Определение б/н Нарушение требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 ста... от 16 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 055/05/5-419/2022

16 июня 2022 года                                                                                                                               город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/5-419/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения <…> (далее – <…>) рекламы, нарушающей требования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие <…>, в извещении которой предприняты необходимые меры, законного представителя ООО «П-Л недвижимость», извещенного надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 10.01.2022 и 16.05.2022 Омским УФАС России выявлен факт распространения на торговом павильоне, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090302:3578 по адресу: г. Омск, ул. 10-я Чередовая, 26, информации следующего содержания: «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ НА СУБПРОДУКТЫ ВЫРЕЗКА СВИНИНА ФАРШ»:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение к товарам, реализуемым в данном торговом павильоне (субпродукты, вырезка и т.д.).

При этом указанная реклама распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Реклама содержит утверждение «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ».

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В  пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  (далее – постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 58)  отмечено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Данное объективное подтверждение может быть установлено победой в конкурсе, экспертным исследованием, независимой экспертизой, независимым опросом и т.д. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В вышеуказанной рекламе использовано утверждение «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ», которое в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не сопровождалась указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 58 указано, что  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

В рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение - сопоставление исключительности цен по отношению к другим участникам рынка (конкурентам).

Некорректность сравнения цен с ценами на аналогичные товары (услуги), реализуемые другими продавцами, следует из того, что формируется общая оценка более выгодных условий оказания услуг перед конкурентами.

Использованное словосочетания «САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ» предполагает, что рекламируемые таким способом товары должны быть востребованы со стороны потребителей с точки зрения их низкой цены. Указанная реклама свидетельствует о том, что ни один другой участник рынка не имеет таких цен на рекламируемые товары.

Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером 55:36:090302:3578 является ООО «П-Л недвижимость» (№ гос. регистрации 55-55-01/002/2011-041 от 09.02.2011).

На запрос Омского УФАС России ООО «П-Л недвижимость» представлена информация, согласно которой «…торговый павильон, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090302:3578 по адресу:  г. Омск, ул. 10-я Чередовая, 26, с размещенной на нем информацией «Самые низкие цены», передан в аренду 19 марта 2021 года <…>…».

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», <…> является рекламодателем.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 и пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Определением Омского УФАС России от 23.05.2022 в отношении <…> было возбуждено дело № 055/05/5-419/2022 по признакам нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Заседание Комиссии по рассмотрению дела назначено 16.06.2022 в 15:30 часов. Копия определения направлена по адресу регистрации <…> заказным письмом с уведомлением от 23.05.2022 № 06-4210, однако, согласно основании информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (http://www.russianpost.ru), указанное письмо Омского УФАС России (почтовый идентификатор отправления 64401065745406) <…> получено не было и на момент рассмотрения настоящего дела находилось в почтовом отделении с отметкой от 26.05.2022 - «Неудачная попытка вручения».

Учитывая, что Омское УФАС России не обладает достоверными сведениями о надлежащем уведомлении <…> о месте и времени рассмотрения дела, а также  в связи с необходимостью получения сведений, имеющих существенное значение для полного и объективного рассмотрения дела, Комиссия приняла решение об отложении дела и продления срока его рассмотрения.

В соответствии с пунктами 31 и 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Рассмотрение дела № 055/05/5-419/2022 отложить.

2. Продлить срок рассмотрения дела № 055/05/5-419/2022 до 23 августа 2022 года.

3. Назначить рассмотрение дела № 055/05/5-419/2022 на 03 августа 2022 года в 15:00 часов по адресу:  г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.

4.  <…> в срок до 28 июля 2022 года представить в адрес Управления:

- письменный отзыв на настоящее определение с приложением документов, обосновывающих позицию <…>;

- надлежащим образом заверенные копии договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала с приложением документов, подтверждающих их исполнение (акты выполненных работ, счета на оплату, платежные поручения и т.д.).

Рассмотрение дела может осуществляться дистанционно.

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее - ВКС): https://fas3.tconf.rt.ru/c/5050781260.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны