Определение б/н Нарушение требований частей 1 и 3 статьи 28 Федерального зак... от 25 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 055/05/28-517/2021 и назначении дела к рассмотрению
25 мая 2021 года г. Омск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>– врио заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью ломбард «Ясон» (ИНН <…>, ОГРН <…>, далее – ООО ломбард «Ясон») требований частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 05.04.2021 специалистом Омского УФАС России был установлен факт распространения на фасаде здания № 42 корпус 1 по проспекту Мира в городе Омске (здание торгового комплекса «Европа») рекламы следующего содержания:
- «Ломбард БЕЗ ШТРАФА 0,1%»;
- «ЛОМБАРД Основан в 2004 г. ЯСОН от 0,1%».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду и оказываемым им услугам - выдаче займов.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») указано, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 2 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.
На основании части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Частью 3 статьи 7 Закона «О ломбардах» установлено, что существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.
В вышеуказанной рекламе содержится информация только об одном существенном условии договора займа - процентной ставке (0,1%) при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что «в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг».
Вместе с тем на момент фиксации рекламы «Ломбард БЕЗ ШТРАФА 0,1%» информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в ней отсутствовала.
Согласно пояснениям ООО «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» «…Между ООО «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» и ООО ломбард «Ясон» 01.04.2021 года заключен договор № 123/21 НИ на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии с которым ООО ломбард «Ясон» представлено 2 места для установки и эксплуатации рекламной конструкции на фасаде здания…
В соответствии с п. 2.3.2 названного договора ООО ломбард «Ясон» обязан обеспечить соответствие содержания информации на рекламной конструкции требованиям Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 «О рекламе»…».
На запрос Омского УФАС России директор ООО ломбард «Ясон» <…> дословно пояснил следующее: «…вся реклама, которая была размещена нами на фасаде здания ТК «Европа» по адресу: Проспект Мира 42/1, была заказана у рекламного агентства ООО «София» и был разработан макет с прописанным текстом условий представления займа. Понимаю, что мной не было проконтролировано точность исполнения заказа.
На данный момент сделан заказ на размещение информационного текста на все наши рекламный площади в срок до 30.04.2021 г. …».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО ломбард «Ясон» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-517/2021 по признакам нарушения требований частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующими в деле:
-лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО ломбард «Ясон» (ИНН <…>, ОГРН <…>, адрес регистрации: <…>).
3. Назначить дело № 055/05/28-517/2021 к рассмотрению на 03 июня 2021 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ООО ломбард «Ясон» в срок до 01 июня 2021 года представить в адрес Управления письменный отзыв на настоящее определение (при необходимости).
В связи с эпидемиологической обстановкой рассмотрение дела осуществляется дистанционно.
Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС): https://fas3.tconf.rt.ru/c/6245733621.
С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.
Председатель Комиссии <…>