Заключение б/н - от 14 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 055/01/15-1226/2021

 

14.12.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев материалы дела № 055/01/15-1226/2021 по признакам нарушения департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259, юридический адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 34) (далее – Департамент, Ответчик) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителя Ответчика – <...> (доверенность № 02/961 от 04.02.2022, личность удостоверена паспортом),

в присутствии на заседании Заявителя – индивидуального предпринимателя <...> (личность удостоверена паспортом),

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>, Заявитель) и дополнения к нему (вх. Омского УФАС России от 20.07.2021 № 7289, от 07.09.2021 № 8974, от 08.10.2021 № 9946) на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Омска, связанных с отказом предпринимателю во включении в схему мест для размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) по адресу: ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1.

К заявлению и дополнениям к нему ИП <...> были приложены, в том числе копии следующих документов:

  • договор № Д-305/2016 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска от 01.04.2016;
  • генеральный план размещения нестационарного торгового объекта;
  • письмо Администрации Центрального административного округа города Омска от 01.04.2021 № Исх-АЦАО/1424;
  • письмо департамента городского хозяйства Администрации города Омска от 25.02.2021 № Исх-ДГХ/01-11/640;
  • обращение ИП <...> от 25.01.2021;
  • письмо ООО «Институт территориального планирования «Град» от 08.10.2020
    № ИСХ-РП-20-912;
  • письма Омского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» от 02.02.2021 № 9, от 20.02.2021 № 15.

По результатам рассмотрения заявления ИП <...>, в связи с наличием в действиях Департамента признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Омским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Департамента было выдано предупреждение № 055/01/15-1006/2021 от 20.10.2021 о необходимости прекращения действий, которые привели к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, путем:

  • отмены решения № Вн-ДАГ 12/2304 от 30.03.2021;
  • повторного рассмотрения письма Администрации Центрального административного округа города Омска от 23.03.2021 № Вн-АЦАО-1849 о согласовании проекта схемы размещения НТО, расположенного по адресу: ул. Красный Путь, д. 22 (место № 399), вместе с материалами по обоснованию места размещения НТО и направления соответствующего ответа в адрес Администрации Центрального административного округа города Омска.

Предупреждение № 055/01/15-1006/2021 от 20.10.2021 подлежало исполнению в течение 20 рабочих дней со дня его получения. О выполнении данного предупреждения надлежало сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение № 055/01/15-1006/2021 получено Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 25.10.2021 (почтовое уведомление
№ 64401051983966). По состоянию 08.12.2021 предупреждение от 24.11.2017 № 055/01/15-1006/2021 Департаментом не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного 10.12.2021 издан приказ Омского УФАС России № 268 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

19.11.2021 Департамент обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому УФАС России о признании недействительным предупреждения от 20.10.2021 № 055/01/15-1006/2021.

Суд, рассмотрев указанное заявление, определил заявление Департамента принять, возбудить производство по делу № А46-21130/2021.

Учитывая, что выводы по делу № А46-21130/2021 имели значение для результатов рассмотрения дела № 055/01/15-1226/2021, в соответствии с частями 3, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, производство по делу № 055/01/15-1226/2021 было приостановлено.

Решением Арбитражного суда Омской области от 06.05.2022 в удовлетворении требований Департамента о признании недействительным предупреждения Омского УФАС России от 20.10.2021 № 055/01/15-1006/2021, отказано в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу № А46-21130/2021 решение Арбитражного суда Омской области от 06.05.2022 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Департамента без удовлетворения.

Таким образом, решение Арбитражного суда Омской области от 06.05.2022 по делу № А46-21130/2021 вступило в законную силу 12.08.2022.

Кроме того, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.12.2022 по делу № А46-21130/2021 решение от 06.05.2022 Арбитражного суда Омской области, постановление от 12.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу А46-21130/2021 оставлены без изменения.

Определением Омского УФАС России от 19.08.2022 рассмотрение дела № 055/01/15-1226/2021 возобновлено.

19.08.2022 вынесено определение о назначении дела № 055/01/15-1226/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. К участию в рассмотрении дела привлечены: ИП <...> (заявитель), Департамент (ответчик).

 

2. Департаментом в материалы настоящего дела представлены письменные пояснения (вх. от 04.10.2022 № 9801), в которых Ответчик указывает, что на обращение Администрации Центрального административного округа города Омска (Вн-АЦАО/849 от 23.03.2021) о рассмотрении и согласовании предложений по внесению изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» Департамент письмом от 30.03.2021 Вн-ДАГ 12/2304 сообщил, что по результатам рассмотрения проекта схемы размещения НТО № 399 по ул. Красный Путь, д. 22 согласно графической схеме НТО № 399 предположительно располагается в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:1508, 55:36:040102:2075.

В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2075 – для общего пользования (уличная сеть), вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1508 – для размещения полос отвода.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 18 постановления Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» не допускается включать в схему размещения НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Учитывая изложенное, размещение НТО № 399 по ул. Красный Путь, д. 22 было отклонено Департаментом.

По причине отсутствия материалов по обоснованию мест размещения НТО, в том числе графического отображения мест размещения НТО, выполненного с учетом топографической основы масштаба 1:500, то есть документов, предусмотренных пунктом 31 постановления Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п и не предоставленных Департаменту, в Администрацию Центрального административного округа города Омска было направлено письмо указанного содержания с просьбой предоставить проект схемы размещения НТО с указанием границ и полных кадастровых номеров земельных участков в целях однозначного прочтения проекта схемы размещения НТО.

Никаких писем по согласованию указанного проекта схемы размещения НТО с уточнением границ и кадастровых номеров земельных участков Департамент не получал.

15.06.2021 Администрация Центрального административного округа города Омска направила ответ ИП <...>, в котором указано, что место размещения НТО попадает в границу земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1508 – полосу отвода автомобильных дорог, что не позволяет разместить НТО.

Постановлением Администрации города Омска № 337-п от 01.06.2021 внесены изменения в схему размещения НТО, из схемы исключено место ИП <...>.

Далее в 2022 году в Департамент поступило обращение Администрации Центрального административного округа города Омска (Вн-АЦАО/606 от 28.02.2022) по вопросу согласования проекта схемы размещения НТО – 1007 по ул. Красный Путь, д. 22 с целью внесения изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска». В приложении к обращению Администрация Центрального административного округа города Омска – Генеральном плане размещения М 1:500 НТО по ул. Красный Путь, д. 22 указано точное расположение НТО, так как указаны границы земельных участков, учтенных в едином государственном реестре недвижимости, НТО № 1007 располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2075, но не в границах красных линий автомобильной дороги по улице Красный Путь в городе Омске, что позволяет сделать вывод, что он не находится в границах полосы отвода указанной автомобильной дороги.

В связи с чем, Департамент письмом от 05.03.2022 согласовал проект схемы размещения НТО № 1007 по ул. Красный Путь, 22.

На основании постановления Администрации города Омска от 14.03.2022 № 142 внесены изменения в схему НТО, дополнены строки 721-728, строка 725 розничная торговля, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 22.

Таким образом, на момент рассмотрения Департаментом (март 2021 года) обращения Администрации Центрального административного округа города Омска о согласовании проекта схемы размещения НТО в части включения места размещения по адресу: ул. Красный Путь, д. 22, согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1508 находился в полосе отвода автомобильной дороги по улице Яковлева. Улица Яковлева на момент рассмотрения Департаментом проекта схемы размещения НТО была включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74.

Изменение местоположения автомобильной дороги по улице Яковлева (от здания № 22а по улице Красный Путь до улицы Госпитальной) и исключение пешеходной зоны на территории от многоквартирного дома № 22 до здания № 22а по улице Красный Путь из описания автомобильной дороги были осуществлены позже, в соответствии с решением Омского городского Совета от 27.10.2021 № 353, которым внесены изменения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74.

Заключение ООО «Институт территориального планирования «Град» от 08.10.2020 о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1508 находится в зоне смешанной и общественно-деловой застройки согласно Генеральному плану города Омска,
не исключает то обстоятельство, что в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1508 – для размещения полос отвода, а также то обстоятельство, что улица Яковлева включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Заключение ООО «Алекс Строй Проект» от 19.07.2021 № 0705/2021-Э было подготовлено спустя 4 месяца с момента подготовки письма Департаментом (30.03.2021) и также не исключает вышеуказанные обстоятельства.

Таким образом, на момент рассмотрения Департаментом проекта схемы размещения НТО земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1508 находился в полосе отвода автомобильной дороги.

На основании изложенного, Ответчик считает, что в его действиях отсутствуют нарушения норм действующего законодательства.

 

3. В результате проведенного анализа документов Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.

Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о торговле размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона о торговле).

Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 № 28 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов» (далее – Порядок разработки схем).

Данный Порядок предписывает разрабатывать схему размещения НТО с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства, а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения НТО на территории города Омска утверждена постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п (далее – Схема размещения НТО).

Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска
(далее – Порядок размещения НТО), который определяет процедуру размещения НТО на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения НТО на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.

В силу пунктов 9, 31 Порядка размещения НТО органами, уполномоченными на размещение НТО на территории города Омска (далее – уполномоченный орган), являются администрации административных округов города Омска, которые:

1) участвуют в разработке проекта схемы размещения НТО на территории соответствующего административного округа города Омска с учетом требований, предусмотренных главой III Порядка размещения НТО. Готовят графические схемы размещения НТО;

2) направляют проект схемы размещения НТО для согласования, в том числе в Департамент (с дополнительными обосновывающими материалами – информация о типе архитектурного облика нестационарного торгового объекта, включаемого в схему размещения нестационарных торговых объектов) в части соответствия проекта схемы нестационарных торговых объектов требованиям Порядка размещения НТО, перспективам застройки территорий объектами капитального строительства, в соответствии с архитектурно-градостроительными нормативами и (или) требованиями документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки и межевания территории, за исключением временных конструкций;

3) оформляют паспорта НТО;

4) направляют в департамент городской экономической политики Администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов;

5) проводят аукцион по продаже права на заключение договора на размещение НТО на территории города Омска в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов;

6) заключают договоры на размещение НТО.

Подпунктом 1 пункта 33 Порядка размещения НТО Департамент в течение 8 рабочих дней согласовывает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом перспектив застройки территорий объектами капитального строительства, в соответствии с архитектурно-градостроительными нормативами и (или) требованиями документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки и межевания территории, за исключением временных конструкций.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 36 Порядка размещения НТО изменения в схему размещения НТО могут быть внесены по инициативе структурных подразделений Администрации города Омска, физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений (далее – заинтересованные лица), о включении в схему размещения НТО дополнительных мест размещения НТО или их исключения.

Согласно пункту 38 Порядка размещения НТО для внесения изменений в схему размещения НТО уполномоченным органом создается соответствующая комиссия по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее – комиссия).

Порядок рассмотрения обращений о внесении изменений в схему размещения НТО установлен главой V Порядка размещения НТО и представляет собой заявительную форму заинтересованного лица, обращение которого рассматривается соответствующей комиссией в административных округах города Омска.

В соответствии с пунктом 42 Порядка размещения НТО соответствующая комиссия в течение 30 календарных дней рассматривает заявление с учетом положений, предусмотренных разделом III, подпунктами 1-3 пункта 31, подпунктом 1 пункта 33, пунктами 34, 34.1, 36, 38, 40 Порядка размещения НТО, принимает решение о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов либо отказе внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов и уведомляет о нем заявителей в течение 5 календарных дней.

Решение об отказе внесения изменений в схему размещения НТО принимается комиссией в случае несоответствия предлагаемых изменений требованиям раздела III Порядка размещения НТО (пункт 43 Порядка размещения НТО).

Согласно пункту 18 раздела III Порядка размещения НТО не допускается включать в схему размещения нестационарных торговых объектов следующие места размещения:

1) в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2) в арках зданий, на тротуарах, цветниках, клумбах, на газонах, на детских и спортивных площадках;

3) если противопожарное расстояние составляет менее 15 метров от других зданий и сооружений, за исключением иного противопожарного расстояния, определенного в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

5) в пределах треугольников видимости на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог:

– для условий «транспорт – транспорт» размеры сторон равнобедренного треугольника при скорости движения 40 км/ч и 60 км/ч должны быть соответственно не менее 25 м и 40 м;

– для условий «пешеход – транспорт» размеры прямоугольного треугольника видимости при скорости движения транспорта 25 км/ч и 40 км/ч должны быть соответственно 8м x 40м и 10м x 50м;

6) ближе 5 м от пешеходных переходов, а также на внутриквартальных проездах и территориях парковок автотранспорта;

7) в охранных зонах инженерных сетей без согласования с собственником данных сетей.

Омским УФАС России установлено, что между Администрацией Центрального административного округа города Омска и ИП <...> 01.04.2016 был заключен договор № Д-305/2016 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска. Предметом договора являлось: место для размещения НТО, площадью 8 кв.м., сроком на 5 лет. Местоположение НТО установлено относительно ориентира: в 30 метров западнее от 9 этажного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Красный Путь, д. 22.

19.03.2021 в Администрацию Центрального административного округа города Омска поступило заявление ИП <...> (вх. № 921) о внесении изменений в схему размещения НТО по месту размещения НТО в схеме размещения за номером № 399, площадь объекта 8 кв.м. заменить на 9 кв.м. (договор № Д-305/2016, адрес: ул. Красный Путь, д. 22).

23.03.2021 в соответствии с подпунктом 2 пункта 31 Порядка размещения НТО Администрацией Центрального административного округа города Омска в адрес департамента транспорта Администрации города Омска и департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было направлено письмо о согласовании проекта схемы размещения НТО, расположенного по адресу: ул. Красный Путь, д. 22 (место № 399), вместе с материалами по обоснованию места размещения НТО.

Письмом департамента транспорта Администрации города Омска от 25.03.2021 № Вн-ДТ/675 актуализация площади вышеуказанного НТО была согласована.

Письмом Департамента от 30.03.2021 № Вн-ДАГ 12/2304 размещение НТО по ул. Красный Путь, д. 22 было отклонено от согласования на основании подпункта 1 пункта 18 Порядка размещения НТО.

В указанном письме Департамент указывает, что «согласно графической схеме НТО предположительно располагается в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:1508, 55:36:040102:2075.

В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2075 – для общего пользования (уличная сеть), вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1508 – для размещения полос отвода автомобильных дорог.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Порядка размещения НТО не допускается включать в схему размещения НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В дальнейшем, с целью однозначного прочтения направляемых проектов схем размещения НТО, просим отображать кадастровые сведения (установленные границы и полный кадастровый номер земельных участков, учтенных в едином государственном реестре недвижимости).

Учитывая вышеизложенное, размещение НТО № 399 по ул. Красный Путь, д. 22 отклоняется от согласования».

01.04.2021 Администрация Центрального административного округа города Омска, рассмотрев заявление ИП <...> (вх. от 19.03.2021 № 921), с учетом ответов департамента транспорта Администрации города Омска и Департамента, письмом № Исх-АЦАО/1424 отклонила от согласования предложенную ИП <...> схему по размещению НТО по ул. Красный путь, д. 22 на основании подпункта 1 пункта 18 Порядка размещения НТО.

Постановлением Администрации города Омска от 01.06.2021 № 337-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п» НТО № 399, расположенный по адресу: ул. Красный Путь, д. 22, исключен из схемы размещения НТО.

Омским УФАС России при рассмотрении заявления ИП <...> были установлены следующие обстоятельства.

02.02.2021 региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в интересах ИП <...> обратилось к первому заместителю Мэра города Омска, директору департамента городского хозяйства Администрации города Омска по вопросу об исключении из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденного решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74 «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения», автомобильной дороги по улице Яковлева, на участке от строения 26а по улице Красный Путь до строения 22 по улице Красный Путь.

Региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» также указало, что «на данном участке дорога по факту отсутствует. В генеральном плане города Омска данный участок не значится как автодорога». В подтверждение было представлено заключение ООО «Институт территориального планирования «Град».

В связи с тем, что земельный участок под автомобильной дорогой по улице Яковлева, от строения 26а по улице Красный Путь до строения 22 по улице Красный Путь, сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости с видом разрешенного использования «земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения», письмом № Исх-ДГХ/01-11/640 департамент городского хозяйства Администрации города Омска отказал в исключении указанного участка из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 7.2 протокола заседания постоянно действующего штаба по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции от 10.04.2020 Администрации города Омска поручено организовать временные точки торговли продуктами питания, в том числе фермерской продукцией. Исполнителем поручения определено муниципальное унитарное предприятие города Омска «Муниципальные рынки» (далее – Предприятие, МУП «Муниципальные рынки»).

Реализацию указанных мероприятий принято обеспечить Предприятием посредством организации торговой деятельности в форме ярмарочной торговли, предусмотренной Законом о торговле.

Часть 1 статьи 11 Закона о торговле предусматривает организацию ярмарок органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Кроме того, организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Порядок организации ярмарок в Омской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них утвержден постановлением Правительства Омской области от 12.08.2010 № 160-п (далее – Порядок организации ярмарок).

В соответствии с пунктом 1.1 Порядка организации ярмарок ярмарки организуются на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, принадлежащих организаторам ярмарок на праве собственности или ином законном основании, а также по согласованию с собственниками указанных земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений.

Согласно пункту 1.2 Порядка организации ярмарок не допускается организация ярмарок в границах полос отвода автомобильных дорог.

24.04.2020 в адрес департамента имущественных отношений Администрации города Омска МУП «Муниципальные рынки» направлено обращение о согласовании проведения ярмарочных мероприятий, в том числе по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1.

Письмом от 24.04.2020 № Вн-ДИО/2363 департамент имущественных отношений Администрации города Омска согласовал проведение ярмарочных мероприятий, в том числе по вышеуказанному адресу, а также проинформировал о недопустимости организации ярмарок в границах полос отвода автомобильных дорог.

13.07.2021 Предприятием издан приказ № 105/ОД «Об организации на территории города Омска ярмарки по продаже (выполнению работ, оказанию услуг) по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1», а также утверждена схема размещения торговых мест на ярмарке ГРЯ-9 по ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1 (далее – схема).

Согласно схеме ярмарочные торговые места определяются в границах земельного участка, учтенного в ЕГРН с кадастровым номером 55:36:000000:1508 с видом разрешенного использования «земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения» и находятся в собственности города Омска.

В целях установления возможности размещения ярмарки вблизи здания по ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1 Предприятием обеспечено проведение строительно-технической экспертизы автомобильной дороги по ул. Яковлева в Центральном административном округе города Омска, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:1508, по результатам которой ООО «Алекс-Строй Проект» подготовлено заключение от 19.07.2021 № 07-05/2021-Э.

Согласно заключению от 19.07.2021 № 07-05/2021-Э в результате обследования автомобильной дороги по улице Яковлева от территории бюджетного образовательного учреждения города Омска «Лицей № 66» до улицы Красный путь установлено отсутствие проезжей части и наличие пешеходной зоны и сделан вывод об отсутствии полосы отвода автомобильной дороги.

В своих письменных пояснениях от 05.08.2021 № ОГ-АГ/16-03-02-10586 Администрация города Омска также ссылается на заключение от 19.07.2021 № 07-05/2021-Э и указывает, что согласно материалам генерального плана муниципального образования городской округ Омск Омской области и Правил землепользования и застройки  муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решениями Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, от 10.12.2008
№ 201, соответственно, проекта планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная – улица 5-я Северная – улица 11-я Ремесленная – улица 2-я Восточная – правый берег реки Оми – правый берег реки Иртыш – улица Фрунзе – улица Красный Путь – в Центральном и Советском административных округах города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 12.07.2018 № 696-п, на территории вблизи здания по ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1 размещение проезжей части автомобильной дороги по ул. Яковлева не предусмотрено.

Таким образом, учитывая отсутствие восточнее здания по ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1 автомобильной дороги и, соответственно, полосы отвода, размещение ярмарки на данной территории, по мнению Администрации города Омска, не влечет фактического размещения торговых мест в полосе отвода автомобильной дороги, то есть не нарушает требования Порядка организации ярмарок.

Также из ответа департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 28.09.2021 № Исх-ДИО/12950, подготовленном по поручению Мэра города Омска, следует, что в целях урегулирования вопроса несоответствия сведений ЕГРН о земельном участке под полосой отвода автомобильной дороги по улице Яковлева и фактического местоположения автомобильной дороги, Администрацией города Омска организованы мероприятия по разделу земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1508 с исключением из него территории вблизи здания по ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1.

Кроме того, департаментом городского хозяйства Администрации города Омска подготовлен проект решения Омского городского Совета «О внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74», которым предусмотрены изменения границ автомобильной дороги по улице Яковлева.

Как указывалось ранее, по результатам рассмотрения проекта схемы размещения НТО № 399 Департамент в письме от 30.03.2021 № Вн-ДАГ 12/2304 сообщил, что согласно графической схеме НТО № 399 предположительно располагается в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:1508, 55:36:040102:2075. В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2075 – «для общего пользования (уличная сеть)», вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1508 – «для размещения полос отвода».

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об автомобильных дорогах, также запрещаются размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.

Согласно части 1 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.

Вместе с тем из содержания письма Департамента от 30.03.2021 № Вн-ДАГ 12/2304 не следует, что Департаментом при принятии решения, изложенного в указанном письме, исследовались документация по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории), документы территориального планирования и градостроительного зонирования (подпункт 2 пункта 31, подпункт 1 пункта 33 Порядка размещения НТО).

Таким образом, Департамент при принятии решения, изложенного в письме от 30.03.2021 № Вн-ДАГ 12/2304 не располагал информацией о том, на каком именно земельном участке (55:36:000000:1508 или 55:36:040102:2075) предполагалось разместить НТО.

В случае если НТО, планируемый для включения в схему размещения НТО, предполагалось установить на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:1508, то факт отсутствия границы полосы отвода автомобильной дороги подтверждается следующими документами:

  • заключением ООО «Институт территориального планирования «Град» от 08.10.2020;
  • заключением ООО «Алекс-Строй Проект» от 19.07.2021 № 07-05/2021-Э, из которого следует, что в результате обследования автомобильной дороги по улице Яковлева от территории бюджетного образовательного учреждения города Омска «Лицей № 66» до улицы Красный путь установлено отсутствие проезжей части и наличие пешеходной зоны и сделан вывод об отсутствии полосы отвода автомобильной дороги);
  • письмами заместителя Мэра города Омска от 08.09.2021 № Исх-АГ/32-4281, Мэра города Омска от 21.09.2021 № ИсхАГ/38-4448, в которых имеется ссылка на заключение
    ООО «Алекс-Строй Проект» от 19.07.2021 № 07-05/2021-Э и указано, что согласно материалам генерального плана муниципального образования городской округ Омск Омской области и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решениями Омского городского Совета от 25.07.2007
    № 43, от 10.12.2008 № 201, соответственно, проекта планировки территории, расположенной в границах: улица 7-я Северная – улица 5-я Северная – улица 11-я Ремесленная – улица
    2-я Восточная – правый берег реки Оми – правый берег реки Иртыш – улица Фрунзе – улица Красный Путь – в Центральном и Советском административных округах города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 12.07.2018 № 696-п, на территории вблизи здания по ул. Красный Путь, д. 24, корп. 1, размещение проезжей части автомобильной дороги по ул. Яковлева не предусмотрено.

В случае если НТО, планируемый для включения в схему размещения НТО, предполагалось установить на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040102:2075, то следует принять во внимание следующее. В рамках судебного разбирательства в Центральном районном суде г. Омска по делу № 2а-4953/2021 по исковому заявлению
ИП <...> к Администрации г. Омска, Администрации Центрального административного округа города Омска о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 01.06.2021 № 337-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п» в части исключения из схемы размещения НТО сведений о принадлежащем ИП <...> НТО было подготовлено заключение кадастрового инженера ООО «Родные Просторы».

Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Родные Просторы» целью проведения работ являлось определение земельного участка, на котором расположен НТО по ул. Красный Путь, д. 22. Так, кадастровым инженером ООО «Родные Просторы» установлено, что рассматриваемый НТО расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040102:2182, находящемся в государственной собственности. Вид разрешенного использования означенного земельного участка установлен – «Под строительство офиса».
НТО по улице Красный Путь, д. 22 не попадает в границы отвода автомобильных дорог. Также кадастровым инженером ООО «Родные Просторы» дополнительно отмечено, что предыдущее местоположение НТО по адресу: в 30 метров западнее от 9-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ЦАО, ул. Красный Путь, д. 22 попадало в границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2075, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Красный Путь, д. 22. Согласно выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 15.07.2021 № 99/2021/405154140, земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:2075 имеет вид разрешенного использования – «земли общего пользования под улицей», то есть не является полосой отвода автомобильных дорог.

Также установлено, что 17.12.2021 в адрес Администрации Центрального административного округа города Омска от ИП <...> поступило заявление о включении места размещения НТО под киоск по адресу ул. Красный Путь, д. 22 по специализации «продажа печатной продукции» в схему размещения НТО. В своем заявлении ИП <...> А.А. указывает, что место размещения НТО предполагается в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2075, который имеет вид разрешенного использования – «Земли общего пользования под улицей».

В соответствии с письмом Администрации Центрального Административного округа города Омска от 18.01.2022 № Исх-АЦАО/155 комиссией Администрации Центрального Административного округа города Омска согласованы соответствующие изменения в схему размещения НТО. Впоследствии Администрацией Центрального округа города Омска объявлен конкурс по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта со специализацией «печатная продукция», расположенного на территории Центрального административного округа города Омска по адресу: город Омск (ул. Красный Путь, д. 22) (далее – конкурс). Документацией о проведении конкурса установлено, что предметом конкурса является право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта со специализацией «печатная продукция». Адресные ориентиры НТО – ул. Красный Путь, дом 22. Номер в схеме размещения НТО – 725. Площадь – 9 кв.м. НТО планируется разместить в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:040102:2075, что подтверждается паспортом НТО, приложенным к документации о проведении конкурса.

Учитывая вышеизложенное, если рассматривать доводы Департамента о наличии границы полосы отвода автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040102:2075, а также о равнозначности понятий «граница полосы отвода автомобильной дороги» и «красная линия», то представляется необъективной позиция Департамента, когда одним предпринимателям согласовывают внесение изменений в схему размещения НТО и в последующем проводят конкурс на право на заключение договора на размещение НТО по ул. Красный Путь, дом 22 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:040102:2075), а другим предпринимателям отказывают.

В ходе рассмотрения судебного дела № А46-21130/2021 об оспаривании предупреждения Омского УФАС России от 20.10.2021 № 055/01/15-1006/2021 судом установлено, что испрашиваемое ИП <...> место для размещения НТО по заявлению от 19.03.2021 (вх. № 921) расположено напротив НТО под номером «469», который, в свою очередь, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1508.

В письменных пояснениях Департамент приводит довод, что из приложенной к заявлению ИП <...> схемы расположения НТО не было ясно точное его местоположение, в связи с чем, у Департамента не имелось возможности выдать точное заключение относительно согласования внесения изменений в схему расположения НТО.

Вместе с тем, из Порядка размещения НТО, следует, что указание точных координат торговых объектов, как и точных границ земельных участков, в пределах которых предлагается их размещение в Схеме размещения НТО, прилагаемой к заявлению о внесению изменений, не предусмотрено. Не имеется таких координат также и в опубликованной органами местного самоуправления и имеющейся в открытом доступе Схеме размещения НТО на территории города Омска. К указанным выводам также пришел Арбитражный суд Омской области.

Таким образом, отказ Департамента, выраженный в письме от 30.03.2021 № Вн-ДАГ 12/2304, в согласовании изменений в схему размещения НТО в части размещения принадлежащего ИП <...> НТО, расположенного по адресу: ул. Красный Путь, д. 22 (место № 399), в связи с его предположительным размещением в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:1508, 55:36:040102:2075, является необоснованным. Поскольку Департамент при принятии решения, изложенного в указанном письме, не выяснял вопрос о точном месте расположения НТО, не исследовал документы территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки и межевания территории в нарушение подпункта 1 пункта 33 Порядка размещения НТО.

Департамент в своих письменных пояснениях приводит довод, что письмо № Вн-ДАГ 12/2304 от 30.03.2021 не является итоговым документом по рассмотрению заявления ИП <...>, в связи с чем, не может нарушать права предпринимателя и Закон о защите конкуренции.

Вместе с тем, с учетом императивных положений, закрепленных в подпункте 2 пункта 31, подпункте 1 пункта 33 Порядка размещения НТО, согласование проекта схемы размещения НТО с учетом перспектив застройки территорий объектами капитального строительства, в соответствии с архитектурно-градостроительными нормативами и (или) требованиями документов территориального планирования, градостроительного зонирования, проектов планировки и межевания территории входит только в полномочия Департамента.

В связи с чем, решение администрацией соответствующего административного округа города Омска о внесении изменений в схему размещения НТО либо отказе внесения изменений в схему размещения НТО принимается только с учетом результатов согласования проекта схемы размещения НТО департаментом архитектуры (пункт 42 Порядка размещения НТО).

В данном случае именно результат согласования Департаментом лег в основу решения Администрации Центрального административного округа от 01.04.2021 об отказе
ИП <...> в изменении схемы размещения НТО. 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынках розничной торговли в НТО на территории города Омска.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке установлено следующее.

1. Временной интервал исследования: 30.03.2021 по 08.12.2022.

2. Продуктовые границы: услуги по розничной торговле печатной продукцией, печатными изданиями (ОКПД2: 47.62.1 и 47.89.10; ОКВЭД 47.62.1, 47.89.1).

3. Географические границы: город Омск.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): неправомерный отказ Департаментом в согласовании размещения НТО по ул. Красный Путь, д. 22, послуживший основанием для решения об отказе Администрацией Центрального административного округа города Омска в изменении схемы размещения НТО, лишил ИП <...> возможности осуществить розничную торговлю печатной продукцией в НТО по ул. Красный Путь, д. 22.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела № 055/01/15-1226/2021, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Департамента, выразившиеся в неправомерном отказе в согласовании размещения НТО по ул. Красный Путь, д. 22, изложенном в письме № Вн-ДАГ 12/2304 от 30.03.2021, что лишило ИП <...> права на заключение договора на размещение НТО, предусмотренное пунктом 5 Порядка размещения НТО, тем самым права на осуществление предпринимательской деятельности, по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель комиссии                                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                      <...>

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны