Решение б/н - от 21 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение  № 055/01/10-126/2019

 

Резолютивная часть оглашена 20 июня 2019 года

изготовлено в полном объеме 21 июня 2019 года                                                       г. Омск

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела № 055/01/10-126/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>

<…>  - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>  – эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

в присутствии на заседании комиссии представителя ответчика - директора ООО «Коммуналсервис» <…>  (паспорт),

в отсутствие:

заявителя - <…>;

представителя заинтересованного лица - Администрации Омского муниципального района Омской области, извещенных в установленном порядке,

 рассмотрев в заседании материалы дела № 055/01/10-126/2019 по признакам нарушения ООО «Коммуналсервис» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка ценообразования, предусмотренного Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения  и  Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, совершенного путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на основании заключенных с потребителями договоров холодного водоснабжения и водоотведения без установленных тарифов на холодное водоснабжение, а также на водоотведение, результатом чего являются являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей, подключенных к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения на  территории Богословского, Ключевского Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского и ряда других сельских поселений Омского муниципального района Омской области, предусмотренных в Концессионном соглашении от 08.10.2018,

 

установила:

 

В Омское УФАС России поступило заявление гражданина <…> (вх. № 867э от 31.01.2019), в котором содержится сообщение о том, что ООО «Коммуналсервис» заключает договоры холодного водоснабжения с потребителями на территории Омского района Омской области с нарушением порядка ценообразования, поскольку данной организации не установлен тариф на водоснабжение в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Аналогичное заявление <…> (далее – заявитель) поступило в Омское УФАС России для рассмотрения из Прокуратуры Омской области (вх. №  1484 от 13.02.2019).

Учитывая, что в приложенных к обращению материалах содержались сведения о заключении ООО «Коммуналсервис» договоров с хозяйствующими субъектами на территории Омского района, а также с неопределенным кругом потребителей-граждан, заявления <…> были приняты к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 39 и 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения указанных заявлений руководителем Омского УФАС России был издан приказ от 27.02.2019 № 40 «О возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по рассмотрению дела».

В процессе рассмотрения заявлений <…>, а также при рассмотрении Комиссией Омского УФАС России (далее – Комиссия) материалов дела № 055/01/10-126/2019 установлено следующее.

Между Администрацией Омского муниципального района Омской области и ООО «Коммуналсервис» 08.10.2018 заключено Концессионное соглашение, на основании которого объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся на территории Богословского, Ключевского Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области переданы на обслуживание ООО «Коммуналсервис».

Распоряжением Администрации Омского муниципального района от 08.10.2018  № Р-18/ОМС-1901 ООО «Коммуналсервис» определено гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения поселений, предусмотренных Концессионным соглашением.

Однако еще до заключения Концессионного соглашения ООО «Коммуналсервис» без установления Региональной энергетической комиссией Омской области (далее - РЭК Омской области) тарифа на холодное водоснабжение заключило договор № 69 холодного водоснабжения от 04.10.2018 с муниципальным казенным учреждением «Хозяйственное управление Администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (далее – МКУ «Хозяйственное управление»).

После заключения Концессионного соглашения ООО «Коммуналсервис» также без установленного тарифа на холодное водоснабжение заключило договор № 134 холодного водоснабжения от 07.12.2018 с казенным общеобразовательным учреждением Омской области «Красноярская адаптивная школа-интернат» (далее – КОУОО «Красноярская адаптивная школа-интернат»), и договор № 139 холодного водоснабжения от 11.12.2018 с казенным санаторным образовательным учреждением Омской области для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская лесная школа» (далее – КСОУ «Красноярская лесная школа»).

Кроме того из Концессионного соглашения и материалов, полученных при рассмотрении заявлений, следует, что ООО «Коммуналсервис» оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории перечисленных в соглашении сельских поселений всем потребителям данных коммунальных услуг, подключенным к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, в том числе населению этих поселений, о чем свидетельствует также пояснение ООО «Коммуналсервис» от 18.02.2019 № 55.

В данном пояснении ООО «Коммуналсервис» мотивирует заключение в октябре 2018 года договоров холодного водоснабжения с МКУ «Хозяйственное управление», КОУОО «Красноярская адаптивная школа-интернат»,  КСОУ «Красноярская лесная школа» и другими потребителями на территории указанных выше сельских поселений Омского района заключением Концессионного соглашения от 08.10.2018, а также принятым Администрацией Омского муниципального района распоряжением от 08.10.2018№ р-18/ОМС-1901 об определении ООО «Коммуналсервис» гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территориях Богословского, Ключевского, Красноярского, Морозовского и других сельских поселений Омского муниципального района, предусмотренных в Концессионном соглашении.

Отсутствие у ООО «Коммуналсервис» тарифов на водоснабжение и водоотведение объясняет тем, что Концессионное соглашение было подписано 09.10.2018, а процедура его регистрации завершена 01.11.2018. Заявление и документы в РЭК Омской области для установления тарифов на 2019 год поданы  25.12.2019, на что получены извещения РЭК Омской области от 25.12.2019 и от 28.12.2019 об открытии тарифных дел.

В указанном пояснении ООО «Коммуналсервис» сообщило также о том, что при заключении указанных договоров использовало тарифы, которые были установлены  для организаций, в эксплуатации которых ранее  находились централизованные системы водоснабжения: тарифы для ООО «ВК-Севис» (приказ РЭК Омской 10.04.2018 № 34/22) и МУП «Водоканал ОМР» (приказы РЭК Омской области от 12.12.2017 № 425/76 и от 19.12.2017 № 569/79).

При этом ООО «Коммуналсервис» в пояснении ссылается на пункт 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, которым предусмотрено, что в отношении организации-правопреемника, которая в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке.

Кроме того ООО «Коммуналсервис» пояснило, что на 2019 год заключены новые договоры холодного водоснабжения, которые будут пересмотрены после получения тарифов РЭК Омской области для ООО «Коммуналсервис».

Из пояснения также следует, что на день его представления в антимонопольный орган ООО «Коммуналсервис» заключило договоры с более чем 12000 абонентов на услуги по водоснабжению и водоотведению.

К пояснению приложены договоры холодного водоснабжения, заключенные на 2019 год с МКУ «Хозяйственное управление», КОУОО «Красноярская адаптивная школа-интернат»,  КСОУ «Красноярская лесная школа».

В пояснении от 15.03.2019 № 111 ООО «Коммуналсервис» представило сведения о количестве заключенных договоров холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных в 2018 году, как с физическими, так и юридическими лицами на территории Богословского, Ключевского, Красноярского, Морозовского и других сельских поселений Омского муниципального района, с указанием тарифов, которые предусмотрены в договорах.

 

Из указанного пояснения следует:

- на территории Богословского сельского поселения Омского муниципального района заключен 1231 договор холодного водоснабжения с применением тарифа в размере 30,70 руб./м.куб.;

- на территории Надеждинского сельского поселения Омского муниципального района заключено 639 договоров холодного водоснабжения с применением тарифа в размере 30,70 руб./м.куб.;

- на территории Омского сельского поселения Омского муниципального района заключено 845 договоров холодного водоснабжения с применением тарифа в размере 30,70 руб./м.куб.;

- на территории Петровского сельского поселения Омского муниципального района заключено 402 договора холодного водоснабжения с применением тарифа в размере 66,61 руб./м.куб.;

- на территории Андреевского сельского поселения Омского муниципального района заключено 426 договоров холодного водоснабжения с применением тарифа в размере 66,61 руб./м.куб.;

- на территории Красноярского сельского поселения Омского муниципального района заключено 1556 договоров холодного водоснабжения с применением тарифа в размере 25,21 руб./м.куб.;

Кроме того в четырех сельских поселениях Омского муниципального района ООО «Коммуналсервис» заключило единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения:

- на территории Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района заключено 2234 договора холодного водоснабжения и водоотведения с применением тарифа на водоснабжение в размере 30,70 руб./м.куб., на водоотведение в размере 31,87 руб./м.куб.;

- на территории Морозовского сельского поселения Омского муниципального района заключено 1556 договоров холодного водоснабжения и водоотведения с применением тарифа на водоснабжение в размере 30,70 руб./м.куб., на водоотведение в размере 36,93 руб./м.куб.;

- на территории Ключевского сельского поселения Омского муниципального района заключено 1840 договоров холодного водоснабжения и водоотведения с применением тарифа на водоснабжение в размере 30,70 руб./м.куб., на водоотведение в размере 28,20 руб./м.куб.;

- на территории Покровского сельского поселения Омского муниципального района заключено 443 договора холодного водоснабжения и водоотведения с применением тарифа на водоснабжение в размере 66,61 руб./м.куб., на водоотведение в размере 32,40 руб./м.куб.

Для подтверждения использования указанных выше тарифов в договорах, заключенных с потребителями на 2019 год в указанных выше сельских поселениях Омского муниципального района ООО «Коммуналсервис» письмом от 21.05.2019 в качестве примера представило копии платежных документов, выставленных отдельным юридическим лицам, а также гражданам-потребителям на оплату услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.

Анализ представленных документов показал, что ООО «Коммуналсервис» в 2019 году в договорах холодного водоснабжения, а также в единых договорах холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных с потребителями в названных выше сельских поселениях применяет такие же тарифы, которые были предусмотрены в договорах 2018 года.

При этом необходимо отметить, что договоры холодного водоснабжения, а также единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения, заключенные с потребителями на 2018 год, прекратили свое действие в связи с заключением с этими потребителями таких договоров на 2019 год, о чем сообщили представители ООО «Коммуналсервис» на заседании Комиссии.

Из пояснений от 29.04.2019 № 198 ООО «Коммуналсервис» следует, что РЭК Омской области до настоящего времени не установила тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей ООО «Коммуналсервис». Считает, что регулирующий орган необоснованно затянул сроки рассмотрения тарифных дел.

Кроме того, ссылаясь на определения Омского районного суда от 11.01.2019 по делу № 2-3745/2016 и от 06.12.2017 по делу № 2-26/2017, ООО «Коммуналсервис» сообщает о том, что суд установил процессуальное правопреемство и произвел замену должника в исполнительных производствах с МУП «Водоканал ОМР» на ООО «Коммуналсервис». Поскольку объекты водоснабжения Омского района Омской области в полном объеме перешли от ООО «ВК Сервис» и МУП «Водоканал ОМР» к ООО «Коммуналсервис» границы эксплуатационной ответственности не изменены, ООО «Коммуналсервис» на правах правопреемника использует тарифы, установленные РЭК Омской области для организаций предшественников ООО «ВК-Севис» (приказ РЭК Омской 10.04.2018 № 34/22), МУП «Водоканал ОМР» (приказы РЭК Омской области от 12.12.2017 № 425/76 и от 19.12.2017 № 569/79), МУП ЖКХ Калининское» (Приказ № 302/61 от 24.11.2016, Приказ № 393/66 от 06.12.2016).

Относительно замечаний Заявителя о деятельности ООО «Коммуналсервис», изложенных в письменном пояснении от 16.04.2019, общество пояснило, что эти замечания носят необоснованный характер, поскольку они основаны на незнании обстоятельств по судебным делам, на которые ссылается заявитель, в связи с чем  заявитель искажает факты и делает неверные выводы.

Выразило несогласие с доводами Заявителя о допущенных нарушениях сроков при заключении Концессионного соглашения. Сообщает о том, что подготовка данного соглашения велась на протяжении почти двух лет, а не трех месяцев, как считает заявитель. Считает несостоятельным довод заявителя о том, что Губернатор Омской области и Глава Омского муниципального района должны были до подписания Концессионного соглашения убедиться в наличии у концессионера тарифов на услуги и в отсутствии судебных дел в отношении концессионера.

Ссылаясь на пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), ООО «Коммуналсервис» поясняет, что, являясь гарантирующим поставщиком воды в Омском районе, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем. С момента подписания Концессионного соглашения от 08.10.2018 использует тарифы, установленные РЭК Омской области для организаций предшественников, осуществляет обязательства по водоснабжению населения и водоотведению, а также содержание и текущий ремонт сетей водоснабжения и водоотведения, не повышая тарифы по собственному усмотрению, несмотря на текущий рост стоимости ресурсов и услуг, рост НДС, рост стоимости обслуживания сетей и расходных материалов, фактически не извлекая прибыли от осуществляемой деятельности. Дальнейшее не утверждение тарифов для ООО «Коммуналсервис» со стороны РЭК Омской области может повлечь банкротство организации.

Заявитель на заседанииях Комиссии поддержал доводы, изложенные в заявлении от 31.01.2019 относительно необоснованных действий ООО «Коммуналсервис» по заключению в 2018 году  договоров холодного водоснабжения и договоров водоотведения с потребителями данных услуг на территории Морозовского сельского поселения и ряде других сельских поселений Омского муниципального района Омской области без законно установленного тарифа на указанные услуги. Также пояснил, что договоры холодного водоснабжения и водоотведения без установленного тарифа ООО «Коммуналсервис» заключило с потребителями и на 2019 год. В подтверждение доводов об отсутствии у ООО «Коммуналсервис» тарифов на 2018 год, а также на 2019 год заявитель представил заверенные копии писем РЭК Омской области от 13.02.2019 № ИСХ-19/РЭК-495 и от 25.02.2019 № ИСХ-19/РЭК-698. О заключении ООО «Коммуналсервис»  с потребителями договоров холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год Заявитель представил заверенные копии первой страницы договора № 134/2019 холодного водоснабжения от 09.01.2019, заключенного с Казенным общеобразовательным учреждением Омской области «Красноярская адаптивная школа-интернат», и первой страницы единого  договора № 43741/1 холодного водоснабжения и водоотведения от 11.02.2019, заключенного с муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Сибирский» Омского муниципального района Омской области.

Заявитель также считает, что действия Администрации Омского муниципального района по заключению с ООО «Коммуналсервис» Концессионного соглашения от 08.10.2019 не соответствуют положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № ФЗ-115), поскольку при его заключении были допущены нарушения порядка проведения открытого конкурса, в том числе у Администрации Омского муниципального района отсутствуют правоустанавливающие документы на сети водоснабжения и водоотведения.

Действиями ООО «Коммуналсервис» по заключению договоров холодного водоснабжения и водоотведения без установленного тарифа, по мнению Заявителя, нарушено его право, а также права других потребителей на оплату коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению по законно установленному тарифу. Считает также, что путем заключения указанных договоров с бюджетными учреждениями без установленного тарифа, ООО «Коммуналсервис» незаконно получает бюджетные средства.

Для подтверждения доводов о взимании ООО «Коммуналсервис» платы за услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Морозовского сельского поселения без установленного тарифа заявитель представил две копии платежных документов на имя <…>  с начислением платы за ноябрь 2018 года и февраль 2019 года.

В представленном Администрацией Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация Омского муниципального района) пояснении от 19.03.2019 № ИСХ-19/ОМС-2671 сообщается о том, что Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся на территории Богословского, Ключевского Надеждинского, Морозовского, Ростовкинского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области заключено без проведения конкурса в порядке, определенном статьей 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 155 ФЗ) с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения - ООО «Коммуналсервис».

В связи с тем, что в соответствии с требованиями статьи 39 Закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты водоснабжения, водоотведения, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, Администрацией была осуществлена процедура согласования проекта концессионного соглашения с органами исполнительной власти Омской области в порядке, установленном Планом мероприятий («Дорожная карта») по согласованию проектов концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, в качестве самостоятельной стороны которых участвует субъект Российской Федерации – Омская область, утвержденным 22.12.2017 Временно исполняющим обязанности Губернатора Омской области.

После установленного согласования с органами исполнительной власти, проект концессионного соглашения был размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (https:torgi.gov.ru) в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц (сообщение № 050418/0146452/01.

По истечении установленного срока Администрацией было принято распоряжение от 08.10.2018 №  Р-18/ОМС-1047 о заключении концессионного соглашения с ООО «Коммуналсервис» без проведения торгов.

08.10.2018 концессионное соглашение было подписано Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области А.Л. Бурковым.

До заключения концессионного соглашения объекты водоснабжения, водоотведения эксплуатировались:

  - на территориях Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского сельских поселений Омского муниципального района Омской области – ОО «ВК-Сервис»;

- на территориях Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений – МУП «Водоканал ОМР».

К пояснению Администрацией Омского муниципального района приложена копия концессионного соглашения от 08.10.2018, заключенного с ООО «Коммуналсервис» с приложением следующих документов:

- перечень объектов концессионного соглашения (приложение № 1);

- акт приема-передачи (приложение № 2);

- техническое задание и основные мероприятия для проведения работ по реконструкции объектов водоснабжения (приложение № 3);

- техническое задание и основные мероприятия для проведения работ по реконструкции объектов водоотведения (приложение № 3.1);

- значение долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в сфере водоснабжения (приложение № 4);

- значение долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера в сфере водоотведения (приложение № 4.1);

- предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки в сфере водоснабжения (приложение № 5);

- предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки в сфере водоотведения (приложение № 5.1);

- финансовый план в сфере водоснабжения (приложение № 6);

- финансовый план в сфере водоотведения (приложение № 6.1);

- метод регулирования тарифов (приложение № 7);

- показатели качества и надежности водоснабжения (приложение № 8);

- порядок и сроки возмещения расходов Концессионера в случае досрочного расторжения концессионного соглашения (приложение № 9);

- акт технического обследования объектов холодного водоснабжения, водоотведения Омского муниципального района Омской области (приложение № 10).

Письмом от 09.04.2019 № ИСХ-19/ОМС-3419 Администрация Омского муниципального района представила копии следующих документов:

- предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения;

- сообщение о предложении инвестора № 050418/0146452/01;

- распоряжение Администрации Омского муниципального района от 08.06.2018 № р-18/ОМС-1047 «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Омского муниципального района Омской области без проведения конкурса»;

- Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – на все объекты, переданные по концессионному соглашению.

РЭК Омской области, привлеченная к участию в рассмотрении настоящего дела   в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, представила пояснения от 19.02.2019 № ИСХ-19/РЭК-601 и от 24.04.2019 № ИСХ-19/РЭК-1653.

В пояснении РЭК Омской области от 19.02.2019 сообщается о том, что 25.12.2018 ООО «Коммуналсервис» обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении на 2019 год тарифов на услуги в сферах холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей, проживающих на территориях Богословского, Ключевского Надеждинского, Ростовкинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского, Лузинского сельских поселений, а также на территории Чернолучинского городского поселения Омского муниципального района Омской области.

В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила) решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 16-20 Правил. По решению органа регулирования указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

В связи с тем, что обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил, запрошенные по извещению об открытии дел (ИСХ-19/РЭК-96 от 15.01.2019 и ИСХ-19/РЭК-97 от 15.01.2019) представлены не в полном объеме, указать сроки установления тарифов на 2019 год для потребителей ООО «Коммуналсервис» не представляется возможным.

В пояснении также содержится сообщение о том, что за установлением тарифов на услуги в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2018 год ООО «Коммуналсервис» в РЭК Омской области не обращалось.

Из пояснения от 24.04.2019 №  ИСХ-19/РЭК-1653 РЭК Омской области следует, что 06.02.2019 ООО «Коммуналсервис» представило дополнительные документы, по результатам рассмотрения которых в адрес предприятия 12.02.2019 были направлены письма с повторным запросом информации, не представленной по запросам РЭК Омской области от 15.01.2019.

Далее в пояснении сообщается, что 07.03.2019 ООО «Коммуналсервис» в рамках открытых дел  были направлены новые тарифные заявки с предложением о дифференциации тарифов по сельским поселениям, в том числе с предложением об установлении отдельных тарифов в сфере водоснабжения для АО «ПРОДО Птицефабрика «Сибирская» и в сфере водоотведения для «Морозовская птицефабрика». Данные тарифные заявки были направлены посредством государственной информационной системы Омской области «Тариф» (далее – ГИС «Тариф»). 08.04.2019 предприятием посредством ГИС «Тариф» в адрес РЭК Омской области была направлена очередная тарифная заявка с предложением об увеличении отдельных статей расходов.

В данном пояснении содержится вывод о том, что на протяжении всего периода экспертизы предприятием неоднократно направлялись новые тарифные заявки и обосновывающие документы, что и привело к переносу сроков принятия решения по делу об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019 год.

К пояснению приложены копии переписки с  ООО «Коммуналсервис» по вопросам установления тарифов для данной организации, подтверждающей доводы, изложенные в указанных пояснениях РЭК Омской области.

Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения заявителя, а также представителей Ответчика и заинтересованного лица в процессе рассмотрения дела № 055/01/10-126/2019, установила следующие обстоятельства.

Администрацией Омского муниципального района для обеспечения услугами по централизованному водоснабжению и водоотведению населения, проживающего на территории Богословского, Ключевского Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области, а также расположенные в данных поселениях учреждения и организации, были предприняты меры для заключения концессионного соглашения с ООО «Коммуналсервис», предусматривающего передачу объектов водоснабжения и водоотведения на обслуживание ООО «Коммуналсервис».

С учетом пояснений Администрации Омского муниципального района и представленных документов Комиссией установлено, что Концессионное соглашение от 08.10.2018 заключено с ООО «Коммуналсервис» на основании  положений закона № 115-ФЗ.

В соответствии с Концессионным соглашением на обслуживание ООО «Коммуналсервис» были переданы объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (водопроводные и канализационные сети, скважины, водонасосные станции и т.д.), расположенные на территории Богословского, Ключевского Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области.

Распоряжением Администрации Омского муниципального района от 08.10.2018  № Р-18/ОМС-1901 ООО «Коммуналсервис» определено гарантирующей организацией для централизованных систем водоснабжения и водоотведения поселений, предусмотренных Концессионным соглашением.

Пунктом 41 Концессионного соглашения предусмотрено, что концессионер обязан при осуществлении деятельности осуществлять реализацию производимых услуг по водоснабжению и водоотведению по регулируемым ценам (тарифам) и (или) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам).

Следовательно, заключение концессионного соглашения не предоставляло право ООО «Коммуналсервис» осуществлять заключение договоров с потребителями услуг по водоснабжению и водоотведению без утвержденных в установленном порядке тарифов.

Однако еще до заключения Концессионного соглашения ООО «Коммуналсервис» без установления РЭК Омской области тарифа на холодное водоснабжение заключило договор № 69 холодного водоснабжения от 04.10.2018 с муниципальным казенным учреждением «Хозяйственное управление Администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области».

После заключения Концессионного соглашения ООО «Коммуналсервис» также без установленного тарифа на холодное водоснабжение заключило договор № 134 холодного водоснабжения от 07.12.2018 с казенным общеобразовательным учреждением Омской области «Красноярская адаптивная школа-интернат», и договор № 139 холодного водоснабжения от 11.12.2018 с казенным санаторным образовательным учреждением Омской области для детей, нуждающихся в длительном лечении «Красноярская лесная школа».

Из пояснения ответчика от 18.02.2019 № 55, а также представленного реестра договоров следует, что после заключения концессионного соглашения ООО «Коммуналсервис» заключило с потребителями более 12000 договоров холодного водоснабжения, а также единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

При заключении ООО «Коммуналсервис» указанных договоров использовало тарифы, которые были установлены  для организаций, в эксплуатации которых ранее  находились централизованные системы водоснабжения: тарифы для ООО «ВК-Севис» (приказ РЭК Омской 10.04.2018 № 34/22) и МУП «Водоканал ОМР» (приказы РЭК Омской области от 12.12.2017 № 425/76 и от 19.12.2017 № 569/79).

Пунктом 34 Основ ценообразования предусмотрено, что в отношении организации-правопреемника, которая в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке.

В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) под реорганизацией юридического лица понимается слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Такая реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Из представленного Устава ООО «Коммуналсервис», утвержденного решением единственного участника общества от 05.02.2019, не установлено фактов реорганизации ООО «Коммуналсервис» в какой-либо форме, предусмотренной статьей 57 ГК РФ.

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.12.2019 также не свидетельствует о реорганизации ООО «Коммуналсервис» в соответствии с положениями ГК РФ.

Кроме того в соответствии со статьей 58 ГК РФ правопреемство при реорганизации оформляется передаточным актом либо разделительным балансом. У ООО «Коммуналсервис» такие документы отсутствуют.

Таким образом Комиссией на основании положений статей 57 и 58 ГК РФ не установлено фактов, свидетельствующих о том,  что ООО «Коммуналсервис» является правопреемником ООО «ВК-Сервис» и МУП «Водоканал ОМР».

Необходимо также отметить следующее.

В пояснении от 29.04.2019 № 198 ООО «Коммуналсервис» сообщает, что поскольку в соответствии с определениями Омского районного суда от 11.01.2019 по делу № 2-3745/2016 и от 06.12.2017 по делу № 2-26/2017 объекты водоснабжения Омского района Омской области в полном объеме перешли от ООО «ВК Сервис» и МУП «Водоканал ОМР» к ООО «Коммуналсервис» границы эксплуатационной ответственности не изменены, ООО «Коммуналсервис» на правах правопреемника использует тарифы, установленные РЭК Омской области для организаций предшественников ООО «ВК-Севис» и МУП «Водоканал ОМР».

Вместе с тем из определений Омского районного суда от 11.01.2019 по делу № 2-3745/2016 и от 06.12.2017 по делу № 2-26/2017 следует, что суд установил процессуальное правопреемство и произвел замену должника в исполнительных производствах с МУП «Водоканал ОМР» на ООО «Коммуналсервис».

Судебными определениями установлено процессуальное правопреемство в исполнительном производстве по обеспечению населения питьевой водой в Чернолучинском городском поселении, а также в Новотроицком сельском поселении. Указанными судебными актами произведена замена должника МУП «Водоканал ОМР» на ООО «Коммуналсервис» в указанных поселених.

Однако централизованные систем водоснабжения Чернолучинского городского поселения и Новотроицкого сельского поселения не входят в границы поселений, предусмотренных Концессионным соглашением.

При указанных обстоятельствах ссылка ООО «Коммуналсервис» на пункт 34 Основ ценообразования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, которым предусмотрена возможность применения тарифов, установленных для организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке, является необоснованной.

Часть 6  статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) предусматривает, что оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено статьями 31 - 33 Закона № 416-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, которым утверждены «Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования) и  «Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Правила № 406)

В соответствии со статьей 31 Закона № 416-ФЗ и указанными нормативными правовыми актами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулированию подлежат:

тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

тариф на техническую воду;

тариф на транспортировку воды;

тариф на подвоз воды;

тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

тариф на водоотведение;

тариф на транспортировку сточных вод;

тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

Согласно пункту 12 Правил № 406 установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов на основании предложения регулируемой организации, которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил № 406).

Выше указано, что из полученной от РЭК Омской области информации (вх. от 20.02.2019 № 1676э) следует что ООО «Коммуналсервис» за установлением тарифов на услуги в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2018 год не обращалось.

При решении вопроса о возбуждении настоящего дела было учтено, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесено к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии.

В силу указанного Закона ООО «Коммуналсервис» является субъектом естественной монополии на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, поскольку на основании Концессионного соглашения оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Ростовкинского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области.

В силу с части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно  пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 года № 220 предусмотрено, что не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Проведенным аналитическим отделом Омского УФАС России Обзором состояния конкурентной среды на рынках услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территориях Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области установлено:

- временным интервалом оказания услуг по водоснабжению и водопотреблению является период с 04.10.2018 по день составления указанного Обзора;

- продуктовыми границами товарных рынков являются услуги по холодному водоснабжению и водоотведению;

- географические границы товарных рынков составляют территории Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области.

При этом Комиссией учтено, что РЭК Омской области установило для ООО «Коммуналсервис» тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение приказами от 07.05.2019 № 51/25 и № 52/25, которые вступили в силу с 24.05.2019.

В процессе рассмотрения дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1. Закона о конкуренции  07.06.2019  Комиссией принято, оглашено и направлено ООО «Коммуналсервис» и другим лицам, участвующим в деле, заключение об обстоятельствах дела № 055/01/10-126/2019.

После ознакомления с обстоятельствами дела № 055/01/10-126/2019, изложенными в заключении от 07.06.2019, ООО «Коммуналсервис» возражений, дополнительных пояснений, доводов и доказательств относительно установленного Комиссией нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не представило. От заявителя и заинтересованного лица также не поступили возражения, дополнительные письменные пояснения  и доказательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10).

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее -  Постановление Пленума ВАС РФ № 30) содержится разъяснение о том, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

С учетом изложенных обстоятельств, в том числе указанных выше нормативных правовых актов, Комиссией Омского УФАС России в действиях ООО «Коммуналсервис», выразившихся в оказании с 04.10.2018 услуг по водоснабжению и водоотведению на территориях Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области на основании заключенных договоров холодного водоснабжения либо единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, но без установленных РЭК Омской области тарифов на данные услуги, с нарушением положений статей 13, 31 -33 Закона № 416-ФЗ, а также положений Основ ценообразования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 установлено нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с установлением для ООО «Коммуналсервис» тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания данной организации.

На основании изложенного соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ООО «Коммуналсервис» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим на рынках услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в географических границах товарных рынков на территориях Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области.

2. Признать нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «Коммуналсервис», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением  на товарных рынках услуг по водоснабжению и водоотведению, совершенные путем оказания с 04.10.2018 услуг по водоснабжению и водоотведению на территориях Богословского, Ключевского, Ростовкинского, Надеждинского, Морозовского, Омского, Покровского, Андреевского, Петровского, Красноярского сельских поселений Омского муниципального района Омской области на основании заключенных договоров холодного водоснабжения либо единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения без установленных РЭК Омской области тарифов на данные услуги, что является нарушением порядка ценообразования в сфере оказания потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению, установленного нормами статей 13, 31 - 33 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также нормами Основ ценообразования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, в результате  чего были  ущемлены  интересы неопределенного круга потребителей указанных услуг.

3. Оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не установлено.

         4. Учитывая, что договоры холодного водоснабжения и водоотведения, заключенные ООО «Коммуналсервис» с потребителями данных услуг в 2018 году прекратили свои действия 31 декабря 2018 года в связи с истечением сроков их действия, а на оказываемые ООО «Коммуналсервис» услуги по холодному водоснабжению и водоотведению по договорам, заключенным на 2019 год, РЭК Омской области для ООО «Коммуналсервис» установило тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение приказами от 07.05.2019 № 51/25 и № 52/25, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

5. Материалы дела № 055/01/10-126/2019 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

           

Председатель комиссии                                                                                            <…>

 

Члены комиссии                                                                                                    <…>

                                                                                                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны