Решение б/н Решение по делу от 1 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

                                                                               РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/24-399/2022

 

01 июня 2022 года                                                                                                                               город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе (…)

рассмотрев дело № 055/05/24-399/2022 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Клиника «ОмДент», адрес: 644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 40, ИНН 5503035954, ОГРН 1025500754070 (далее – ООО «Клиника ОмДент», Общество) части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом (почтовый идентификатор отправления 644010 65 74399 0),

в присутствии исполнительного директора ООО «Клиника «ОмДент» (…) (приказ ООО «Клиника «ОмДент» от 11.01.2018 № 2 «О назначении исполнительного директора»)

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления 22.04.2022 зафиксирован факт размещения на фасаде дома № 49 по ул. Красногвардейская в г. Омске информации следующего содержания: «Стоматология для детей и взрослых - детская стоматология – лечение в седации – имплантация зубов – работаем каждый день 100 метров Om Dent 24-42-22 Красногвардейская, 40»:

 

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к стоматологической клинике «Om Dent» и оказываемых услугам, в том числе лечению (зубов) в седации и имплантации зубов.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Седация — это внутривенное введение ненаркотических снотворных препаратов, вызывающих поверхностный сон (https://refformat.ru/patient/smi/jurij-vladimirovich-timonin-o-principah-sovremennoj-anestezii-v-stomatologii/).

На сайте стоматологической клиники «Om Dent» https://omdent.ru указано, что «для медикаментозной седации вводится внутривенно одно, максимум два седативных, современных препарата, с помощью непрерывной инфузии; объем и скорость введения препарата необходимые для поддерживания концентрации лекарства, на период лечения, зависят от возраста, массы тела, длительности процедуры».

Имплантация – это процедура по установке имплантата зуба и последующей фиксации коронки (https://belgraviadent.ru/articles/implantatsiya-zubov/).

С учетом вышеизложенного рекламируемые услуги подразумевают стороннее вмешательство в организм человека.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даны понятия, в том числе:

- медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении (далее – Номенклатура).

Согласно положениям Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два раздела «А» и «В»:

- раздел «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение;

- раздел «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В соответствии с Номенклатурой рекламируемые услуги относятся к медицинским:

- «лечение в седации» (седация) - внутривенное введение лекарственных препаратов (код услуги A11.12.003), непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов (код услуги A11.12.003.001);

- «имплантация зубов» - протезирование зуба с использованием имплантата (код услуги A16.07.006), внутрикостная дентальная имплантация (код услуги A16.07.054).

В силу части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В письме ФАС России от 22.06.2020 № ДФ/52241/20 «О рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины» указано, что норма требует включать в содержание рекламы лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий один из видов предупреждения:

- о наличии противопоказаний к их применению и использованию;

- о необходимости ознакомления с инструкцией по применению объекта рекламирования;

- о необходимости получения консультации специалистов.

При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе.

На момент фиксации распространяемой рекламы информация, предусмотренная частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.

Установлено, что деятельность в стоматологической клинике «Om Dent» осуществляет ООО «Клиника «ОмДент».

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является «стоматологическая практика», код 86.23 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

При этом ООО «Центр «Здоровье» имеет лицензии: № ЛО-55-01-002154 МЕД от 27.06.2017 (лицензируемый вид деятельности: медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), № Л017-01165-55/00142888 от 30.10.2013 (лицензируемый вид деятельности: оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений).

Определением Омского УФАС России от 13.05.2022 в отношении ООО «Клиника «ОмДент» возбуждено дело по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», рассмотрение дела назначено на 01.06.2022 в 15:30 часов.

ООО «Клиника ОмДент» представлены пояснения от 31.05.2022: «… По нашему недосмотру был смонтирован вариант баннера, не содержащей предусмотренную Законом надпись. Когда была замечена ошибка, провести демонтаж баннера не позволили опасные метеорологические условия погоды (штормовые предупреждения, порывы ветра до 25 м/сек). Вызывать для демонтажа или монтажа механическую руку было опасно. Как только позволили погодные условия, мы исправили ошибку. Фотографии прилагаем. Полностью признаем свою вину, просим вынести предупреждение».

На заседании Комиссии исполнительный директор ООО «Клиника «ОмДент» (…) полностью поддержала позицию Общества, изложенную в письменных пояснениях.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Клиника «ОмДент» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Клиника ОмДент» требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы медицинских услуг.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В материалы дела ООО «Клиника «ОмДент» представлены фотоснимки, свидетельствующие о том, что в настоящее время реклама содержит предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Стоматология для детей и взрослых - детская стоматология –лечение в седации – имплантация зубов – работаем каждый день 100 метров Om Dent 24-42-22 Красногвардейская, 40», распространенную ООО «Клиника ОмДент» (ИНН 5503035954, ОГРН 1025500754070) 22.04.2022, ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Клиника «ОмДент» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 02.06.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны