Решение б/н - от 7 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-1010/2022

о признании жалобы необоснованной

 

07.12.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Промуголь» (далее –
ООО «ТК «Промуголь», Общество, Заявитель) на действия заказчика муниципального предприятия г. Омска «Тепловая компания» (далее – МП г. Омска «Тепловая компания», Заказчик, Ответчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку угля (извещение № 32211811845 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, закупка),

в отсутствие представителя Заявителя, извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу;

в присутствии представителя Ответчика: <...> (доверенность № 1578-ИП/04 от 03.03.2022, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 24.11.2022 № 11710/22), который полагает, что при проведении аукциона Заказчиком нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Согласно пункту 1.6 документации об аукционе в электронной форме на поставку угля (приложение к извещению о проведении аукциона в электронной форме) величина понижения начальной (максимальной) цены договора («шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

Аналогичные сведения указаны в извещении № 32211811845, размещенном на электронной площадке ООО «РТС-тендер».

23.11.2022 на электронной площадке ООО «РТС-тендер» при проведении аукциона участник 1 – ООО «ТК «Промуголь» фактически не смогло сделать «шаг» на 0,5%, «шаг аукциона» автоматически устанавливался в 5%. Участник 2 также смог сделать «шаг аукциона» только на 5%.

Общество хотело сделать «шаг аукциона» в 0,5% с предложением ставки в размере 6 900 000,0 руб., но разрешалось подавать предложения в рамках «шага аукциона» в 5% в размере 6 575 175,0 руб. Тем самым, при проведении аукциона оператор электронной площадки, либо Заказчик неверно установили «шаг аукциона».

Таким образом, Заявитель считает, что электронная площадка ООО «РТС-тендер» либо Заказчик нарушили своими действиями права ООО «ТК «Промуголь», фактически лишив его установленного документацией, действующим законодательством Российской Федерации права на величину автоматического снижения шага от 0,5% с проведением неконкурентного аукциона.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить аукцион в электронной форме, проведенный 23.11.2022 на ООО «РТС-тендер» по извещению № 32211811845, отменить протокол проведения электронного аукциона № 2550390 от 23.11.2022.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 29.11.2022 № ГЛ/9404/22 МП г. Омска «Тепловая компания» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 02.12.2022 № 12048/22).

На заседаниях Комиссии 05.12.2022, 07.12.2022 представитель Заказчика высказался согласно письменным пояснениям, отметив следующее.

01.11.2022 Заказчиком на электронной площадке ООО «РТС-тендер» размещено извещение № 2550390/1 (номер закупки в ЕИС 32211811845) о проведении аукциона.

При формировании извещения на проведение вышеуказанной закупки с помощью электронного функционала площадки ООО «РТС-тендер» сотрудником МП г. Омска «Тепловая компания» были заполнены формы извещения в соответствии с требованиями, установленными в пункте 1.6 документации об аукционе в электронной форме на поставку угля (приложение к извещению о проведении аукциона в электронной форме). Согласно указанному пункту величина снижения начальной (максимальной) цены договора («шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), данные сведения и были отражены в интерактивной части электронного функционала на электронной площадке ООО «РТС-тендер».

На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

3.   Из представленных материалов и информации следует, что 01.11.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение и документация о проведении аукциона.

Согласно извещению № 32211811845 и документации о проведении аукциона заявки на участие в закупке принимались с 01.11.2022 по 18.11.2022. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок: 22.11.2022. Дата проведения аукциона – 23.11.2022. Дата окончания срока рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе: 24.11.2022.  

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 7 735 500,0 руб., в том числе НДС.

В соответствии с протоколом № ПРА 489/22 рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 22.11.2022 на участие в закупке поступило 2 заявки, по результатам рассмотрения которых, все участники допущены к участию в аукционе. Согласно протоколу проведения электронного аукциона № 2550390 от 23.11.2022 оба участника сделали свои ценовые предложения при проведении аукциона. Из протокола № ППИ 489/22 подведения итогов на участие в аукционе в электронной форме от 24.11.2022 следует, что победителем закупки признано ООО «Томресурс» с ценой договора 6 961 950,0 руб. Претендентом № 2 признан участник закупки ООО «ТК «Промуголь».

Уведомлением Омского УФАС России от 27.10.2022 № ГЛ/9404/22 аукцион приостановлен.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу перенесено на 07.12.2022.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Заказчиком и Организатором торгов документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Заказчик при организации и проведении аукциона руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП г. Омска «Тепловая компания», утвержденным приказом МП г. Омска «Тепловая компания» 23.09.2022 № 423-ПО (далее – Положение о закупке).

В силу части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»).

В соответствии с пунктом 9 части 9, пунктом 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении и документации о конкурентной закупке должны быть указаны иные сведения, определенные положением о закупке.

Согласно части 7 статьи 28 Положения о закупке в документации об аукционе должны быть указаны, в том числе сведения о величине «шага аукциона».

Так, в соответствии с пунктом 1.6 документации об аукционе в электронной форме на поставку угля (приложение к извещению о проведении аукциона в электронной форме) величина понижения начальной (максимальной) цены договора («шаг аукциона») составляет от 0,5% до 5% начальной максимальной цены договора (цены лота).

Пунктами 4.3.8, 4.3.10 документации об аукционе в электронной форме на поставку угля (приложение к извещению о проведении аукциона в электронной форме) предусмотрено, что аукцион в электронной форме проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона в электронной форме в порядке, установленном пунктом 4.3 документации.

Снижение участником аукциона в электронной форме текущего минимального предложения о цене договора осуществляется на величину в пределах «шага аукциона», установленного в пункте 1.6 документации.

В силу пункта 1.3 документации об аукционе в электронной форме на поставку угля (приложение к извещению о проведении аукциона в электронной форме) оспариваемый аукцион проводился на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом генерального директора ООО «РТС-тендер» № 98-П/22 от 21.11.2022 утвержден Регламент работы электронной площадки «РТС-тендер» для корпоративных закупок (далее – Регламент) (редакция, действующая на момент проведения оспариваемого аукциона), который регулирует вопросы, связанные с порядком проведения процедур закупок товаров, работ, услуг – в электронной форме, а также участия в них с использованием электронной площадки, имеющей адрес в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://www.rts-tender.ru/.

Регламент разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 9.3 Регламента организатор закупки имеет возможность объявить и провести аукцион с указанием следующих параметров:

  • шаг аукциона (% НМЦ): если указан диапазон значений для шага, то может быть подано любое ценовое предложение, которое предусматривает снижение/повышение текущего лучшего предложения на величину в пределах шага аукциона (пункт 9.3.4 Регламента);
  • автоматическое снижение/повышение шага: если выбрана данная опция, в течение времени ожидания ценового предложения не подается ни одного предложения, то шаг автоматически должен быть изменен на величину параметра «величина автоматического снижения/повышения шага» (% НМЦ) (пункт 9.3.5 Регламента);
  • время ожидания ценового предложения, в минутах (понижающего/повышающего начальную цену лота в зависимости от типа процедуры: на понижение/на повышение): время, в течение которого не происходит автоматического снижения/повышения шага и(или) переход на вторую фазу/завершения аукциона (в случае, когда снижение/повышение шага невозможно) после подачи последнего ценового предложения (пункт 9.3.7 Регламент);
  • величина автоматического шага (% НМЦ): величина, на которую автоматически изменяется текущий шаг, когда ценовое предложение не подается в течение времени ожидания ценового предложения, если шаг не достиг предельного значения и снижение/повышение шага предусмотрено (пункт 9.3.8 Регламента).

Комиссия, проанализировав извещение о проведении аукциона, размещенное МП г. Омска «Тепловая компания» на официальном сайте электронной площадки ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (закупка № 2550390), установила, что для торгов по закупке № 32211811845 Заказчиком определены следующие параметры:

  • аукцион с «шагом»: да;
  • «шаг аукциона»: от 0,50% до 5,00%;
  • автоматическое снижение «шага»: да;
  • величина автоматического снижения «шага»: 0,50%;
  • аукцион с продлением: да;
  • время ожидания ценового предложения (мин): 10;
  • время ожидания ценового предложения на последнем «шаге» (мин):15.

Из вышеуказанного следует, что Заказчиком на сайте электронной площадки
ООО «РТС-тендер» был установлен «шаг аукциона» в соответствии с документацией об аукционе в электронной форме на поставку угля (приложение к извещению о проведении аукциона в электронной форме). Противоречий между документацией о проведении аукциона и извещением о проведении аукциона, размещенным на сайте электронной площадки, Комиссией не установлено.

Оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» в материалы настоящего дела представлены письменные пояснения (вх. от 02.12.2022 № 12022-ЭП/22) из которых следует, что при проведении торгов с автоматическим снижением шага с включенным параметром «автоматическое продление торгов» снижение происходит на «величину автоматического снижения шага», установленную Заказчиком при формировании извещения, путем вычитания из большего значения в «шаге аукциона», до достижения меньшего значения. Параметр «время ожидания ценового предложения» в аукционе с продлением – это время, по истечении которого произойдет снижение шага аукциона на «величину автоматического снижения шага» при условии отсутствия ценовых предложений, а также время, на которое будет продлеваться время подачи ценового предложения на текущий фиксированный шаг, после каждого поданного ценового предложения, улучшающего цену контракта.

В аукционе с параметрами, указанными заказчиком для закупки № 32211811845, в течение «времени ожидания ценового предложения» (10 мин.) после начала торга возможна подача ценовых предложений путем снижения НМЦ на максимальное значение из указанного диапазона (5,00%). При наличии ценовых предложений аукционный торг будет продлеваться на «время ожидания ценового предложения» (10 мин.) после каждого поданного ценового предложения, улучшающего цену контракта. Отсутствие ценовых предложений в течение «времени ожидания ценового предложения» (10 мин.) послужит фактором снижения шага аукциона на «величину автоматического снижения шага» (снижение шага на 0,5% от НМЦ, то есть после первого снижения шага шаг будет равен 4,5 % от НМЦ, затем 4% от НМЦ и так далее). Далее шаг будет продолжать автоматически снижаться на 0,5% от НМЦ каждые 10 минут (если никто из участников не подаст ценовое предложение) или через 10 минут после подачи последнего ценового предложения. Завершится такой аукцион тогда, когда текущее значение шага станет равно минимальному значению, указанному Заказчиком при формировании извещения (0,5% от НМЦ) при условии отсутствия ценовых предложений в течение «Времени ожидания ценового предложения на последнем шаге» (15 мин.).

Оператор электронной площадки ООО «РТС-тендер» также сообщил, что во время проведения торгов по закупке № 32211811845 электронная торговая площадка РТС-тендер функционировала в штатном режиме, сбоев зафиксировано не было.

Как указывает в своей жалобе Заявитель, Общество при проведении оспариваемого аукциона хотело сделать «шаг аукциона» в 0,5% с предложением ставки в размере 6 900 000,0 руб., но разрешалось подавать предложения в рамках «шага аукциона» в 5% в размере 6 575 175,0 руб. Таким образом, Заказчиком неверно установлен «шаг аукциона».

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как было указано ранее, в извещении о проведении аукциона, размещенном на официальном сайте электронной площадки «РТС-тендер», Заказчиком были установлены параметры проведения аукциона, определяющие его правила проведения. Так, в названном извещении указано, что аукцион проводится с «шагом» от 0,50% до 5,00%, при этом предусмотрено автоматическое снижение «шага» на его величину – 0,50%. Также определено, что аукцион проводится с функцией продления, а время ожидания ценового предложения составляет 10 минут (и 15 минут время ожидания ценового предложения на последнем «шаге»).

Комиссия считает, что параметры проведения оспариваемого аукциона на электронной площадке были определены Заказчиком в соответствии с требованиями Регламента, который, в свою очередь был разработан в соответствии с Законом о закупках. «Шаг аукциона» (от 0,5% до 5% начальной максимальной цены договора) на электронной площадке установлен Заказчиком, исходя из положений документации об аукционе в электронной форме на поставку угля (приложение к извещению о проведении аукциона в электронной форме).

Извещение о проведении аукциона (закупка № 2550390), в котором Заказчиком были определены параметры проведения оспариваемого аукциона, было размещено на официальном сайте электронной площадки ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru 01.11.2022 и доступно для ознакомления неограниченному кругу лиц, в том числе Заявителю. Регламент работы электронной площадки ООО «РТС-тендер» также размещен в открытом доступе на сайте электронной площадки и доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Подавая заявку на участие в оспариваемом аукционе, Общество ознакомилось с извещением и документацией о проведении аукциона, в том числе параметрами проведения аукциона, указанными в извещении о проведении аукциона, размещенном на официальном сайте электронной площадки ООО «РТС-тендер», и согласилось с ними.

Комиссия считает, что доводы подателя жалобы основаны на неверном понимании правил аукциона, без учета фактических обстоятельств, а именно, что аукцион проводился с автоматическим снижением «шага» на «величину автоматического снижения шага» (0,50%) с функцией продления. Указанный порядок предполагает, что после начала аукциона подача ценовых предложений путем снижения начальной (максимальной) цены договора возможна на максимальное значение из установленного диапазона, то есть на 5%. При наличии ценовых предложений аукцион будет продлеваться на «время ожидания ценового предложения» после каждого поданного ценового предложения. По истечении «времени ожидания ценового предложения» (10 мин.) при отсутствии ценовых предложений «шаг аукциона» будет снижен на «величину автоматического снижения шага». Завершится аукцион по истечении «времени ожидания ценового предложения» после того, как будут отсутствовать ценовые предложения и когда текущее значение «шага» станет равно минимальному значению, установленному Заказчиком (0,5%). Из вышеуказанного следует, что Общество смогло бы подать свое ценовое предложение в рамках «шага аукциона» в 0,5%, когда размер «шага» достиг бы минимального предела, установленного Заказчиком.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «Промуголь» (ИНН 5501140086, ОГРН 1155543032941, юридический адрес: 644033, Омская область, город Омск, улица Ф.И.Тютчева, дом 4, помещение 22П) на действия муниципального предприятия города Омска «Тепловая компания» (ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200, юридический адрес: 644116, Омская область, город Омск, улица 24-я Северная, дом 125 А) при проведении аукциона в электронной форме на поставку угля (извещение № 32211811845 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 29.11.2022 № ГЛ/9404/22.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                                      <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                       <...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны