Решение б/н Нарушение требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Фед... от 22 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/5-622/2023

22 июня 2023 года                                                                                                                                                                      город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/5-622/2023 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Партнер Инвест» (ИНН 5402566652, ОГРН 1135476133704, далее - ООО МКК «Партнер Инвест») требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствии заявителя, представителей ООО «Сибирь Аутдор», ООО «Центр рекламных услуг», извещенных надлежащим образом,

в присутствии представителя ООО МКК «Партнер Инвест» - <…> (доверенность б/н от 22.07.2022)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступило обращение гражданина по факту распространения на рекламной конструкции (ИНО 886-16 3628-1), установленной в районе торгового комплекса «Айсберг», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 32, информации следующего содержания: «ПартнерИнвест 1 ЛИДЕР ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ АВТО 90-22-22 *Исследование ООО «Лаборатории БЕЛ» на тему «Лидер займов под залог», август 2022. **Займы предоставляет ООО МКК «ПАРТНЕР ИНВЕСТ», ИНН 5402566652, реестр ЦБ РФ 651303550004583 от 17.01.2014 года».

Кроме того, информация «ПартнерИнвест 1 ЛИДЕР ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ АВТО partner-invest.ru  90-22-22 *ИССЛЕДОВАНИЕ ООО «ЛАБОРАТОРИЯ БЕЛ» НА ТЕМУ «ЛИДЕР ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ» ПО ЗАКАЗУ КОМПАНИИ «ПАРТНЕР ИНВЕСТ», АВГУСТ 2022. **ЗАЙМЫ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ООО МКК «ПАРТНЕР ИНВЕСТ», ИНН 5402566652, РЕЕСТР ЦБ РФ 651303550004583 ОТ 17.01.2014 ГОДА» была распространена на кузове маршрутного такси (гос. № У 480 АО 55), осуществляющего перевозки в городе Омске.

В своем обращении заявитель указывает: «…считаю, что своим заявлением они вводят потребителей в заблуждение…», «…проверить их лидерство не представляется возможным…».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, и направлена на привлечение внимания к ООО МКК «Партнер Инвест» и оказываемым услугам (выдача займов).

По информации ООО «Сибирь Аутдор», «…Между ООО «Сибирь Аутдор» (Исполнитель) и ООО МКК «Партнер Инвест» (Заказчик) 21.03.2023 заключен договор о распространении и размещении наружной рекламы № 21/03/23-С/СА (далее по тексту – Договор), согласно которому Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по распространению Рекламно-информационных материалов наружной рекламы, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать услуги Исполнителя…».

Определением Омского УФАС России от 25.05.2023 в отношении ООО МКК «Партнер Инвест» возбуждено дело по признакам нарушения требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На запрос Омского УФАС России ООО МКК «Партнер Инвест» была представлена информация, согласно которой «…ООО МКК «Партнер Инвест» в период апрель, май 2023 года распространялась реклама, выявленная УФАС по Омской области.

Так, в рекламе указано, что сравнительная характеристика используется на основании исследования ООО «Лаборатория Бел». ООО «Лаборатория Бел» проводились указанные выше исследования в 2022 году. Смысл указанных исследований в установлении самой известной компании по выдаче микрозаймов в городах Новосибирске, Омск, Томске. Согласно указанным исследованиям, «МКК «Партнер Инвест» является лидером по известности в городах Новосибирске, Омске, Томске. Таким образом, маркетинговые исследования были проведены, критерии сравнения присутствуют, как и ссылка в рекламе на проведение исследования, следовательно, составленный ролик соответствует требованиям законодательства».

Одновременно в адрес Управления представлены:

- копии договора № 21/03/23-С/СА от 21.03.2023 о распространении и размещении наружной рекламы, заключенного между ООО МКК «Партнер Инвест» и ООО «Сибирь Аутдор», приложений № 1/А, 2/А, 3/А, 4/А, платежных документов;

- копии договора № б/н от 01.04.2023 на размещение рекламы на автомобилях, заключенного между ООО МКК «Партнер Инвест» и ООО «Центр рекламных услуг», платежных документов;

- копия договора № 238/05-18 от 28.05.2018, заключенного между ООО МКК «Партнер Инвест» и ООО «Лаборатория Бел»;

- копия отчета о результатах телефонного опроса по заказу ООО МКК «Партнер Инвест» Июль-август 2022 года «ИЗВЕСТНОСТЬ КОМПАНИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГУ ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ, В НОВОСИБИРСКЕ, ОМСКЕ, ТОМСКЕ».

На заседании Комиссии 22.06.2023 представитель ООО МКК «Партнер Инвест» поддержал позицию, изложенную в отзыве, а также представил дополнительную информацию, согласно которой «…Общество признает тот факт, что им распространялась вышеуказанная реклама. Однако в рекламе указано, что сравнительная характеристика используется на основании исследования ООО «Лаборатория Бел». ООО «Лаборатория Бел» проводились указанные выше исследования в 222 году. Смысл указанных исследований в установлении самой известной компании по выдаче микрозаймов в городах Новосибирске, Омске, Томске. Согласно указанным исследованиям, ООО МКК «Партнер Инвест» является лидером по известности в городах Новосибирске, Омске, Томске…

…Таким образом, маркетинговые исследования были проведены, критерии сравнения присутствуют, как и ссылка в рекламе на проведение исследования, следовательно, составленный ролик соответствует требованиям законодательства…».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО МКК «Партнер Инвест», Комиссия пришла к следующим выводам.

Реклама ООО МКК «Партнер Инвест», распространенная на рекламной конструкции (ИНО 886-16 3628-1) по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 32 и на кузове маршрутного такси (гос. № У 480 АО 55), осуществляющего перевозки в городе Омске, содержит утверждение «ПартнерИнвест 1 ЛИДЕР ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ АВТО». При этом с точки зрения обычного потребителя данная информация создает впечатление о том, что ООО МКК «Партнер Инвест» имеет значительное преимущество перед другими микрофинансовыми организациями, осуществляющими выдачу займов.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законодательством к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

В пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» отмечено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

 Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом и т.д. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребителей рекламы.

Между ООО МКК «Партнер Инвест» и ООО «Лаборатория Бел» 28.05.2018 заключен договор № 238/05-18 (далее – Договор).

На основании пункта 1.1 Договора Заказчик (ООО МКК «Партнер Инвест») поручает, а Исполнитель (ООО «Лаборатория Бел») обязуется оказать услуги по проведению маркетинговых исследований.

Как указано в приложении № 4 к Договору тема исследования: «Известность компаний, предоставляющих услугу займов под залог в г. Новосибирске, г. Омске и г. Томске».

Цель исследования: «Выявить основных игроков на рынке залоговых МКК, определить наиболее известные компании среди потребителей данных услуг.

Метод исследования подразумевает телефонный опрос 460 человек по комбинированной выборке и составленному Исполнителем инструментарию, из них:

- 300 чел. в г. Новосибирске;

- 70 чел. в г. Томске;

- 90 чел. в г. Омске.

Комбинированная выборка в г. Омске включает:

- Выборку 1 «Телефонный опрос по базе ООО МКК «Партнер Инвест», в результате которой было опрошено 60 чел.;

- Выборку 2 «Телефонный опрос (случайная выборка)» - опрошено 30 чел.

При этом как указано в приложении № 4 к Договору «Для выполнения ВЫБОРКА 1 Заказчик предоставляет Исполнителю базу телефонных номеров лиц, обращавшихся в ООО МКК «ПАРТНЕР ИНВЕСТ», в количестве 3000 телефонных номеров в формате Excel. Дополнительное количество телефонных номеров Заказчик предоставляет Исполнителю п дополнительному запросу Исполнителя, если базы в 3000 телефонных номеров недостаточно для выполнения ВЫБОРКИ 1 в полном объеме».

Таким образом, является очевидным, что исследование на тему: «Известность компаний, предоставляющих услугу займов под залог в г. Новосибирске, г. Омске и г. Томске» проводилось на территории г. Омска преимущественно среди лиц, ранее обращавшихся в ООО МКК «Партнер Инвест».

При этом стоит отметить, что результаты, отображенные в разделе 2 «Первая спонтанно названная компания, top-of-mind» Отчета о результатах телефонного опроса по заказу ООО МКК «ПАРТНЕР ИНВЕСТ» июль-август 2022 г.» (далее - Отчет), содержат данные, вызывающие сомнения, например:

в таблице № 1 «Доля респондентов, первой спонтанно упомянувшей данную компанию в Омске (в процентах к численности выборки)» указано следующее: <…>

при этом совокупное суммарное значение по графе «Омск» составляет не 100%, а 100,1 %;

далее по тексту в этом же разделе 2 также содержится таблица, в которой представлены уже иные данные с суммарным значением 100 %:

Более того, в пункте 2 Отчета также содержится следующая информации: «Партнер Инвест» является компанией, название которой припоминается первым при ответе в Новосибирске и Омске. Доля упомянувших эту компанию первой в Новосибирске составляет 16,7%, в Омске – 16%».

Таким образом, пункт 2 Отчета относительно доли респондентов, которые г. Омске в качестве первой спонтанно упомянутой компании назвали ООО МКК «Партнер Инвест», содержит три разных значения (15,6%, 9,9%, 16%).

Следует отметить, что по графе «Омск» Таблицы № 2 «Доля указавших на знание компании из списка, в процентах к численности выборки» раздела 4 Отчета суммарное значение долей («Партнер Инвест» - 67,1%, «Заправляем деньгами» - 7,1%, «Содействие» - 31,4 %, «Миллениум» - 21,4%), составляет 127%, в то время как по правилам математики данное значение не могло превышать 100%. Аналогичный расчет прослеживается и в Таблице 3 «Доля пользовавшихся услугой займа под залог в указанных организациях, в процентах к числу получавших заем» раздела 5 Отчета (по графе «Омск» - 113%).

Указанные обстоятельства позволяют Комиссии усомниться в точности и достоверности результатов указанного исследования.

В пункте 5 Отчета содержится следующий вывод: «Таким образом, компания «Партнер Инвест» является, по данным исследования, не только наиболее известной МКК, специализирующейся на займах под залог, но и компанией с наибольшей долей воспользовавшихся ее услугами».

При этом Отчет не содержит сведений и выводов о том, что ООО МКК «Партнер Инвест» является лидером займов под залог.

Более того, довод представителя ООО МКК «Партнер Инвест» о том, что утверждения «наибольшая известность» и «лидер займов по залог» подразумевают одинаковый смысл, Комиссией отклоняется исходя из толкования слов:

известный - такой, о котором знают, имеют сведения; такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся популярностью.

лидер – тот, кто занимает ведущее место в ряду других, подобных (об организации, идее, тенденции) (пр.: Мировой лидер в производстве чего-либо. Лидер обувной моды)

Таким образом, результаты исследования на тему «Известность компаний, предоставляющих услугу займов под залог в г. Новосибирске, г. Омске и г. Томске» не могут расцениваться в качестве доказательств того, что ООО МКК «Партнер Инвест» является «лидером займов под залог».

Доказательств обратного ООО МКК «Партнер Инвест» в адрес Омского УФАС России не представлено (в том числе маркетинговых, социологических и прочих исследований).

Учитывая изложенное, реклама, распространенная на кузове маршрутного такси (гос. № У 480 АО 55), осуществляющего перевозки в городе Омске и рекламной конструкции (ИНО 886-16 3628-1), установленной в районе торгового комплекса «Айсберг», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 32, нарушает требования пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО МКК «Партнер Инвест» является рекламодателем.

В статье 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО МКК «Партнер Инвест», Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО МКК «Партнер Инвест» требований пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на рекламной конструкции (ИНО 886-16 3628-1) по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 32 и на кузове маршрутного такси (гос. № У 480 АО 55), осуществляющего перевозки в городе Омске.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела у Омского УФАС России отсутствуют доказательства устранения нарушений в добровольном порядке, Комиссией принято решение о необходимости выдачи ООО МКК «Партнер Инвест» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространенную ООО МКК «Партнер Инвест» (ИНН 5402566652, ОГРН 1135476133704) в апреле-мае 2023 года на рекламной конструкции (ИНО 886-16 3628-1), установленной в районе торгового комплекса «Айсберг», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 32, и на кузове маршрутного такси (гос. № У 480 АО 55), осуществляющего перевозки в городе Омске, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в части указания слов «ЛИДЕР ЗАЙМОВ ПОД ЗАЛОГ АВТО».

2. Выдать ООО МКК «Партнер Инвест» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 23.06.2023.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

 Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны