Решение б/н решение по делу от 23 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/24-754/2022

23 ноября 2022 года                                                    город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/24-754/2022 по факту нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Сибдент» (ИНН 5501046291, ОГРН 1025500530550, адрес: 644100, г. Омск, ул. Химиков, д. 34, пом. 4 П) требований части 7 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии законного представителя ООО «Сибдент» (…)

УСТАНОВИЛА:

В результате проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе 13.05.2022 Омским УФАС России зафиксирован факт размещения на фасаде дома № 34 по ул. Химиков в городе Омске информации: «Имплант с установкой от 25 000 р. (…) возможна рассрочка».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к оказываемой услуге по установке импланта с возможной оплатой посредством рассрочки.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

1. Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даны понятия, в том числе:

- медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении (далее – Номенклатура).

Согласно положениям Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два раздела «А» и «В»:

- раздел «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение;

- раздел «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Имплантация – это процедура по установке имплантата зуба и последующей фиксации коронки.

В соответствии с Номенклатурой рекламируемая услуга «установка импланта» относится к медицинским:

- протезирование зуба с использованием имплантата (код услуги A16.07.006);

- внутрикостная дентальная имплантация (код услуги A16.07.054).

Воспользовавшись медицинской услугой на основании информации, полученной из рекламных сообщений, без предварительной консультации с лечащим врачом, потребитель должен принимать на себя ответственность за результаты самолечения.

В связи с чем Федеральным законом «О рекламе» установлено обязательное требование к размещению в рекламе предупредительной информации такого рода, что обеспечивает правильное получение потребителем медицинских услуг.

Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. (часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» ).

В письме ФАС России от 22.06.2020 № ДФ/52241/20 «О рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины» указано, что норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:

- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

- о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;

- о необходимости получения консультации специалистов.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе.

На момент фиксации распространяемой рекламы информация, предусмотренная частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.

2. Реклама содержит информацию о том, что оплата за оказанные услуги может осуществляться посредством рассрочки.

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом коммерческий кредит может предоставляться не только финансовыми организациями, а самой торгующей организацией.

Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца отличается от приобретения товара в кредит, предоставленный банком или иной финансовой организацией.

Рекламный текст не содержит сведений, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров в рассрочку.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В рекламе был указан абонентский номер (…).

ПАО (…) представлена информация о том, что абонентский номер телефона (…) выделен ООО «Сибдент» по договору об оказании услуг связи от 01.06.2016 № 2948.

Согласно сведениям электронного справочника 2ГИС (Омск) по адресу: г. Омск, ул. Химиков, д. 34 расположена стоматологическая клиника ООО «Сибдент», что также подтверждается информацией на режимной вывеске.

На сайте www.sibdentomsk.ru размещена лицензия об оказании медицинских услуг, выданная ООО «Сибдент».

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Сибдент» осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией от 01.06.2012 № ЛО-55-01-001496 (лицензируемый вид деятельности: медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Определением от 21.09.2022 в отношении ООО «Сибдент» Омским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Определением от 18.10.2022 рассмотрение дело отложено на 23.11.2022 в 15:30 часов в связи отсутствием сведений о надлежащем уведомлении Общества.

На заседании Комиссии директор ООО «Сибдент» подтвердил вышеуказанный факт размещения рекламы ООО «Сибдент», указал, что договор на размещение рекламного баннера не заключался, при этом отметил, что не знал о требованиях законодательства к рекламе медицинских услуг и указания сведений о лице, предоставляющем рассрочку.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Сибдент» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Сибдент» требований части 7 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства об устранении ООО «Сибдент» нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ООО «Сибент» (ИНН 5501046291, ОГРН 1025500530550) «Имплант с установкой от 25 000 р. 67-24-73 возможна рассрочка», распространенную по адресу: г. Омск, ул. Химиков, д. 34, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 и части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Сибдент» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 25.11.2022

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны