Определение б/н Нарушение требований частей 7 и 10.1 статьи 5 Федерального з... от 10 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 055/05/5-12/2020
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
10 января 2020 года г. Омск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (…)– врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения Бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Сибиряк» (ИНН 5515009772, ОГРН 1025501595272, далее - БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк») требований частей 7 и 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлены факты распространения в газете «Сибиряк» № 45 (12204) от 15 ноября 2019 года рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»):
1. На странице 15 в рубрике «Адреса отдыха» распространялась следующая информация:
«...17 ноября в 12 час. – «Мини звезды» - творческий конкурс среди воспитанников детских садов г. Калачинска. Цена билета 50 руб.
22 ноября в 16 час. – «Нет роднее маминых объятий!». Праздничный концерт, посвященный Дню матери. Вход свободный...
...17 ноября в 12 час. - спектакль «Бука». Спектакль будет проходить в фойе театра...
...20 ноября в 14 час. - открытие выставки «Село мое родное», посвященной 95-летию Калачинского района, Царицинское сельское поселение (с. Царицыно, д. Горошино)».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – творческий конкурс, концерт, спектакль, выставка.
Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), без указания категории данной информационной продукции.
Статья 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает следующие понятия:
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
На момент фиксации распространяемая реклама вышеуказанных зрелищных мероприятий не содержала знака информационной продукции, что противоречит требованиям части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным, учредителем газеты «Сибиряк» является БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк» является рекламораспространителем.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет рекламораспространителем.
2. На странице 16 распространялась информация: «ИП (…) ЕВРОСТИЛЬ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ СТРОИМ ДОМА! ПРИСТРОЙКИ за 42000р. КРОВЛЯ от 55000 р. ГАРАЖИ за 135000р. ОКНА за 7300р. САЙДИНГ за 45000 р. L-брус, блок-хаус БАНИ за 120000 р. ПРИ ЗАКАЗЕ ВОРОТ и КАЛИТКИ ЗАБОР в подарок! беспроцентная рассрочка*, кредит. ПОТОРОПИСЬ! АКЦИЯ до 29.11 тел. 8-962-036-69-77 наш сайт: evrostil55.ru».
В указанной рекламе помимо рекламы услуг по строительству и ремонту, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров в кредит, является рекламой финансовых услуг.
Одновременно в рекламе привлекается внимание к рассрочке.
Согласно пункту 1 статьи 823 Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
При этом из рекламы четко не следует, кто именно предоставляет такие услуги как «кредит» и «рассрочка» (индивидуальный предприниматель, строительная компания «Евростиль», банк либо иное лицо), что вводит в заблуждение потребителей рекламы и противоречит требованию части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На запрос Омского УФАС России БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк» в письме от 27.11.2019 исх. № 90 сообщило, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель (…) на основании договора на размещение рекламно-информационных материалов № 10 от 11.01.2019, согласно пункту 1.1 которого Заказчик (ИП (…)) поручает, а Редакция (БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк») принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в газете «Сибиряк».
Более того, БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк» в своем ответе указало следующее: «…По поводу рекламы «ИП (…)… Действительно, в рекламе не указано четко, кто именно предоставляет «кредит», «рассрочку». В данном случае, рекламодатель настаивал, что и все и так понятно, указанна фамилия «ИП (…)». А их сноска под *, размещенная справой стороны модуля, совершенно не читается в газете, хотя в увеличенном оригинале эта сноска присутствует…».
При этом представленный в адрес Омского УФАС России согласованный макет вышеуказанной рекламы действительно содержит информацию о лице, оказывающем финансовые услуги, а именно: «ОАО «Альфа-Банк» л/с ЦБ РФ 1926 от 05.03.2012».
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП (…) является рекламодателем.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несет и рекламодатель.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Исходя из определения, данного в пункте 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк» является рекламопроизводителем.
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 названной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-12/2020 по признакам нарушения требований частей 7 и 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк» (ИНН(…)).
3. Назначить дело № 055/05/5-12/2020 к рассмотрению на 06 февраля 2020 года в 15:30 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк» в срок до 04 февраля 2020 года представить в адрес Управления письменный отзыв на настоящее определение.
Одновременно предупреждаю, что непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо предоставление недостоверных сведений (информации) влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Явка представителя БУ ОО «Редакция газеты «Сибиряк» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии (…)