Определение б/н Нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона о... от 25 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/18-532/2021 и назначении дела к рассмотрению

25 мая 2021 года                                                                                                                                                 г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>,  далее – ИП <…>) части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из ФАС России поступило заявления гражданина <…> по факту осуществления на принадлежащий ему абонентский номер <…> 22.04.2021 в 17:46 час. с абонентского номера <…> звонка рекламного характера следующего содержания:

«- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Меня зовут <…>, и я представляю федерального провайдера «МТС». Сейчас для всех новых абонентов мы даем скидки на высокоскоростной домашний интернет целых 500 Мегабит в секунду по стоимости всего за 390 рублей. Подскажите, а у вас сейчас домашний интернет какой компании?

- КоптевоНет.

- Угу. И сейчас мы расскажем вам о новых возможностях домашнего интернета. Не кладите, пожалуйста, трубку.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте.

- Меня <…> зовут. Сотрудник компании «МТС». Подскажите, пожалуйста, как я могу к вам обращаться?

- Не надо ко мне обращаться, просто перестаньте мне звонить.

- Я вас понял. Извините за беспокойство. Хорошего дня. До свидания».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к федеральному провайдеру «МТС» и оказываемым им услугам.

По утверждению заявителя, рекламная информация была направлена без его предварительного согласия на получение рекламы, что является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», согласно которой распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

По информации, представленной ООО «СПЕЙСТЕЛ»: «… Телефонный номер <…>  на основании Договора об оказании услуг № МСК - 819/20 от 18.12.2020 был передан в пользование ИП <…> (ИНН <…>)…».

На запрос Омского УФАС России ИП <…> были даны следующие пояснения: «…ИП <…> на основании заключенных договоров оказывает рекламные услуги операторам связи путем распространения ее посредством телефонной связи. В соответствии с требованиями ст. 18 ФЗ «О связи» распространение рекламы посредствам использования телефонной связи производится при условии предварительного согласия абонента на получение рекламы. Законодательством не предусмотрено получение согласия исключительно в письменной форме. При осуществлении звонка оператором задается абоненту вопрос о согласии прослушать информацию рекламного характера. В случае, если абонент не выразил явного согласия, ИП <…> не производит распространение рекламы в адрес абонента…».

Как указано в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Таким образом, согласие на получение рекламной информации по сетям электросвязи может быть получено в устной форме при соблюдении следующих условий:

- проведение идентификации абонента;

- согласие должно быть предварительным, то есть рекламная информация может быть озвучена только после получения согласия;

-формулировка на получение согласия должна быть однозначной и недвусмысленной, позволяющей точно определить, что звонящий спрашивает согласие на доведение до абонента информации именно рекламного характера;

- формулировка на получение согласия должна предоставлять возможность абоненту изначально отказаться от получения (прослушивания) рекламной информации.

Согласно аудиозаписи телефонного разговора, представленной заявителем, оператором в устной форме была озвучена формулировка: «Здравствуйте…Меня зовут <…>, и я представляю федерального провайдера «МТС». Сейчас для всех новых абонентов мы даем скидки на высокоскоростной домашний интернет целых 500 Мегабит в секунду по стоимости всего за 390 рублей...», которая свидетельствует о том, что предварительного согласия абонента на получение рекламной информации запрошено не было, рекламная информация была озвучена сразу же после того, как заявителем было произнесено «Здравствуйте».

Иных доказательств, свидетельствующих о наличие предварительного согласия <…> (абонентский номер <…>) на получение рекламы,  ИП <…> в адрес Омского УФАС России не представлено.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является рекламораспространителем.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24,25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 1. Возбудить производство по делу № 055/05/18-532/2021 по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

 2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель - <…>;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -  индивидуальный предприниматель <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, адрес регистрации: <…>).

3. Назначить дело № 055/05/18-532/2021 к рассмотрению на 23 июня 2021 в 15:00 часов по адресу: 644010,  г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. ИП <…> в срок до 18 июня 2021 года представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение (при необходимости).

В связи с эпидемиологической обстановкой рассмотрение дела осуществляется дистанционно. Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС): https://fas3.tconf.rt.ru/c/8929941958.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны