Решение б/н решение по делу от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-450/2023

 04 июля 2023 года

 город Омск

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – ()

 члены Комиссии: (),

рассмотрев материалы дела № 055/05/28-450/2023 по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Атланта», ИНН 5504152393, ОГРН 1185543001533 (далее – ООО «Атланта») рекламы (), нарушающей требования части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие законного представителя ООО «Атланта», (), в извещении которых приняты необходимые меры,

в присутствии представителя ООО «Атлантида» ()

УСТАНОВИЛА:

Омским УФАС России 25.08.2022 и 12.01.2023 зафиксирован факт размещения на фасаде здания по адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 85 информации следующего содержания: «Страхование 290-611 г. Омск ул. Маяковского, 83 вход с 4-й Линии ОСАГО КАСКО ИПОТЕКА от ведущих страхований компаний».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»: реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к услугам страхования ОСАГО, КАСКО, ипотеки.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации») страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Законодательством определен закрытый перечень лиц, осуществляющих деятельность, связанную со страхованием.

Согласно части 1 статьи 4.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются: 1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели; 2) страховые организации, в том числе перестраховочные организации; 2.1) иностранные страховые организации, в том числе иностранные перестраховочные организации; 3) общества взаимного страхования; 4) страховые агенты; 5) страховые брокеры; 5.1) операторы финансовых платформ; 6) актуарии; 7) Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее - орган страхового надзора); 8) объединения субъектов страхового дела, объединения страховых агентов, объединения страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, а также саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие страховые организации и иностранные страховые организации, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие страховых брокеров, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие общества взаимного страхования (далее - саморегулируемые организации в сфере финансового рынка); 9) специализированные депозитарии; 10) оператор автоматизированной информационной системы страхования.

Указание правильных реквизитов организации, предоставляющей страховые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. В статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» даны понятия: - финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; - финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

На момент фиксации факта распространения рекламы информация о лице, предоставляющем страховые услуги, отсутствовала.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Отсутствие в рекламе сведений о лице, предоставляющем страховые услуги, является существенным, доведение их до всеобщего сведения должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из круга неопределенных лиц воспринимать информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Указанное нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Администрацией города Омска представлено разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 267-18 по адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 85, выданное 25.12.2018 ООО «Атлантида» сроком на десять лет.

ООО «Атлантида» представлена информация, из которой следует, что правом размещения рекламы на указанной рекламной конструкции наделено ООО «Атланта» (вх. № 10064 от 11.10.2022).

Определением Омского УФАС России в отношении ООО «Атланта» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в качестве заинтересованного лица к рассмотрению дела привлечено ООО «Атлантида», заседание Комиссии назначено на 11.05.2023.

Определение о возбуждении дела направлено ООО «Атланта» заказным письмом исх. № ТШ/2417/23 от 14.04.2023, почтовый идентификатор отправления 64401060939749), согласно сведениям, размещенным на сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru, указанное письмо адресатом не получено.

На заседании 11.05.2023 представитель ООО «Атлантида» () пояснил, что по имеющейся у него информации договор на размещение спорной рекламы ООО «Атланта» заключило с ИП (), осуществляющим деятельность по предоставлению посреднических услуг на рынке страхования.

Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей () зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) – () и основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) – ().

 В связи с представленной представителем ООО «Атлантида» () информацией определением от 11.05.2023 к рассмотрению дела в качестве лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечен ИП (), заседание Комиссии назначено на 20.06.2023.

Определение об отложении дела было направлено в адрес ООО «Атланта», ИП (), ООО «Атлантида» заказными письмами исх. № АЛ/2991/23 от 13.05.2023.

В ответ на определение об отложении дела от 11.05.2023 от гражданина () (вх. № 5625-ЭП/23 от 20.06.2023) и ООО «Атлантида» (вх. № 5323/23 от 09.06.2023) поступили письменные пояснения и документы.

При этом согласно сведениям, размещенным на сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru, определение об отложении дела от 11.05.2023 ООО «Атланта» не получено.

 Из представленного в материалы дела договора от 01.10.2022 об оказании услуг № 32/22 на распространение рекламы на рекламной конструкции по адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 85 (далее – Договор) следует, что его сторонами являются ООО «Атланта» и гражданин ()

 С учетом представленных в материалы дела документов и в целях соблюдения прав и законных интересов () на заседании 20.06.2023 Комиссия пришла к выводу о том, что рассмотрение дела необходимо отложить, произвести замену ненадлежащего лица – ИП () на надлежащее – гражданина (), заседание назначено на 04.07.2023.

Определение об отложении дела от 20.06.2023 было направлено ООО «Атланта», ООО «Атлантида» и () заказными письмами исх. № ТШ/3779/23 от 21.06.2023.

Вместе с тем согласно сведениям, размещенным на сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru по состоянию на 04.07.2023, определение об отложении дела ООО «Атланта» и () не получено.

В соответствии со статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано: «С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу».

С учетом изложенного Комиссия считает, что Омским УФАС России были предприняты все необходимые действия для надлежащего уведомления ООО «Атланта» и () о датах и времени (11.05.2023, 20.06.2023, 04.07.2023) заседаний Комиссии по рассмотрению дела № 055/05/28- 450/2023.

На заседании 04.07.2023, с учетом представленных () и ООО «Атлантида» документов и пояснений, Комиссия приходит к следующим выводам.

Информация «Страхование 290-611 г. Омск ул. Маяковского, 83 вход с 4-й Линии ОСАГО КАСКО ИПОТЕКА от ведущих страхований компаний» подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к услугам страхования ОСАГО, КАСКО, ипотеки. Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Требования к рекламе финансовых услуг установлены статьей 28 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В вышеуказанной рекламе внимание потребителя привлечено к страховым услугам и ипотеке.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. «ОСАГО», «КАСКО», является страховой услугой, оказываемой страховой организацией, таким образом, в размещенной рекламе должно содержаться наименование страховой организации, осуществляющей предоставление услуг по страхованию. Комиссия отмечает, что поскольку распространенная реклама страховых слуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым видом услуг.

Указание в рекламе достоверной информации, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Однако, в нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует информация о лице, оказывающем следующие виды страховых услуг.

На основании части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

Из представленных () и ООО «Атлантида» документов и пояснений, Комиссией установлено, что 12.11.2021 между владельцем рекламной конструкции ООО «Атлантида» и ООО «Атланта» заключен договор № АТ-1 (срок действия договора до 10.05.2023), согласно которому ООО «Атланта» наделено правом безвозмездного пользования рекламной конструкцией по адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 85.

Согласно условиям договора № АТ-1 ООО «Атланта» вправе заключать договоры оказания услуг от своего имени по распространению рекламной информации, получать денежные средства (пункт 2.1 договора № АТ-1).

Дополнительным соглашением от 10.05.2023 срок действия договора № АТ-1 продлен до 31.12.2024.

01.10.2022 ООО «Атланта» и () заключили Договор, в соответствии с которым () изготавливает и направляет ООО «Атланта» эскиз рекламных материалов (пункт 2.1 Договора), ООО «Атланта» обязуется оказать () услуги по распространению рекламы, включающие в себя: печать, размещение (монтаж) рекламных материалов на рекламную конструкцию, демонстрацию размещённых рекламных материалов и последующий демонтаж рекламных материалов (пункт 1.3 Договора).

Приложение № 3 к Договору содержит согласованный сторонами ООО «Атланта» и () макет рекламных материалов, содержащий следующий текст: «Страхование 290-611 г. Омск ул. Маяковского, 83 вход с 4-й Линии ОСАГО КАСКО ИПОТЕКА от ведущих страховых компаний».

Таким образом, принимая во внимание наличие факта фиксации Омским УФАС России распространения рекламы, сторонами по договору были соблюдены все существенные условия, на основании макета рекламы ()

 ООО «Атланта» напечатан и размещен баннер на рекламной конструкции. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в статье 3 Федерального закона «О рекламе», () является рекламодателем, ООО «Атланта» - рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении () части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», ООО «Атланта» - части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на рекламной конструкции адресу: г. Омск, ул. Маяковского, д. 85.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства устранения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия 2023-4659 7

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу () «Страхование 290-611 г. Омск ул. Маяковского, 83 вход с 4-й Линии ОСАГО КАСКО ИПОТЕКА от ведущих страховых компаний», ненадлежащей, нарушающей требования части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать действия ООО «Атланта» (ИНН 5504152393, ОГРН 1185543001533), выразившиеся в распространении рекламы «Страхование 290-611 г. Омск ул. Маяковского, 83 вход с 4-й Линии ОСАГО КАСКО ИПОТЕКА от ведущих страховых компаний», нарушающими требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать () и ООО «Атланта» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 06.07.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны