Решение б/н Нарушение требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального з... от 17 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-34/2022

17 февраля 2021 года                                город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/28-34/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения <…> (далее – <…>) рекламы, нарушающей требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствии <…>, законного представителя МУП г. Омска «Муниципальные рынки», извещенных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из прокуратуры Кировского административного округа города Омска поступили материалы Сибирского главного управления Банка России по факту распространения на стене торгового павильона, установленного по адресу: г. Омск, ул. Степанца, 9/2, рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В целях полного и всестороннего рассмотрения поступивших в адрес Омского УФАС России материалов, сотрудником Омского УФАС России 13.09.2021 был осуществлен выезд по указанному адресу с целью фиксации способа и содержания распространяемой информации, в ходе которого установлено следующее.

На двух стенах торгового павильона распространяется информация следующего содержания:

- «ЛОМБАРД 24 часа КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН НОУТБУКИ ТЕЛЕФОНЫ ЗОЛОТО СЕРЕБРО НИЗКИЙ %  ЗАЛОГ ПРОДАЖА СКУПКИ моб. 50-55-66 (Теле 2)»;

- «ЛОМБАРД 24 часа ЗАЛОГ ПРОДАЖА СКУПКИ НИЗКИЙ % БЫТОВАЯ ТЕХНИКА Онлайн оценка WhatsApp моб. 50-55-66 (Теле 2)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду, комиссионному магазину и оказываемым в них услугах. 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах»), ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах», ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В  пункте 5 части 1 статьи 3 Федерального закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования (пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»).

В силу  статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, указанных выше.

Государственный реестр ломбардов в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона «О рекламе» ведется Центральным Банком Российской Федерации.

Как указано в материалах Сибирского главного управления Банка России «согласно информации, размещенной на официальном сайте Банка России, организаций, содержащих в наименовании словосочетание «Ломбард 24», в перечнях действующих субъектов рынка микрофинансирования не обнаружено».

При этом в силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Кроме того, деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации  о лицензировании отдельных видов деятельности (статья 15.1 Федерального  закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», далее – Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Специальный учет - ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр (статья 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»)

На основании части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

По информации ООО «Т2 Мобайл», абонентский номер 50-55-66, указанный в рекламе, подключен как дополнительный городской номер к абонентскому номеру <…>, который выделен по договору об оказании услуг связи б/н от 17.08.2017 абоненту – индивидуальному предпринимателю <…>.

На запрос Омского УФАС России Администрацией Кировского административного округа представлена информация, согласно которой НТО размещен на разграниченном земельном участке с кадастровым номером 55:36:110103:114.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:36:110103:114 на основании договора аренды земельного участка № Д-Кр-25-10197 от 30.04.2013 передан в аренду МУП г. Омска «Муниципальные рынки».

МУП г. Омска «Муниципальные рынки» на запрос Омского УФАС России представлена информация (вх. № 12324э от 20.12.2021), согласно которой «лицом, разместившим рекламу, и владельцем торгового павильона является индивидуальный предприниматель <…> (ИНН <…>).

Торговый павильон ИП <…> размещен на торговом месте  № 306-024 (часть асфальтобетонного покрытия площадью 20 кв. м), предоставлено предприятием для хранения оборудования и инвентаря на основании заявки на предоставление торгового места от 01.06.2021 года и договора о предоставлении торгового места на территории Ярмарки № 306-024 от 01.06.2021)».

Вместе с тем согласно информации из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 27.12.2021 индивидуальный предприниматель <…> (ИНН <…>) прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 26.04.2021.

Дополнительно в письме от 10.01.2022 (вх. № 01) МУП г. Омска «Муниципальные рынки» была представлена следующая информация: «в соответствии с договором о предоставлении торгового места на территории Ярмарки № 306-024 от 01.06.2021 года предприятие предоставило <…> для хранения своего торгового павильона торговое место № 306-024 – часть асфальтобетонного покрытия площадью 20 кв. м. Указанный договор был заключен только для хранения торгового павильона <…> и не предусматривает возможность осуществления торговой деятельности в нем.

Прекращение <…> осуществления предпринимательской деятельности не влечет утраты статуса физического лица и правоспособности гражданина, установленной ст. 17 ГК РФ.

Следовательно, утрата <…> статуса индивидуального предпринимателя не влечет прекращения ее обязательств, принятых на себя в рамках договора о предоставлении торгового места на территории Ярмарки № 306-024 от 01.06.2021 года, и прекращения ее обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации, в том числе о рекламе».

Кроме того в адрес Омского УФАС России МУП г. Омска «Муниципальные рынки» направлены документы, подтверждающие плату за место, предоставленное по договору № 306-024 от 01.06.2021, согласно которым оплата за июнь, июль, августа, ноябрь 2021 была произведена от имени индивидуального предпринимателя <…>, а за октябрь, декабря 2021 и январь 2022 года - <…>.

Определением Омского УФАС России от 24.01.2022 в отношении <…> возбуждено дело № 055/05/28-34/2022 по признакам нарушения требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение <…> была представлена следующая информация: « В июле 2017 года мной было зарегистрировано ИП <…> по основному виду деятельности 64.92 Предоставление займов и прочих видов кредита, был заключен договор аренды торгового места с Муниципальными рынками г. Омска с установкой торгового места павильона. Комиссионный магазин с названием «Ломбард 24» работал в течение трех лет. В 2020 году я прекратила работу комиссионного магазина и выставила его на продажу по средствам сайта Авито.

 С Муниципальными рынками мной был заключен договор на хранение до сентября 2020 года. С октября 2020 года Муниципальные рынки мне отказали в продлении договора, и я платила до апреля 2021 года за аренду торгового места. Т.к. до сегодняшнего момента я не смогла продать торговый павильон, то я с мая 2021 года я плачу за хранение торгового павильона и уборку территории. Эти данные подтверждаются Актами сверки, которые мне выписали в кассе  рынка, расположенного по адресу: г. Омск, пр. Комарова.

Данные акты выданы мне без заверения подписями и печатями предприятия. Информация о договорах хранения торгового павильона на территории рынка, предоставленная в письме от 10.11.2022 МУП г. Омска «Муниципальные рынки» является ложной.

 Отчет о поступлениях денежных средств, выданный Омским филиалом «Т2 Мобайл» показывает, что последние поступления на мобильный телефон 505566 (<…>) были в феврале 2019 года. Данный номер не мог использоваться для онлайн-оценки, т.к. был отключен оператором сотовой связи.

В апреле ИП <…> было ликвидировано, но заявление о ликвидации я не подавала. Каким образом ИП было ликвидировано я дать пояснений не могу. На сегодняшний момент у меня продолжает действовать договор на хранение, торговая деятельность мной не ведется уже более двух лет.

Прошу рассмотреть мое обращение, прекратить возбуждение производства по делу № 055/05/28-34/2022 по признакам нарушения требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», так как все замечания об информации на торговом павильоне мной устранены».

Дополнительно <…> в адрес Омского УФАС России представлены фотоснимки, согласно которым часть информации на торговом павильоне заклеена, однако информация «Ломбард 24» продолжает распространяться.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, пояснения МУП г. Омска «Муниципальные рынки»,  <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении <…> требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на стене торгового павильона, установленного по адресу: г. Омск, ул. Степанца, 9/2.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него  действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения  реализации права потребителя  на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

Учитывая, что у Омского УФАС России на момент рассмотрения настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие устранение нарушения в добровольном порядке, Комиссией Омского УФАС России принято решение о необходимости выдачи <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу:

- «ЛОМБАРД 24 часа КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН НОУТБУКИ ТЕЛЕФОНЫ ЗОЛОТО СЕРЕБРО НИЗКИЙ %  ЗАЛОГ ПРОДАЖА СКУПКИ моб. 50-55-66 (Теле 2)»;

- «ЛОМБАРД 24 часа ЗАЛОГ ПРОДАЖА СКУПКИ НИЗКИЙ % БЫТОВАЯ ТЕХНИКА Онлайн оценка WhatsApp моб. 50-55-66 (Теле 2)», распространенную <…> 13.09.2021 на стене торгового павильона, установленного по адресу: г. Омск, ул. Степанца, 9/2, ненадлежащей, нарушающей требования частей 13 и 14 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу № 055/05/28-34/2022

17 февраля 2021 года                                                                                                                          город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

на основании своего решения от 17.02.2022 по делу № 055/05/28-34/2022 о признании рекламы, распространенной <…> (далее – <…>), ненадлежащей, нарушающей требования частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. <…> в срок  до  22 марта 2022 года прекратить распространение ненадлежащей рекламы, нарушающей требования частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2.  <…> представить в Омское УФАС России доказательства  исполнения  пункта 1 настоящего  предписания в срок до 25 марта 2022 года.

 В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии    <…>

Члены Комиссии:   <…>                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны