Решение б/н Решение от 10 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение 055/07/3-668/2024

о признании жалобы необоснованной

 

10.07.2024                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Измерительные технологии СПб»» (далее – ООО «НПП «ИТ СПб», Общество, Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Омской области» (далее – ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз», Управление, Ответчик, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки комплекта электрооборудования насосной станции (извещение о проведении закупки № 32413707803 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее-аукцион, закупка).

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность от 10.01.2024 б/н, личность удостоверена паспортом), <...>(доверенность от 10.01.2024 б/н, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя Ответчика посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность от 05.07.2024 № 10-24, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «НПП «ИТ СПб» (вх. от 01.07.24 № 5961-ЭП/24), которое полагает, что сформулированные Заказчиком положения документации об аукционе противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации и ограничивают конкуренцию. В обоснование своей позиции Заявитель приводит следующие доводы.

1.1. Заказчиком в документации об аукционе размещена вводящая в заблуждение информация о сроке поставки товара, а именно цифровое значение (80) не совпадает с указанной в скобках словесной расшифровкой (шестьдесят).

В соответствии с документацией об аукционе поставка, разгрузка, установка товара осуществляется в течение 80 (шестидесяти) рабочих дней с даты заключения договора. Так, Заказчик допустил разночтения при определении срока поставки: цифровое количество дней указано 80, а словесное 60 дней, что вводит в заблуждение участников закупки и препятствует участию в процедуре.

1.2. Заказчиком в пункте 25 документации об аукционе допущена техническая ошибка, что исключает ясность понимания процедуры возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.

Согласно пункту 25 документации об аукционе при проведении конкурентной закупки в электронной форме прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в течение 43 не более чем 1 (одного) рабочего дня с даты наступления определённых случаев.

1.3. Заказчиком в ответ на запрос Заявителя о разъяснении технической части документации об аукционе, не предоставлены дополнительные сведения, позволяющие понять предмет закупки.

В запросе от 24.06.2024 Заявитель просит предоставить сведения: однолинейной схемы с границами поставки, места установки, габаритов помещения, наличия КСО для выбора двигателя или байпаса.

Заявитель отмечает, что ответы на поставленные вопросы позволят Обществу исключить неоднозначность требований и многовариативность предложений по габаритам и компоновке оборудования.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить проведение конкурентной закупки, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 03.07.2024 № ГЛ/3750/24 Ответчиком представлены письменные возражения на жалобу Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 08.07.2024 № 6169-ЭП/24). В обоснование своей позиции Ответчик приводит следующие доводы.

2.1. В силу части 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

2.2. В пункте 25 документации об аукционе Заказчиком указаны сроки возврата денежных средств, что соответствует срокам, указанным в положении о закупке товаров, работ, услуг Управления, регламенте электронной торговой площадки ООО «АГЗ РТ».

В свою очередь, число «43» в тексте является технической ошибкой, которая не сопряжена со словами в предложении и не несет никакой смысловой нагрузки, соответственно, не может исключать ясность понимания положений документации об аукционе и вводить потенциального поставщика в заблуждение.

2.3. Управление сообщает, что техническое описание закупаемого оборудования указано в приложении № 1 к документации об аукционе. В свою очередь, дополнительная информация, запрашиваемая Заявителем, является избыточной и не влияет на подбор оборудования и возможность поставки товара.

Заказчик отмечает, что требования документации об аукционе в равной мере распространяются на всех участников закупки, следовательно, не могут привести к исключению из числа участников закупки поставщиков по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу Общества необоснованной.

3. Из представленных материалов Комиссией Омского УФАС России установлено, что Управление на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также официальный сайт) 26.06.2024 разместило Документацию о проведении аукциона в электронной форме, на право заключения договора поставки комплекта электрооборудования насосной станции (извещение о проведении закупки № 32413707803 размещено на официальном сайте).

Начальная (максимальная) цена договора: 6 175 401,33 рублей.

Дата начала и окончания срока приема заявок: с 14.06.2024 по 03.07.2024 до 06:00 часов (московское время). Дата рассмотрения первых частей заявок: 03.07.2024. Дата проведения аукциона: 04.07.2024 в 06:00 часов (московское время). Дата рассмотрения вторых частей заявок: 05.07.2024.

Уведомлением Омского УФАС России от 03.07.2024 № ГЛ/3750/24 закупка приостановлена.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

4.1. В части довода Заявителя, что Заказчиком в документации размещена вводящая в заблуждение информация о сроке поставки товара, а именно цифровое значение (80) не совпадает с указанной в скобках словесной расшифровкой (шестьдесят), Омское УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В пункте 15 документации об аукционе указано следующее.

Сроки (периоды) поставки товара: поставка, разгрузка, установка осуществляется в течение 80 (шестидесяти) рабочих дней с даты заключения договора. Прием товара осуществляется с 09:00 часов до 16:00 часов (время местное).

При этом пунктом 3.1 проекта договора на поставку электрооборудования установлено, что поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику в течение 80 (восьмидесяти) рабочих дней со дня подписания договора поставки.

Согласно части 1 статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Омское УФАС России, считает указанную в пункте 15 документации об аукционе словесную расшифровку (шестьдесят) технической ошибкой, допущенной Заказчиком. При этом, учитывая, что цифровое и буквенное значение, указанное в проекте договора поставки, являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе совпадают, то необходимо применять именно первое значение – 80 рабочих дней. Таким образом, наличие технической ошибки в тексте положения документации об аукционе не препятствует установлению точных сроков поставки.

При этом, Комиссия Омского УФАС России, изучив запросы Общества, поступившие на электронную площадку, установила, что ООО «НПП «ИТ СПб» не запрашивало разъяснения о разных сроках поставки в 15 пункте документации об аукционе, следовательно, данная техническая ошибка со стороны Заказчика не оказала существенного влияния на понимание документации об аукционе Заявителем.

Исходя из изложенного, Комиссия Омского УФАС России признает данный довод Заявителя необоснованным.

4.2. Комиссия Омского УФАС России, оценив довод Заявителя о том, что Заказчиком в пункте 25 документации об аукционе допущена техническая ошибка, исключающая ясность понимания процедуры возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, отмечает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, является Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГБУ «Управление «Омскмелиоводхоз», утвержденное распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 216-р от 19.12.2023 (далее - Положение о закупках).

В силу пункта 6. статьи 18 Положения о закупках в случае противоречия между содержанием Положения о закупках и извещения о закупке и (или) документации о закупке применению подлежат нормы Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Положения о закупках денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, возвращаются на счет участника такой закупки в течение не более чем 10 (десяти) рабочих дней, а при проведении конкурентной закупки в электронной форме прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в течение не более чем 1 (одного) рабочего дня с даты наступления одного из случаев.

В соответствии с пунктом 25 документации об аукционе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, возвращаются на счет участника такой закупки в течение не более чем 10 (десяти) рабочих дней, а при проведении конкурентной закупки в электронной форме прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в течение 43 не более чем 1 (одного) рабочего дня с даты наступления одного из случаев.

Таким образом, для устранения непонимания процедуры возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, потенциальным участникам следует руководствоваться Положением о закупках, размещенном в свободном доступе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Так, Комиссия Омского УФАС России признает необоснованным названный довод жалобы.

4.3. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком в ответ на запрос Общества о разъяснении технической части документации об аукционе не предоставлены дополнительные сведения, позволяющие понять предмет закупки участником, сообщает следующее.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и Положением о закупках, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3, 4 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Положения о закупках извещение о закупке и документация о закупке (при наличии) должны содержать количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой продукции потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Омским УФАС России были запрошены все документы, имеющиеся у Заказчика, в том числе, ответы на запросы, поступившие на электронную площадку от Общества. Из полученных документов установлено, что 24.06.2024 на электронную площадку поступил запрос от Общества о предоставлении сведений относительно однолинейной схемы с границами поставки, места установки, габаритов помещения, наличия КСО для выбора двигателя или байпаса. При этом Управление в ответ на поступивший запрос сообщило, что «участникам закупки следует руководствоваться требованиями, установленными в извещении. Указанные требования соответствуют описанию объекта закупки, что соответствуют потребностям заказчика. Вся необходимая информация для поставки товара, в том числе технические характеристики закупаемого оборудования, указана в документации об аукционе, размещенной на электронной торговой площадке «АГЗ РТ».

В приложении № 1 к документации об аукционе содержится описание предмета поставки с указанием характеристик и количества необходимого товара.

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что договор поставки, заключаемый по результатам процедуры не предусматривает выполнение каких-либо работ, услуг помимо поставки товара, следовательно, информация, запрашиваемая Заявителем, является излишней и все характеристики товара, необходимого Заказчику указаны в приложении № 1 к документации об аукционе, в соответствии с которым будут оцениваться предложения участников аукциона, в связи с чем, вышеназванный довод Заявителя признается необоснованным.

При этом Омское УФАС России считает необходимым отметить, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора, соответственно, характеристики товара поставки, указанные в приложении № 1 к документации об аукционе равны для всех потенциальных участников процедуры.

Также на заседании Комиссии Омского УФАС России представителем Заявителя был высказан довод относительно порядка установления Заказчиком начальной (максимальной) цены договора без указания на систему налогообложения в документации об аукционе, что вводит в заблуждение потенциальных участников при подаче своего ценового предложения.

Изучив данный довод, антимонопольный орган установил, что начальная (максимальная) цена договора поставки составляет 6 175 401,33 рублей (пункт 2 документации об аукционе). Согласно пункту 12 документации об аукционе обоснование начальной (максимальной) цены договора указано в приложении № 2 к документации об аукционе и включает в себя полную стоимость поставляемого товара, все расходы поставщика, связанные с поставкой товара, затраты на перевозку, погрузо-разгрузочные работы, страхование и хранение товара, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, стоимость упаковки и тары, а также иные расходы, связанные с исполнением договора поставки.

Вместе с тем, обязательных требований, предписывающих заказчикам разработать условия документации и сформировать цену договора в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки, Закон о закупках не содержит, следовательно, Заказчиком при рассмотрении заявок будет оцениваться цена, указанная в предложении потенциального участника, в связи с чем, Омское УФАС России не находит нарушений в установлении Управлением начальной (максимальной) цены договора.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие «Измерительные технологии СПб»» на действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Омской области» при проведении аукциона в электронной форме, на право заключения договора поставки комплекта электрооборудования насосной станции (извещение о проведении закупки № 32413707803 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). 

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 03.07.2024 № ГЛ/3750/24.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                      <...>

 

                                                                                                                                   

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны