Решение б/н о признании жалобы необоснованной от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Решение № 055/10/18.1-165/2021

о признании жалобы необоснованной

 

04.03.2021                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу <...> (далее – Заявитель) на действия финансового управляющего <...> (далее – финансовый управляющий, Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества должника <...> посредством публичного предложения  по лоту № 3 (сообщение на ЕФРСБ № 5740438, № 4287-ОТПП) (далее – торги, публичное предложение),

при участии посредством системы средств видеоконференцсвязи представителя <...> – <...> (доверенность от 03.03.2021 серия <...> АА № 3954218, личность удостоверена паспортом),

при участии финансового управляющего <...> (личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 24.02.2021 № 1857э), который полагает, что торги по лоту № 3 проведены с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации.

В своей жалобе Заявитель указывает, что в нарушение требований Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве):

– финансовый управляющий не направил в адрес <...> протокол об определении участников торгов в срок, установленный абзацем 6 пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве;

– финансовый управляющий не опубликовал протокол об итогах торгов;

–  задаток на участие в торгах находится на счете, указанном финансовым управляющим в сообщении о торгах.

Кроме того, по мнению Заявителя, обстоятельства, указанные Организатором торгов в качестве основания для приостановления торгов были общеизвестны до начала объявления спорных торгов.

Тем не менее, финансовый управляющий объявляет торги посредством публичного предложения, ждет поступления заявок и задатков на свой счет и затем обращается в суд с заявлением о приостановлении торгов. Заявитель считает, что такие действия не могут быть признаны правомерными.

Также Заявитель указывает, что согласно части 11 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.

Между тем, Организатор торгов не обеспечил конфиденциальность предложения <...> о цене до начала подведения итогов торгов, разгласив его ценовое предложение и предложение второго участника торгов до подведения итогов публичного предложения, указав данную информацию в своем обращении в Арбитражный суд Омской области, что нашло свое отражение в судебном акте, опубликованном в общедоступном источнике – https://my.arbitr.ru.

На основании изложенного, Заявитель просит:

– признать действия Организатора торгов, выразившиеся в уклонении от формирования протокола об определении участников торгов и подведении итогов торгов по лоту № 3, незаконными, нарушающими действующее законодательство, в том числе Закон о банкротстве;

– обязать Организатора торгов рассмотреть заявки заявителей на участие в торгах по лоту № 3 в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, определить участников торгов, опубликовать протокол определения участников торгов, подвести итоги торгов и опубликовать протокол итогов торгов;

– признать действия Организатора торгов, выразившиеся в необеспечении конфиденциальности сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, в соответствии с частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве, незаконными, нарушающими действующее законодательство, в том числе Закон о банкротстве.

На заседании Комиссии 04.03.2021 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе <...> (вх. Омского УФАС России от 24.02.2021 № 1857э).

 

2. На основании уведомления Омского УФАС России (исх. от 25.02.2021 № 05-1712) финансовым управляющим представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также запрашиваемые копии документов (вх. Омского УФАС России от 03.03.2021 № 2130э).

Из письменных пояснений финансового управляющего следует, что Организатору торгов ввиду блокировки личного кабинета на электронной торговой площадке стало известно о наличии поданных на периоде заявок только 10.02.2021.

Сведения о зачислении на счет обезличенных денежных средств от <...> были получены финансовым управляющим – 17.02.2021.

12.02.2021 финансовый управляющий обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о внесении изменений в Положение о порядке, об условиях и сроках реализации имущества должника одновременно с подачей заявления о принятии обеспечительных мер.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2021 по делу  № А45-10618/2016 приняты обеспечительные меры в виде приостановления проведения электронных торгов (идентификационный номер торгов 4287-ОТПП), проводимых на электронной площадке ЭТП «Аукцион-центр» по лоту № 3 (дебиторская задолженность ООО «ТрансЛизингКапитал»), в том числе: запрета рассмотрения заявок (подписания протоколов об определении участников торгов), запрета подведения итогов торгов в виде подписания протоколов об определении победителей торгов, до вступления в законную силу судебного акта по рассмотрению заявления финансового управляющего <...> о внесении изменений в Положение о порядке, об условиях и сроках реализации имущества должника по реализации дебиторской задолженности.

Таким образом, на момент идентификации платежа <...> в качестве задатка на участие в торгах (17.02.2021) были приняты обеспечительные меры (16.02.2021), запрещающие Организатору торгов подводить как итоги торгов, так и определять их участников.

Относительно обстоятельств принятия вышеуказанных обеспечительных мер, финансовый управляющий пояснила следующее.

05.02.2021 в адрес Организатора торгов – финансового управляющего <...>  – <...> поступило требование мажоритарного кредитора Банка ПАО «Траст» о приостановлении торгов, мотивированное возникновением реальной возможности поступления в конкурсную массу денежных средств от дебиторской задолженности в значительно большем размере, чем, если бы данная задолженность была бы реализована на торгах.

В соответствии со статьей 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Конкурсные кредиторы, включенные в установленном законом порядке в реестр требований кредиторов должника, вправе заявлять требования арбитражному управляющему, не исполнение которых может служить основанием как для взыскания с арбитражного управляющего убытков, причиненных вследствие виновных действий последнего, так и для привлечения управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Изучив указанное требование кредитора, финансовый управляющий установила его обоснованность, в связи с чем, начала предпринимать как меры по законному приостановлению проводимых торгов, так и по инициированию судебного спора для целей разрешения данного вопроса.

Одновременно с заявлением о принятии обеспечительных мер, финансовым управляющим было подано заявление о внесении изменений в Положение о порядке, об условиях и сроках реализации имущества должника по реализации дебиторской задолженности, которое принято к производству определением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2021 по делу № А45-10618/2016.

Основанием для внесения изменений в ранее утвержденное судом Положение о порядке, об условиях и сроках реализации имущества должника послужили следующие обстоятельства.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.07.2020 по делу № А45-36203/2017, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2020 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2021, признаны недействительными сделки, состоящие из цепочки последовательных взаимосвязанных сделок, включающие:

1) соглашение о расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества от 14.09.2016, заключенного между ООО «ТрансЛизингКапитал» и ООО «МЛ-Сервис»;

2) договор купли-продажи недвижимого имущества от 28.04.2017, заключенного между ООО «МЛ-Сервис» и ООО «Прокорм»;

3) договор купли-продажи недвижимого имущества от 03.06.2019, заключенного между ООО «Прокорм» и ООО «Сириус»,

применены последствия недействительности сделок в виде возврата в конкурсную массу ООО «ТрансЛизингКапитал» объектов недвижимости:

– станция технического обслуживания, расположенная по адресу Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174, общей площадью 1 952,7 кв.м., этажность 3, в том числе подземных этажей 1, назначение: нежилое здание, кадастровый номер <...> :35:071180:74;

– земельный участок, площадью 1 070 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – станции технического облуживания автомобилей, шиномонтажные мастерские, автомойки. Кадастровый (или условный номер <...> :35:071210:28, расположенный по адресу (местонахождение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир – здание станции технического обслуживания автомобилей. Почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174, с кадастровым номером 54:35:071210:28 по адресу: г. Новосибирск, ул. Никитина, д. 174.

Согласно сведениям из открытых источников, кадастровая стоимость возвращенного в конкурсную массу имущества составляет 50 205 000 руб. (3 718 000 руб. – земельный участок и 47 487 000 руб. – станция технического обслуживания).

Вместе с тем, согласно определению Арбитражного суда Новосибирской области от 10.07.2020 по делу № А45-36203/2017, стоимость возвращенных в конкурсную массу объектов недвижимости варьируется от 64 000 000 руб. до 52 000 000 руб. (условия оспоренных сделок).

Размер требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов в рамках процедуры банкротства ООО «ТрансЛизингКапитал» составляет 41 558 941,83 руб., из которых 19 054 200,00 руб. требование <...>.

Таким образом, на сегодняшний день имеется реальная возможность полного погашения реестра требований кредиторов ООО «ТрансЛизингКапитал», а, соответственно, и полного погашения дебиторской задолженности в сумме 19 054 200 руб., которая является предметом утвержденного Положения о порядке, об условиях и сроках реализации имущества и реализуемого на торгах лота № 3.

Реализация дебиторской задолженности по цене в разы ниже, чем ее реальная стоимость, не отвечает целям и задачам процедуры реализации имущества гражданина.

При данных обстоятельствах, Организатор торгов – финансовый управляющий <...> до рассмотрения поданного ходатайства в рамках дела о банкротстве № А46-10618/2016 не рассматривала заявки на участие в торгах (приостановила рассмотрение заявок).

Относительно довода подателя жалобы о необеспечении конфиденциальности ценовых предложений финансовый управляющий отметила, что Организатором торгов не допущено разглашение конфиденциальных ценовых предложений. Выводы подателя жалобы основаны на неверном толковании норм права.

Также финансовый управляющий полагает, что доводы подателя жалобы относительно необоснованности принятия обеспечительных мер и заявленных финансовым управляющим оснований для внесения изменений в ранее утвержденное Положение о порядке реализации имущества должника (выставленной на торги дебиторской задолженности) не подлежат оценке комиссией антимонопольного органа в рамках проводимой проверки, так как не входят в предмет проверки, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, финансовый управляющий просит признать жалобу <...> (вх. Омского УФАС России от 24.02.2021 № 1857э) необоснованной.

 

3. Из представленных финансовым управляющим материалов Комиссией установлено, что определением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.08.20216 по делу № А45-10618/2016 <...> признана несостоятельной (банкротом). В отношении должника <...> введена процедура банкротства – реструктуризация долгов гражданина.

Определением от 06.03.2017 по делу № А45-10618/2016 отношении должника <...> введена процедура реализации имущества гражданина.

В ходе процедуры банкротства выявлено наличие у должника дебиторской задолженности.

В связи с чем, 16.12.2020 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве было опубликовано сообщение о торгах № 5740438 (изменено сообщением № 6208286 от 18.02.2021).

Согласно сообщению № 5740438 по лоту № 3 реализации подлежит: «дебиторская задолженность ООО «ТрансЛизингКапитал» (ИНН 5404402018), подтвержденная определением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.10.2018 по делу № А45-10618/2016 в размере 19 054 200 руб.».

Срок приема заявок с 18.12.2020 по 10.03.2021.

В соответствии с сообщением № 6208286 от 18.02.2021 проведение электронных торгов (№ 4287-ОТПП) в части лота № 3 (дебиторская задолженность ООО «ТрансЛизингКапитал») приостановлено на основании определения Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2021 по делу № А45-10618/2016.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, в том числе финансового управляющего.

В силу части 1 статьи 1 Закона о банкротстве данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

В соответствии с частью 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой Х Закона о банкротстве, регулируются главами I – III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.

Частью 3 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном частями 3-19 статьи 110 и частью 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

Как указывалось выше, 16.12.2020 в ЕФРСБ финансовым управляющим было опубликовано сообщение о проведении торгов № 5740438 по продаже имущества должника <...>  посредством публичного предложения.

Согласно сообщению о проведении торгов № 5740438 для участия в торгах необходимо зарегистрироваться на электронной площадке ООО «ИстКонсалтингГрупп» по адресу www.aukcioncenter.ru. Заявка и приложенные документы предоставляются на сайте оператору электронной площадки в форме электронных документов подписанных электронной цифровой подписью.

В соответствии с пунктом 5.1 порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Порядок проведения торгов), не позднее тридцати минут после окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки.

Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.

Положения пункта 5.3 Порядка проведения торгов предусматривают направление организатором торгов в течение пяти календарных дней со дня подписания и направления протокола об определении участников торгов оператору электронной площадки посредством программно-аппаратных средств сайта каждому заявителю, чья заявка зарегистрирована в журнале заявок на участие в торгах и не отозвана до окончания срока представления заявок на участие в торгах, электронного сообщения о признании заявителя участником торгов или об отказе в признании его участником торгов с указанием причин отказа с приложением копии протокола об определении участников торгов.

Из положений пунктов 7.1, 7.2 Порядка проведения торгов следует, что по результатам проведения торгов посредством публичного предложения не позднее тридцати минут с момента получения от организатора торгов (по окончании любого периода проведения торгов) протокола об определении участников торгов, согласно которому к участию в торгах допущен хотя бы один участник, оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов или решения о признании торгов несостоявшимися.

Не позднее одного рабочего дня после получения от оператора электронной площадки соответствующих проектов протокола или решения организатор торгов рассматривает, подписывает квалифицированной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки поступившие в соответствии с пунктом 7.1 Порядка проведения торгов протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися.

Не позднее тридцати минут после размещения на электронной площадке указанных протокола или решения организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта направляет такие протокол или решение в форме электронного сообщения всем участникам торгов, в том числе на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.

Комиссией установлено, что по лоту № 3 в периоде подачи заявок на участие в публичном предложении с 09:00 час. 01.02.2021 по 09:00 час. 08.02.2021 поступило 3 заявки на участие в торгах, а именно:

– 01.02.2021 в 09:04:23.140 № 17300 (отозвана);

– 08.02.2021 в 08.02.2021 в 08:38:35.253 № 17344 (отозвана);

– 08.02.2021 в 08.02.2021 в 08:46:48.179 № 17345 (<...>).

08.02.2021 в 11:23 в адрес Организатора торгов от оператора электронной площадки ООО «ИстКонсалтингГрупп» посредством электронной почты поступило уведомление о том, что доступ в личный кабинет Организатора торгов заблокирован.

10.02.2021 в 12:20 в адрес Организатора торгов от оператора электронной площадки ООО «ИстКонсалтингГрупп» посредством электронной почты поступило уведомление о том, что доступ в личный кабинет Организатора торгов с 10.02.2021 разблокирован.

13.02.2021 финансовым управляющим получена выписка из лицевого счета  <...> (должник), которая, в числе прочего, содержит сведения о поступлении в период с 01.01.2021 по 13.02.2021 денежных средств в виде 1 зачисления на сумму, равную установленному в период подачи участниками заявок (с 01.02.2021 по 08.02.2021) размеру задатка – 1 714 900 руб.

Вместе с тем, из выписки из лицевого счета  <...> (должник) не следует, что указанные денежные средства оплачены в качестве задатка на участие в публичном предложении по лоту № 3.

Ввиду отсутствия возможности идентифицировать такой платеж 13.02.2021 ПАО Сбербанк направлен запрос SD 0152291860 о предоставлении информации об источнике поступления денежных средств в сумме 1 714 900 руб.

17.02.2021 ПАО Сбербанк предоставлен ответ на запрос SD 0152291860 от 13.02.2021, а именно квитанция к приходному кассовому ордеру № 222691 от 08.02.2021, согласно которой на расчетный счет должника <...> была зачислена сумма в размере 1 714 900 руб. от <...>.

Следовательно, Организатор торгов узнал о зачислении обезличенных денежных средств от <...> только 17.02.2021.

Между тем, 12.02.2021 финансовый управляющий обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о внесении изменений в Положение о порядке, об условиях и сроках реализации имущества должника одновременно с подачей заявления о принятии обеспечительных мер.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2021 по делу № А45-10618/2016 приняты обеспечительные меры в виде приостановления проведения электронных торгов (идентификационный номер торгов 4287-ОТПП), проводимых на электронной площадке ЭТП «Аукцион-центр» по лоту № 3 (дебиторская задолженность ООО «ТрансЛизингКапитал»), в том числе: запрета рассмотрения заявок (подписания протоколов об определении участников торгов), запрета подведения итогов торгов в виде подписания протоколов об определении победителей торгов, до вступления в законную силу судебного акта по рассмотрению заявления финансового управляющего <...> о внесении изменений в Положение о порядке, об условиях и сроках реализации имущества должника по реализации дебиторской задолженности.

Комиссия, проанализировав установленные выше обстоятельства, не усматривает в действиях финансового управляющего при проведении публичного предложения нарушений Закона о банкротстве, выразившихся в уклонении от составления протокола рассмотрения заявок на участие в торгах, протокола подведения итогов торгов.

Кроме того, доводы подателя жалобы относительно необоснованности принятия обеспечительных мер Арбитражным судом Новосибирской области и заявленных финансовым управляющим оснований для внесения изменений в ранее утвержденное Положение о порядке реализации имущества должника не подлежат оценке Комиссией Омского УФАС России, поскольку не входят в предмет проверки, предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Также Комиссия считает необходимым отметить, что Организатором торгов не допущено разглашение конфиденциальных ценовых предложений. Выводы подателя жалобы основаны на неверном толковании норм права.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу <...> на действия финансового управляющего <...> при проведении торгов по продаже имущества должника <...> посредством публичного предложения  по лоту № 3 (сообщение на ЕФРСБ № 5740438, № 4287-ОТПП).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 25.02.2021 № 05-1712.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                       <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                    <...> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны