Решение б/н - от 6 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-375/2023

о признании жалобы необоснованной

 

06.04.2023                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ» (далее –
ООО «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Омскэлектро» (далее – АО «Омскэлектро», Заказчик, Ответчик) при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту административно бытового корпуса, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 176 (литера А) (извещение № 32312208591 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupk
i.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность б/н от 10.08.2022),

при участии представителей Ответчика: <...> (доверенность № 06-10/33юр от 26.01.2023, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 06-10/80-юр от 05.04.2023, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 30.03.2023 № 2891-ЭП/23), который полагает, что документация запроса предложений не соответствует требованиям действующего законодательства. В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Согласно пункту 6 извещения о закупке Заказчик производит оплату в течение 500 календарных дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме (КС-2) по 1 этапу и справки стоимости выполненных работ по форме (КС-3) по 1 этапу.

По мнению Заявителя, данный срок оплаты нарушает принципы равноправия участников закупки, поскольку кому-то могут заплатить через пару дней после выполненных работ, а кому-то из участников через полтора года.

В Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) определены сроки оплаты для закупок у малых и средних предприятий, но не определены для других типов закупок. Несмотря на это, Общество считает, что срок оплаты 500 календарных дней крайне неразумный.

Разумным сроком исполнения обязательств по оплате товара является срок на осуществление банковского перевода, исчисляемый со дня, следующего за днем выполнения работ (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18).

Характер обязательства по оплате и срок его исполнения позволяют прийти к выводу о явной неразумности срока в течение которого обязательство может быть исполнено. Так, в одной из схожих ситуаций, связанной с оплатой товара, который был поставлен по товарным накладным, суд посчитал, что критерию разумности соответствует срок оплаты 10-14 дней, но никак не два года (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 № 06АП-1381/15).

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить закупку, выдать Заказчику предписание об установлении разумных сроков оплаты за выполненные работы.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 31.03.2023 № ГЛ/2110/23 АО «Омскэлектро» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 05.04.2023 № 3137/23).

На заседании комиссии 06.04.2023 представители Заказчика высказались согласно письменным пояснениям, отметив следующее.

При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Омскэлектро», утвержденным Советом директоров АО «Омскэлектро» 03.08.2022 (далее – Положение о закупке), которое было разработано в соответствии с требованиями Закона о закупках.

В пункте 35 статьи 19 Положения о закупке указано, что при осуществлении конкурентных закупок, участниками которых могут являться любые лица, в том числе субъекты МСП, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства, а также, если иной срок оплаты установлен в приложении № 1 к Положению о закупке.

В случае установления сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, в приложение № 1 включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.

Срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более срока, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014
№ 1352.

Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru были размещены извещение и документация № 32312208591 от 20.03.2023 о проведении открытого запроса предложений по коду ОКПД 2 – 43.29.19.190 Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки, которые были разработаны в соответствии с Положением о закупке. Пунктом 3.5 проекта договора (приложение № 2 к документации о закупке) предусмотрено, что оплата за выполненные работы производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика по факту выполнения работ в полном объеме в течение 500 календарных дней после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ по форме (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ по форме (КС-3) по каждому этапу закупки. В случае, если победителем закупки будет участник, являющийся субъектом малого и среднего предпринимательства, то оплата будет осуществляться в течение 7 рабочих дней в соответствии с требованиям пункта 14(3) постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352. Условия сформированы таким образом, что Заказчик оставляет за собой право произвести оплату по договору досрочно.

Заказчик также отмечает, что до окончания срока подачи заявок, а именно до 9.00 по местному времени 30.03.2023 не подано ни одной заявки на участие в закупке. Запросы на разъяснения положений документации не поступали.

Документация о закупке, включая проект договора, в части сроков оплаты за выполненные работы не противоречат требованиям Закона о закупках, не нарушают законные права и интересы участников закупки, а также не сокращают количество потенциальных участников закупки.

На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

 

3.  Из представленных материалов и информации следует, что 20.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС), размещено извещение и документация о проведении запроса предложений.

Согласно извещению № 32312208591, сформированному в ЕИС, заявки на участие в закупке принимались 20.03.2023 по 30.03.2023 12:00 (по местному времени заказчика).

В извещении о проведении запроса предложений, утвержденном Заказчиком и размещенном во вкладке «документы» извещения № 32312208591 в ЕИС, указано, что дата начала и окончания срока подачи заявок на участие в закупке: с 20.03.2023 по 30.03.2023 09:00 (время местное). Дата подведения итогов закупки: 03.04.2023. 

Предметом закупки (предметом договора) является выполнение работ по капитальному ремонту административно бытового корпуса, расположенного по адресу:
г. Омск, ул. 10 лет Октября, 176 (литера А) (ОКПД2: 43.29.19.190 Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки).

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 17 518 234,44 руб. без НДС.

Уведомлением Омского УФАС России от 31.03.2023 № ГЛ/2110/23 запрос предложений приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Заказчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Из жалобы следует, что Заявитель обжалует положения документации запроса предложений. Как указывалось ранее, в соответствии с извещением № 32312208591, сформированным в ЕИС, заявки на участие в закупке принимались по 30.03.2023 12:00 (по местному времени заказчика), тогда как в извещении о проведении запроса предложений, утвержденном Заказчиком и размещенном во вкладке «документы» извещения 32312208591 в ЕИС, указано, что срок окончания подачи заявок на участие в закупке: 30.03.2023 09:00 (время местное).

Согласно пункту 9 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке», сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее – функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим образом оригинала документа, должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

Таким образом, Комиссия считает, что, исходя из вышеуказанного Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений следует считать 30.03.2023 12:00 (по местному времени Заказчика).

Жалоба ООО «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ» поступила в Омское УФАС России 30.03.2023 в 10:44 ч. Учитывая, что жалоба подана Заявителем до окончания срока подачи заявок, она была принята к рассмотрению по существу в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Заказчик при организации и проведении запроса предложений руководствовался Положением о закупке.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 5.3 статьи 3 Закона о закупках срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.

При установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 статьи 3 Закона о закупках, в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты (часть 5.4 статьи 3 Закона о закупках).

В статье 12 Положения о закупке установлены способы закупок, проводимые Заказчиком, одним из которых является запрос предложений.

Согласно пункту 35 статьи 19 Положения о закупке при осуществлении конкурентных закупок, предусмотренными статьей 12 Положения о закупке, участниками которых могут являться любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен в Приложении № 1 к Положению о закупке.

В случае установления сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, в Приложение
№ 1 включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.

Срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более срока, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014
№ 1352.

Из Приложения № 1 к Положению о закупке следует, что в договорах, заключаемых по результатам закупок, предусмотренных статьей 12 Положения о закупке, согласно установленному перечню товаров, работ, услуг, могут применяться следующие сроки оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), в том числе в течение 500 календарных дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги. В указанный перечень товаров, работ, услуг со сроком оплаты, отличным от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 статьи 3 Закона о закупах, входит, в том числе ОКПД2: 43.29.19.190 Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки.

Аналогичные сведения также размещены АО «Омскэлектро» в ЕИС в карточке положения о закупке.

Из пункта 3 документации о проведении запроса предложений, пункта 2.1 проекта договора (приложение № 2 к документации о проведении запроса предложений) следует, что работы выполняются в 10 этапов.

В соответствии с пунктом 6 документации о проведении запроса предложений, пунктом 3.5 проекта договора (приложение № 2 к документации о проведении запроса предложений) оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании подписанных обеими сторонами акта о приемке выполненных работ по форме (КС-2) по этапу и справки стоимости выполненных работ по форме (КС-3) по этапу.

После выполнения 1 этапа: Заказчик производит оплату в течение 500 календарных дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме (КС-2) по 1 этапу и справки стоимости выполненных работ по форме (КС-3) по 1 этапу.

В случае, если победителем будет определен участник, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства, то Заказчик оплачивает выполненные подрядчиком в соответствии с договором работы по 1 этапу в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме (КС-2) по 1 этапу и справки стоимости выполненных работ по форме (КС-3) по 1 этапу (в соответствии с требованиями пункта 14(3) части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352).

Аналогичные условия оплаты выполненных работ установлены и по остальным этапам.

Комиссия, проанализировав оспариваемые Заявителем положения документации запроса предложений, не усматривает в действиях Заказчика, выразившихся в установлении в документации запроса предложений срока оплаты выполненных работ в течение 500 календарных дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ по форме (КС-3), нарушения частей 1, 5.3, 5.4 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 35 статьи 19 Положения о закупках.

Оспариваемое Обществом условие об оплате выполненных работ в равной мере применяется ко всем участникам закупки, за исключением субъектов малого или среднего предпринимательства в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 №1352, и не создает преимуществ конкретному лицу. Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих, что при формировании названных положений закупочной документации Заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

Комиссией также установлено, что согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ» (ИНН 7810795816) является микропредприятием с 10.07.2020.

Таким образом, в соответствии с условиями документации о проведении запроса предложений, в том числе проектом договора, в случае, если бы ООО «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ» была подана заявка на участие в закупке и Общество стало победителем данного запроса предложений, то Заказчик обязан был произвести оплату за выполненные работы в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме (КС-2) и справки стоимости выполненных работ по форме (КС-3) по каждому этапу работ.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что поскольку оспариваемое Заявителем условие об оплате Заказчиком выполненных работ в течение 500 календарных дней на Заявителя не распространяется, соответственно, вышеуказанное условие не могло препятствовать участию в закупке ООО «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ». Таким образом, Комиссия признает данный довод Заявителя необоснованным.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК «ФОРТ-ИНВЕСТ» (ИНН 7810795816, ОГРН 1207800068772, юридический адрес: 196105, город Санкт-Петербург, Яковлевский переулок, дом 4, литер А, помещение 2Н, офис 2) на действия акционерного общества «Омскэлектро» (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145, юридический адрес: 644027, Омская область, город Омск, улица Л. Чайкиной, дом 8) при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по капитальному ремонту административно бытового корпуса, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 176 (литера А) (извещение № 32312208591 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 31.03.2023 № ГЛ/2110/23.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны