Определение б/н Определение о возбуждении дела от 3 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/28-535/2023 и назначении дела к рассмотрению

 

 03 мая 2023 года                                                                                                                                   г. Омск

 

 Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе () – заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения публичным акционерным обществом «Совкомбанк» частей 1 и 2 статьи 18, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

 В Омское УФАС России поступило обращение гражданина () по факту распространения рекламы по сетям электросвязи посредством осуществления 07.03.2023 в 12:50 часов (время омское) телефонного звонка абонентом +7() на абонентский номер +7().

В качестве доказательства факта осуществления телефонного звонка заявителем представлена аудиозапись разговора следующего содержания:

«- Да, здравствуйте…

- Денежный кредит под шесть целых и девять десятых процента или полностью с возвратом процентов от Совкомбанка. Интересно? Скажите да, и мы дадим решение по сумме платежей без посещения офиса…».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

- реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

- объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

- товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация обладает признаками понятия «реклама», поскольку распространена по сетям электросвязи, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – банку «Совкомбанк» и предоставляемой финансовой услуге – кредиту.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

По утверждению заявителя, реклама распространялась без его предварительного согласия на ее получение.

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Предоставленная заявителем аудиозапись содержит воспроизведенный, заранее записанный аудиофрагмент.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления звонка использовались средства набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие «кредит» относится к банковской операции, осуществление которой производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

27.11.1990 Центральным банком Российской Федерации ПАО «Совкомбанк» выдана лицензия на осуществление банковских операций № 963.

Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Озвученная информация содержала условие предоставления финансовой услуги (кредита) – процентной ставки («...под шесть целых и девять десятых процента...»).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»).

Условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», к ним относятся, в том числе: - сумма потребительского кредита (займа), - срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа), - процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения и т.д.

Вместе с тем наряду с основной информацией текст рекламы содержал лишь одно из условий предоставления кредита (процентную ставку) при отсутствии остальных условий, определяющих полную стоимость кредита.

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Оператором связи () представлена информация о том, абонентский номер +7(), с которого распространялась реклама, на основании договора об оказании услуг связи от 30.05.2016 № М2016/05/30 принадлежит ПАО «Совкомбанк».

Исходя из определений, данных в статье 3 Федерального закона «О рекламе», ПАО «Совкомбанк» является рекламодателем и рекламораспространителем.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-535/2023 по признакам нарушения требований частей 1 и 3 статьи 18, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

 - заявитель ();

- в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – публичное акционерное общество «Совкомбанк», 156000, г. Кострома, пр. Текстильщиков, д. 46, ИНН 4401116480, ОГРН 1144400000425.

3. Назначить дело к рассмотрению на 30.05.2023 в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. ПАО «Совкомбанк» в срок до 26.05.2023 представить в адрес Омского УФАС России пояснения относительно:

- осуществления Обществом 07.03.2023 телефонного звонка на абонентский номер +7()  с нарушением частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» (с приложением документов, подтверждающих согласие абонента +7() на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»);

- указания в рекламе одного из условий предоставления кредита («...под шесть целых и девять десятых процента...») с приложением информации об остальных условиях, определяющих полную стоимость рекламируемой финансовой услуги.

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС): ()

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны