

при участии представителей Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: до перерыва – <...> (доверенность № 004/20 от 15.12.2020, личность удостоверена паспортом), после перерыва – <...> (доверенность № 006/20 от 15.12.2020, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Ответчика – <...> (доверенность № 2 от 11.01.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 24.12.2020 № 14601э) на действия ГП «Шербакульское ДРСУ», который полагает, что Заказчиком неверно произведена оценка заявок участников запроса предложений. Тем самым, Предприятием нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

В нарушение Положения о закупке товаров, работ и услуг ГП «Шербакульское ДРСУ», утвержденного директором ГП «Шербакульское ДРСУ» 20.12.2019 (далее – Положение о закупке), протокол оценки заявок участников запроса предложений не содержит информации о порядке оценки заявок, об итоговых баллах, которые набрали участники закупки.

Кроме того, данный протокол не содержит следующей информации: фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) победителя запроса предложений в электронной форме. По мнению Общества, вышеуказанное свидетельствует, что Заказчик был заинтересован в определенном победителе.

Заявитель также считает, что при начислении баллов заявке ООО «Киппер» Заказчиком допущены ошибки.

19.01.2020 в Омское УФАС России поступили дополнения к жалобе (вх. № 407), в которых указано следующее.

Согласно статье 29 Положения о закупке значимость критерия «цена договора», установленного в закупочной документации не может быть менее тридцати процентов, однако в документации запроса предложений установлена значимость данного критерия 20%.

Значимость критерия «квалификация участника закупки», установленного в закупочной документации, не может превышать пятьдесят процентов. В документации запроса предложений данный критерий равен 80%.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об отмене закупки.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 24.12.2020 № 05-13013 ГП «Шербакульское ДРСУ» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседаниях Комиссий 12.01.2021, 19.01.2021 представитель Ответчика с доводами жалобы Общества и дополнениями к ней не согласился и пояснил следующее.

При проведении запроса предложений Предприятие руководствовалось утвержденным Положением о закупке.

Согласно пункту 12 статьи 65 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в электронной форме осуществляется в соответствии со статьей 29 Положения о закупке, с учетом положений статьи 52 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Положения о закупке для каждой заявки на участие в открытом конкурсе рассчитывается рейтинг, представляющий собой оценку заявки на участие в открытом конкурсе в баллах. Итоговый рейтинг заявки на участие в открытом конкурсе рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в открытом конкурсе, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость. По результатам расчета итогового рейтинга, каждой заявке на участие в конкурсе присуждается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора. Заявке, набравшей наибольшей итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

Заказчик считает, что расчет выполнен в полном соответствии с формулами, указанными в пункте 4 статьи 29 Положения о закупке, на основании документов, представленных участниками закупки в их заявках.

Протокол оценки заявок участников закупки был заполнен Заказчиком на электронной площадке, графа для отражения расчетов в форме протокола отсутствовала.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу необоснованной.

 

3.  Из представленных материалов и информации следует, что 01.12.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ГП «Шербакульское ДРСУ» размещено извещение о проведении запроса предложений и закупочная документация. 

Согласно извещению № 32009745556 и документации запроса предложений дата начала и окончания срока подачи заявок: с 01.12.2020 по 11.12.2020.

Дата рассмотрения предложений участников закупки 11.12.2020. Дата подведения итогов закупки – 14.12.2020.

Начальная (максимальная) цена договора: 3 634 165,0 руб., в том числе НДС.

Из протокола вскрытия конвертов от 15.12.2020 следует, что на участие в закупке поступило 3 заявки, по результатам рассмотрения которых все участники допущены к участию в запросе предложений.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки от 15.12.2020 победителем запроса предложений признан участник закупки № 11496 с ценой договора 3 631 565,0 руб.

Уведомлением Омского УФАС России от 24.12.2020 № 05-13013 запрос предложений приостановлен.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу перенесено на 19.01.2021.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при организации и проведении конкурса руководствовался утвержденным Положением о закупке.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Статьей 6 Положения о закупке предусмотрены способы закупок и условия их применения. В силу пункта 1.2 статьи 6 Положения о закупке закупка товаров, работ, услуг может осуществляться, в том числе в форме запроса предложений в электронной форме.

Порядок проведения запроса предложений в электронной форме установлен в              главе 7 Положения о закупке.

Согласно подпунктам 13, 14 пункта 4 статьи 61 Положения о закупке в документации о проведении запроса предложений в электронной форме должны быть указаны:

– критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, установленные в соответствии с Положением о закупке, их значимость;

– порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, установленный в соответствии с Положением о закупке.

Пунктом 12 статьи 65 Положения о закупке установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в электронной форме осуществляется в соответствии с документацией о проведении запроса предложений в порядке, установленном в соответствии со статьей 29 Положения о закупке с учетом положений статьи 52 Положения о закупке.

В соответствии с пунктами 1-5 статьи 29 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.

В конкурсной документации могут быть установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе:

  • цена договора;
  • квалификация участника закупки;
  • срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • срок предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Для критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливается их значимость в процентах. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе производится с использованием не менее двух критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, одним из которых является критерий «цена договора».

Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, установленных в конкурсной документации, составляет сто процентов.

Для каждой заявки на участие в открытом конкурсе рассчитывается рейтинг, представляющий собой оценку заявки на участие в открытом конкурсе в баллах. Итоговый рейтинг заявки на участие в открытом конкурсе рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в открытом конкурсе, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.

По результатам расчета итогового рейтинга каждой заявке на участие в открытом конкурсе присуждается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

При оценке заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «цена договора» использование подкритериев не допускается. Значимость критерия «цена договора», установленного в конкурсной документации, не может быть менее тридцати процентов.

При оценке заявок по критерию «квалификация участника закупки» могут использоваться один, несколько или все следующие подкритерии:

  • деловая репутация участника закупки;
  • наличие у участника закупки опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • наличие у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, транспортных средств;
  • квалификация работников участника закупки;
  • иные квалификационные подкритерии, если целесообразность их применения необходима для целей надлежащего осуществления закупки, и указание на использование такого подкритерия содержится в конкурсной документации.

Значимость критерия «квалификация участника закупки», установленного в конкурсной документации, не может превышать пятьдесят процентов.

Проанализировав положения документации запроса предложений, Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 9.2 документации запроса предложений заявка на участие в запросе предложений подается оператору электронной торговой площадки и должна состоять из ценового предложения и одной части.

Согласно пункту 10.10 документации запроса предложений заявки оцениваются по критериям, указанным в таблице «Критерии оценки и сопоставления заявок».

Критерии оценки и сопоставления заявок установлены в приложении № 2 к документации запроса предложений, согласно которому оценка и сопоставление заявок на участие в закупке проводится на основании следующих критериев:

1. Цена договора – 20 %.

2. Квалификация участника закупки – 80%.

2.1. Опыт выполнения аналогичных работ.

2.2. Деловая репутация.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленная в документации запроса предложений значимость критериев «цена договора» и «квалификация участника закупки» не соответствует пунктам 4, 5 статьи 29 Положения о закупке, в связи с чем, Комиссия признает данный довод Заявителя обоснованным.

Более того, изучив расчет оценки заявок участников закупки, представленный Заказчиком в материалы дела, Комиссия установила, что такая оценка произведена с применением значимости критериев (цена договора – 20%, квалификация участника закупки – 80%) в нарушение порядка, установленного Положением о закупке.

Относительно довода Общества, что протокол оценки заявок участников запроса предложений не содержит информации о порядке оценки заявок, об итоговых баллах, которые набрали участники закупки, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать, в том числе результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок).

Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать следующие сведения, в том числе результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

В силу пункта 6 статьи 64 Положения о закупке рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в электронной форме оформляются протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.

Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме должен содержать следующие сведения:

  1. дату проведения рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
  2. предмет запроса предложений в электронной форме;
  3. сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения договора;
  4. фамилии, имена, отчества членов комиссии, присутствующих при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
  5. решение каждого члена комиссии и общее решение комиссии о допуске участника закупки к участию в запросе предложений в электронной форме;
  6. решение каждого члена комиссии и общее решение комиссии об отказе в допуске участника закупки к участию в запросе предложений в электронной форме с указанием на основания отказа в допуске, установленные частью 3 настоящей статьи, обоснование такого отказа;
  7. порядок и результат оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, поданных участниками закупок в форме электронных документов, в отношении которых комиссией принято решение о допуске к участию в запросе предложений в электронной форме, в соответствии с критериями и порядком, установленными документацией о проведении запроса предложений в электронной форме;
  8. результат сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме в соответствии с оценкой заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и присвоение порядковых номеров таким заявкам;
  9. решение о победителе запроса предложений в электронной форме, а также участниках закупки, заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме которых присвоены второй и третий номер <...> а также предложенных такими участниками закупок ценах договора;
  10. фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) победителя запроса предложений в электронной форме, а также участников закупки, заявкам на участие в запросе предложений в электронной форме которых присвоены второй и третий номер.

Помимо этого, указанный протокол должен содержать следующие сведения: дата подписания протокола; количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки; количество заявок на участие в закупке, которые отклонены.

Вместе с тем, протокол рассмотрения и оценки от 15.12.2020 не содержит сведений, предусмотренных подпунктами 7, 10 статьи 64 Положения о закупке, в связи с чем, признает данный довод Заявителя обоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Установив при рассмотрении дела № 055/07/3-1350/2020 нарушения порядка оценки заявок участников запроса предложений, Комиссия принимает решение о необходимости аннулирования закупки.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Киппер» (ИНН 5506174138, ОГРН 1185543036348, юридический адрес: 644010, Омская область, город Омск, улица Куйбышева, дом 81, квартира 137) на действия государственного предприятия Омской области «Шербакульское дорожное ремонтно-строительное управление» (ИНН 5540006944, ОГРН 1025502133690, юридический адрес: 646700, Омская область, Шербакульский район, рабочий поселок Шербакуль, улица Рабочий поселок, 36) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку щебня для нужд государственного предприятия Омской области «Шербакульское дорожное ремонтно-строительное управление» (извещение            № 32009745556).

2. Выдать государственному предприятию Омской области «Шербакульское дорожное ремонтно-строительное управление» предписание об аннулировании запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку щебня для нужд государственного предприятия Омской области «Шербакульское дорожное ремонтно-строительное управление» (извещение № 32009745556).

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                         <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны