Решение б/н Нарушение требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального з... от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-434/2023

03 мая 2023 года                                                                                                                                          город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/28-434/2023 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…>  (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие ИП <…> (ходатайство 02.05.2023 № 4030-ЭП/23)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из Сибирского ГУ Банка России поступил материалы (исх. № Т6-30/2525 от 28.02.2023) по факту распространения на территории г. Омска рекламы комиссионного магазина «Монета», в которой усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В целях полного и всестороннего рассмотрения указанных материалов сотрудниками Омского УФАС России 07.04.2023 осмотрен фасад зданий № 136 В по ул. Омская в г. Омске, в результате чего выявлен факт распространения посредством электронного табло информация следующего содержания: «ЛОМБАРД АВТОМОБИЛИ ДЕНЬГИ ВСЕМ ИНСТРУМЕНТЫ НОУТБУКИ ТЕЛЕФОНЫ ТЕЛЕВИЗОРЫ 598 787».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 2023-2659 2

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение к ломбарду, а также оказываемым им услугам, в том числе по предоставлению займов («ДЕНЬГИ ВСЕМ»).

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

К последним относятся:

- Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; - Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах»);

- Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;

- Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

По определению, данному частью 1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

На основании части 1 статьи 2.6 Федерального закона «О ломбардах» юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.

Согласно материалам Сибирского ГУ Банка России деятельность в комиссионном магазине «Монета» осуществляет ИП <…>.

Вместе с тем ИП <…>, не являясь юридическим лицом, не обладает и не может обладать статусом ломбарда, сведения о ней в Государственный реестр ломбардов, публично размещаемый в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru), не включены, следовательно, она не вправе осуществлять профессиональную деятельность по принятию от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов (профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов).

В части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В силу части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, реклама, распространенная ИП <…> посредством электронного табло на фасаде здания № 136 В по ул. Омская в г. Омске, нарушает требования частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Определением Омского УФАС России от 11.04.2023 в отношении ИП <…> возбуждено дело по признакам нарушения частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение ИП <…> представлены пояснения (вх. № 3874-ЭП/23), в которых она указала следующее «…я являюсь арендатором помещения по адресу: г. Омск, ул. Омская, д. 136, что подтверждается договором аренды.

…надпись ЛОМБ 24 и световое табло демонтировано и отключено собственником помещения, так как оно осталось от предыдущего арендатора, фото прилагается…».

Согласно пункту 1.1 Договора аренды нежилого помещения от 24.06.2022, заключенного между  <…> и ИП <…> (далее – Договор), Арендодатель (<…>) обязуется предоставить за плату, а Арендатор (ИП <…>) принять во временное пользование (аренду) с целью использования под ломбард (комиссионный магазин) нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Омская, 136.

В пункте 2.4.2 Договора указано, что Арендатор имеет право по согласованию с Арендодателем в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, размещать вывески и другую рекламу в соответствии со своим профилем на фасаде и внутри Помещения. Расходы по размещению и оформлению вывесок и другой рекламы несет Арендатор, который также выполняет все необходимые формальности по согласованию с государственными и иными органами на размещение и оформление вывесок и другой рекламы.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований частей 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы посредством электронного табло на фасаде здания № 136 В по ул. Омская в г. Омске.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается представленными в адрес Омского УФАС России фотоснимками, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «ЛОМБАРД АВТОМОБИЛИ ДЕНЬГИ ВСЕМ ИНСТРУМЕНТЫ НОУТБУКИ ТЕЛЕФОНЫ ТЕЛЕВИЗОРЫ 598 787», распространенную ИП <…>  (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) 07.04.2023 посредством электронного табло на фасаде здания № 136 В по ул. Омская в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования частей 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП <…> не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 03.05.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны