Решение б/н - от 29 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-762/2021

о признании жалобы необоснованной

 

29.07.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «АМД» (далее – ООО «АМД», Заявитель, Общество) на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (далее – ФГБОУ ВО «ОмГУПС», Заказчик, Ответчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений главного учебного корпуса и прилегающей территории объектов университета (извещение № 32110405031 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, извещение № SBR003-210012079200006 размещено на сайте www.utp.sberbank-ast.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, закупка).

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № 55-21 от 28.07.2021, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Ответчика посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № 1725 от 17.06.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 20.07.2021 № 7261э) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «ОмГУПС», оператора электронной площадки – АО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (далее – оператор ЭТП), который полагает, что закупка проведена с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

22.06.2021 на сайте электронной торговой площадки было размещено извещение о проведении аукциона.

ООО «АМД», следуя требованиям Закона о закупках, документации о проведении аукциона, с соблюдением сроков, указанных в извещении, внесло денежные средства на счет оператора ЭТП и подало заявку на участие в аукционе.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 08.07.2021 06:00 (по московскому времени). Общество направило свою заявку 07.07.2021 в 11:04 по московскому времени, заявка зарегистрирована под номером 7016, участник допущен к аукциону.

Согласно журналу подачи предложений о цене по извещению № SBR003-210012079200006, размещенному на сайте www.sberbank-ast.ru, дата и время начала торгов – 09.07.2021 00:00 (по московскому времени). Дата и время завершения торгов – 09.07.2021 00:23 (по московскому времени).

График и время работы сотрудников ООО «АМД» (в том числе специалистов тендерного отдела) отражен в штатном расписании организации и утвержден генеральным директором. Офисные сотрудники ООО «АМД» работают с 09:00 по 18:00 по Омскому времени. В назначенное на торговой площадке время подачи предложений, офис был закрыт и сотрудник Общества физически не мог участвовать в торгах. Кроме того, необходимое техническое оборудование (автоматизированное рабочее место), указанное в приложении № 1 к Регламенту Универсальной торговой платформы Сбербанк – АСТ, также было недоступно.

В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Согласно пункту 9.4 Регламента организации и проведения электронных аукционов электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ», время проведения электронного аукциона устанавливается в период с 09:00 до 14:00 по местному времени организатора торгов, а в случае, если организатором торгов выступает специализированная организация, то по местному времени заказчика, с которым подписывается контракт. При этом учитывается количество ранее запланированных к проведению на электронной площадке электронных аукционов. При изменении даты проведения электронного аукциона система назначает новое время аукциона в соответствии с регламентом.

В пункте 18.6.4 Регламента Торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» универсальной торговой платформы utp.sberbank-ast.ru от 11.09.2020 указано, что время проведения аукциона устанавливается заказчиком в извещении. В случае, если время проведения аукциона установлено 00:00, время будет установлено оператором электронной площадки и размещено в ЕИС в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Таким образом, ряд нормативных документов и подзаконных актов свидетельствуют о том, что время для подачи предложений при проведении электронного аукциона законодательно регламентировано и должно соответствовать нормальному рабочему графику участника аукциона.

По мнению Заявителя, действия заказчика нарушают пункт 9.4 Регламента организации и проведения электронных аукционов электронной площадки ЗАО «Сбербанк – АСТ», пункт 18.6.4 Регламента торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» универсальной торговой платформы utp.sberbank-ast.ru. Фактически сложилась ситуация при которой ООО «АМД» не имело возможности принять участие в аукционе.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 22.07.2021 № 05-7203 Заказчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. от 27.07.2021 № 7583).

На заседании комиссии 29.07.2021 представитель Заказчика высказалась согласно письменным пояснениям ФГБОУ ВО «ОмГУПС» на жалобу ООО «АМД», отметив следующее.

В пункте 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что извещение об осуществлении конкурентной закупки должно содержать порядок, дату начала, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки). Согласно пунктам 8, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано: порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки), дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Таким образом, нормами Закона о закупках требования к определению времени начала проведения электронного аукциона не установлены.

В «Регламенте Универсальной торговой платформы «Сбербанк – АСТ»   utp.sberbank-ast.ru» (новая редакция) от 01.03.2021 не содержится сведений о порядке определения времени проведения электронного аукциона АО «Сбребанк – АСТ» Заказчиком.

Согласно пункту 15.5.2 Положения о закупке ФГБОУ ВО «ОмГУПС» (ОмИИТ), утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 17.04.2014 № 127 (в редакции от 25.06.2021) (далее – Положение о закупке), аукцион проводится в соответствии с регламентом оператора электронной площадки в день, указанный в извещении о проведении аукциона (Информационной карте аукциона). Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки.

В документации о закупке Заказчиком было указано: «Дата и время проведения электронного аукциона: 09 июля 2021 года. Время проведения аукциона устанавливается оператором электронной торговой площадки».

В пункте 3.1.1.1 Инструкции организатора (заказчика) по работе в торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» указано, что при заполнении электронной формы извещения на площадке дата и время в разделе «График проведения» выбираются из календаря.

На странице 18 Инструкции по работе на Универсальной торговой платформе Сбербанк – АСТ в торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» (создание извещения) указано, что в обязательном поле необходимо указать дату и время начала срока подачи предложений о цене с помощью пиктограммы «календарь».

В соответствии с пунктом 16.1 Положения о закупке при закупках на электронных торговых площадках допускаются отклонения от хода процедур, предусмотренных Положением, обусловленные техническими особенностями данных электронных торговых площадок. В связи с этим, в извещении, формируемом средствами электронной площадки, Заказчиком вручную установлено время начала срока подачи предложений о цене.

На электронной торговой площадке в соответствии с регламентом все действия осуществляются по серверному (московскому) времени площадки, в том числе дата и время начала проведения торгов для аукциона.

При этом Ответчик отмечает, что разъяснений положений документации о времени начала торгов до окончания срока подачи заявок не поступало.

В первой части заявки, формируемой средствами электронной торговой площадки, Заявитель выразил согласие соблюдать все требования, указанные в извещении. Также ООО «АМД» выразило согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Таким образом, Заявитель был должным образом осведомлен о времени начала торгов.

Заказчик также указывает, что участники торгов с номерами заявок 1675, 430, 484 принимали участие в процедуре подачи ценовых предложений в установленное Заказчиком время. Кроме того, Заявитель после подачи заявки (07.07.2021 в 11:04:38 по московскому времени) мог активировать торгового робота до времени начала подачи предложений о цене.

На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

 

2.1. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 22.07.2021 № 05-7205э оператором ЭТП представлены письменные пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя (вх. от 28.07.2021 № 7614э).

Оператор ЭТП указывает, что порядок проведения аукциона в электронной форме установлен в Регламенте Торговой секции «Закупки по 223-ФЗ». Согласно пункту 10.2 указанного регламента торговая сессия при проведении аукциона проводится в день и во время, указанное организатором аукциона в извещении.

При формировании извещения Заказчиком была установлена дата и время подачи предложений о цене 09.07.2021 в 00:00 (МСК). Торговая сессия по процедуре была проведена в установленные Заказчиком сроки, в соответствии с регламентом торговой секции.

Кроме того, оператор ЭТП отмечает, что Заявитель в жалобе ссылается  на недействующую редакцию Регламента организации и проведения электронных процедур на электронной торговой площадке, отобранной в целях проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственного или муниципального контракта в соответствии с Законом 44-ФЗ. Пункт 18.6.4 Регламента торговой секции «Закупки по 223-ФЗ», на который также ссылается Общество, относится к порядку проведения аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, и используется только при проведении данного типа процедур в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках.

 

3.   Из представленных материалов и информации следует, что 22.06.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк – АСТ» www.utp.sberbank-ast.ru размещено извещение и документация о проведении аукциона.

Согласно извещению № 32110405031, документации о проведении аукциона заявки на участие в аукционе принимались с 22.06.2021 по 08.07.2021 06:00 (время московское). Дата рассмотрения заявок – 08.07.2021.   

Дата и время проведения электронного аукциона – 09.07.2021. Время проведения аукциона устанавливается оператором электронной торговой площадки.

В извещении, размещенном на официальном сайте электронной торговой площадки www.utp.sberbank-ast.ru, установлена дата и время начала срока подачи предложений о цене – 09.07.2021 00:00 (время московское).

Дата подведения итогов аукциона – 09.07.2021.

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 7 094 077,80 руб. В цену договора входят все расходы исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по договору в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, связанные с оказанием услуг.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 32110405031-1 от 08.07.2021 на участие в закупке поступило 5 заявок, по результатам рассмотрения которых, 4 заявки признаны соответствующими требованиям документации, в том числе заявка ООО «АМД» (участник № 7016).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 32110405031-2 от 09.07.2021 победителем закупки признан участник с идентификационным номером 1675, с ценой договора 6 242 788,44 руб. Участник с регистрационным номером 7016 (ООО «АМД») не участвовал в тогах.

Уведомлением Омского УФАС России от 22.07.2021 № 05-7203 аукцион приостановлен.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Заказчиком и Организатором торгов документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано: порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

В силу пунктов 8, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать:

– порядок, дату начала, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

– дату рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Аналогичные положения содержатся в подпункте 7 пункта 15.1.2, подпунктах 8, 12 пункта 15.1.5 Положения о закупке.

В силу пункта 15.5.2 Положения о закупке аукцион проводится в соответствии с регламентом оператора электронной площадки в день, указанный в извещении о проведении аукциона (Информационной карте аукциона). Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки.

При этом согласно пункту 16.1 Положения о закупке при закупках на электронных торговых площадках допускаются отклонения от хода процедур, предусмотренных Положением, обусловленные техническими особенностями данных электронных торговых площадок.

Согласно пункту 13 документации о проведении аукциона дата и время проведения электронного аукциона – 09.07.2021. Время проведения электронного аукциона устанавливается оператором электронной торговой площадки.

Из пункта 27.2 документации о проведении аукциона следует, что электронный аукцион проводится в соответствии с регламентом оператора электронной площадки в день, указанный в извещении о проведении закупки. Время начала проведения электронного аукциона устанавливается оператором электронной площадки.

Вместе с тем, в пункте 10.2 Регламента торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» Универсальной торговой платформы utp.sberbank-ast.ru указано, что торговая сессия при проведении аукциона проводится в день и во время, указанное организатором аукциона в извещении.

Порядок заполнения организатором торгов (заказчиком) электронной формы извещения на площадке установлен в пункте 3.1.1.1 Инструкции организатора (заказчика) по работе в торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» согласно которому, в графе «график проведения» необходимо указать даты. Даты и время выбираются из календаря. При этом на электронной площадке все действия осуществляются по серверному (московскому) времени площадки (дата и время начала срока подачи заявок на участие, дата и время окончания срока подачи заявок на участие, дата и время рассмотрения заявок, дата и время начала проведения торгов и т.д.).

Согласно извещению № SBR003-210012079200006 размещенному на сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк – АСТ» www.utp.sberbank-ast.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» дата и время начала срока подачи предложений о цене – 09.07.2021 00:00 (время московское).

Как следует из пояснений оператора ЭТП, дата и время подачи предложений о цене была установлена Заказчиком при формировании извещения на сайте электронной торговой площадки.

Комиссия соглашается с доводом Ответчика, что нормы Закона о закупках                        не содержат требований к определению времени начала проведения электронного аукциона. Регламент работы электронной торговой площадки также не содержит порядка по определению заказчиком (организатором торгов) времени начала проведения электронного аукциона.

При этом Комиссия отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены пункт 9.4 Регламента организации и проведения электронных процедур, пункт 18.6.4 Регламента торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» Универсальной торговой платформы                   utp.sberbank-ast.ru на основании следующего. Согласно пояснениям оператора ЭТП Регламент организации и проведения электронных процедур утратил силу с 31.08.2020. Ранее данный регламент применялся при организации и проведении процедур проводимых в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Положения пункта 18.6.4 Регламента торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» Универсальной торговой платформы utp.sberbank-ast.ru применяются только при проведении аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Оспариваемый аукцион проводился не для субъектов малого и среднего предпринимательства, соответственно, положения данного пункта к нему не применимы.

Также Комиссия считает, что Общество в жалобе некорректно ссылается на нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку оспариваемая закупка проводилась в соответствии с нормами Закона о закупках.

Комиссия также принимает во внимание довод Заказчика, что ООО «АМД» после формирования и подачи заявки на участие в закупке могло активировать функцию торгового робота.

Согласно пункту 2 Инструкции по активации/деактивации торгового робота в торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» торговый робот – функционал, проставляющий ставки в торговом зале без непосредственного участия пользователя в соответствии с предварительно настроенными параметрами. Торговый робот может быть активирован с момента успешной подачи заявки на участие и до даты и времени, предшествующей на 1 час дате и времени начала подачи предложений о цене.

Инструкция по активации/деактивации торгового робота в торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» размещена в свободном доступе на официальном сайте электронной торговой площадки АО «Сбербанк – АСТ» www.utp.sberbank-ast.ru доступна для ознакомления неограниченному круг лиц.

Кроме того, трое участников закупки из четырех, допущенных к участию в аукционе, приняли участие в электронном аукционе. При этом установленное Заказчиком время проведения аукциона (подачи ценовых предложений) 09.07.2021 в 00:00 (по московскому времени) не явилось препятствием для подачи ими ценовых предложений.

Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения норм Закона о закупках при проведении аукциона.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «АМД» (ИНН 5505050404, ОГРН 1155543042665, юридический адрес: 644005, Омская область, город Омск, улица Карбышева, дом 6, помещение 12 П) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (ИНН 5504004282, ОГРН 1025500972848, юридический адрес: 644046, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 35) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по уборке помещений главного учебного корпуса и прилегающей территории объектов университета (извещение № 32110405031).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 22.07.2021 № 05-7203.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                <...>

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны