Решение б/н - от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 055/01/10-1018/2020

 

 

Резолютивная часть оглашена 23 марта 2021 года

изготовлено в полном объеме 05 апреля 2021 года                                                               г. Омск

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>- главного специалиста – эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

(далее – Комиссия Омского УФАС России, Комиссия),

рассмотрев дело № 055/01/10-1018/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное приказом Омского УФАС России № 216 от 14.10.2020 по заявлениям граждан в отношении ООО «Омская энергосбытовая компания» (далее –
ООО «ОЭК») по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившегося в заключении дополнительных соглашений с банками и иными организациями, предусматривающих взимание комиссионного вознаграждения банков с 13.09.2020 с граждан, проживающих на территории Омской области, при оплате коммунальных услуг (электроэнергии), что повлекло ущемление интересов неопределенного круга потребителей услуг ООО «Омская энергосбытовая компания»,

в присутствии на заседании представителя ответчика ООО «Омская энергосбытовая компания» <…> (доверенность);

в отсутствие надлежащим образом уведомленных заявителей: граждан и заинтересованного лица гр. <З…>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) 23.09.2020 (вх. № 10429 и вх. № 10430) поступили заявления граждан <Г…>, <Б…> и 19.10.2020 (вх. № 11541э) заявление гр. <З…>  (далее – Заявители), касающиеся взимания комиссии банка при оплате счета за коммунальные услуги (электроэнергию) с сентября 2020 года с плательщика. По мнению Заявителей комиссионное вознаграждение банков (далее – Комиссия) за перевод денежных средств за оплаченные коммунальные услуги включено в тариф на 2020 год, установленный Региональной энергетической комиссией Омской области (далее - РЭК Омской области).

В подтверждение указанных доводов, заявителем был приложен чек по операции Сбербанк Онлайн от 16.09.2020 об оплате по лицевому счету № 97013162045 за электроэнергию в сумме 411,24 рубля, обращение с ТКО – 95,37 рубля, общая сумма платежа 506,61 рубля, комиссия – 5,07 рубля.

В процессе рассмотрения указанных заявлений было установлено следующее.

Согласно информации РЭК Омской области (от 02.10.2020 исх. № ИСХ-20/РЭК-4868) при установлении тарифов на 2020 год платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении платы за коммунальные услуги, включены в состав экономически обоснованных расходов для ООО «ОЭК», АО «Омскгоргаз», ООО «Омская областная газовая компания», ООО «Газпром Межрегионгаз Омск», АО «Омск РТС»,
ООО «Теплогенерирующий комплекс», МП г. Омска «Тепловая компания», ООО «ПТЭ».

В связи с внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации вступившим в силу 13.09.2020 постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1164), РЭК Омской области 30.09.2020 в адрес ресурсоснабжающих организаций направлены письма о недопустимости отнесения на потребителей коммунальных услуг расходов на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги, в случае если такие затраты были учтены РЭК Омской области в тарифном решении для организации при установлении (корректировке) цен (тарифов) на 2020 год.

ООО «ОЭК» были предоставлены в Омское УФАС России следующие копии документов, изменяющих условия взимания платы за платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении потребителями платы за коммунальные услуги:

- с ООО «Стелсел» - <…>;

- с АО «ОТП Банк» <…>;

- с ООО НКО «Перспектива» - <…>;

- с АО «Газпромбанк» - <…>.

Между тем иные ресурсоснабжающие организации, которым при установлении тарифов на 2020 год по информации РЭК Омской области расходы на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, включены в состав тарифов не взимали с плательщиков плату за перевод денежных средств за коммунальные услуги.

Так, МП г. Омска «Тепловая компания» в ответ на запрос Омского УФАС России сообщило о том, что расчет между МП г. Омска «Тепловая компания» и организациями, оказывающими услуги по приему платежей от населения, производится в соответствии с условиями заключенных договоров, согласно которым комиссия удерживается из сумм, принадлежащих и подлежащих перечислению МП г. Омска «Тепловая компания». Данная комиссия с плательщиков не удерживается.

Кроме того, оплата за коммунальные ресурсы, поставляемые МП г. Омска «Тепловая компания», взимается по договорам с банками и иными организациями, в которых стороной, осуществляющей сбор платежей (агент), является ООО «ОЭК».

03.09.2020 ООО «ОЭК» направлены в адрес МП г. Омска «Тепловая компания» дополнительные соглашения об изменении порядка расчетов в части взимания комиссионного вознаграждения с Плательщиков с 13.09.2020 на основании Постановления
№ 1164 (исх. от 03.09.2020 № 5974-ДП). МП г. Омска «Тепловая компания», рассмотрев указанные дополнительные соглашения, приняло решение внести предложенные изменения с 01.01.2021, поскольку комиссионное вознаграждение Банкам было включено в тариф на 2020 год.

ООО «Газпром межрегионгаз Омск» сообщило о том, что договоры с платежными агентами на сбор денежных средств с населения не расторгались, расчет с платежными агентами осуществляется путем удержания (списания) сумм комиссионного сбора в момент перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Газпром межрегионгаз Омск».

АО «Омск РТС» пояснило, что в состав необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год, учтены расходы на оплату услуг по приему платежей, которые включают в себя расходы на услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

Между АО «Омск РТС» и банками заключены договоры о переводе денежных средств физических лиц, являющихся потребителями Общества.

АО «Омск РТС» осуществляет выплату банкам вознаграждения за оказанные услуги по переводу денежных средств. С 13.09.2020 АО «Омск РТС» продолжает работать с банками в рамках ранее заключенных договоров с выплатой вознаграждения за оказанные услуги по переводу денежных средств.

ООО «Омская областная газовая компания» также указало на то, что осуществляет выплату банкам вознаграждения за оказанные услуги по переводу денежных средств.

Из представленных письменных пояснений ПАО Сбербанк следует, что в сентябре 2020 года ООО «ОЭК» обратилось в банк по вопросу расторжения прежнего договора о переводе денежных средств физических лиц (по условиям которого комиссия взималась с получателя платежа) и заключения нового соглашения об информационно -  технологическом взаимодействии (по условиям которого комиссия с получателя платежа не взимается).

Проанализировав пояснения и документы, нормы действующего законодательства Российской Федерации, Омским УФАС России было установлено:

- ООО «ОЭК» является гарантирующим поставщиком на территории Омской области и единственным исполнителем коммунальной услуги, положение которого может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства (аналитический отчет от 18.08.2020);

- при вступлении Постановления № 1164 в силу ООО «ОЭК» инициировало изменение схемы взимания Комиссии банков и иных организаций при оплате коммунальных услуг, направив письма об изменении условий договора в части изменения стороны, оплачивающей комиссионное вознаграждение при внесении платы за коммунальные услуги: до 13.09.2020 оплату платежных услуг (Комиссии) производило ООО «ОЭК», с 13.09.2020 – Плательщик.

Вышеуказанные действия ООО «ОЭК» при наличии информации РЭК Омской области о включении в тариф для ООО «ОЭК» на 2020 год расходов на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями при внесении потребителями платы за коммунальные услуги, содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении дополнительных соглашений с банками и иными организациями, предусматривающих взимание комиссионного вознаграждения банков с 13.09.2020 с граждан, проживающих на территории Омской области, при оплате коммунальных услуг (электроэнергии), что повлекло ущемление интересов неопределенного круга потребителей услуг ООО «ОЭК».

В связи с чем приказом руководителя Омского УФАС России № 216 от 14.10.2020 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-1018/2020.

 

2. В процессе рассмотрения дела № 055/01/10-1018/2020 ООО «ОЭК» привело следующие доводы.

Приказом РЭК Омской области от 30.12.2019 № 574/90 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО «ОЭК» в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования), приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (далее - Методические указания) ООО «ОЭК» была установлена, в том числе эталонная сбытовая надбавка для тарифной группы потребителей «население и приравненные к нему категории потребителей».

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Как установлено подпунктом е) пункта 24 Методических указаний постоянные компоненты эталона затрат гарантирующими поставщиками (далее - ГП) для подгрупп потребителей «население, проживающее в городских населенных пунктах», «население, проживающее в сельских населенных пунктах», «исполнители коммунальных услуг", "прочие потребители, приравненные к населению», включают в себя в том числе постоянный компонент на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) различными способами, в том числе непосредственно ГП без оплаты комиссии, согласно приложению № 3 к Методическим указаниям.

По мнению ООО «ОЭК» в эталонной сбытовой надбавке не могло быть предусмотрено расходов по приему платежей потребителей коммунальных услуг, осуществляемых непосредственного банками и платежными агентами, а после вступления в силу Постановления № 1164 «наступил» прямой запрет таких действий. ООО «ОЭК» прекратило соответствующие расходы, путем внесения изменений в условия договоров с кредитными организациями и ФГУП «Почта России» с 13.09.2020. Условия действующих договоров по обеспечению приема платежей были изменены путем направления данным контрагентам дополнительных соглашений к действующим договорам, исключающих обязанность
ООО «ОЭК» возмещать затраты за прием коммунальных платежей.

В то же время, возможность для потребителей вносить плату за коммунальный ресурс без комиссии ООО «ОЭК» сохранило. Такая возможность обеспечена потребителям, если оплата производится через кассы клиентских офисов г. Омска и Омской области наличными денежными средствами и при безналичных расчетах с помощью пластиковых карт международных платежных систем Visa и MasterCard, а также национальной платежной системы Мир. Кроме того, для потребителей также сохранена возможность осуществления удаленных расчетов с использованием инструментов указанных платежных систем, при оплате через телекоммуникационную сеть Интернет на сайте ООО «ОЭК» по реквизитам банковских пластиковых карт.

Эквайринговые услуги ООО «ОЭК» предоставляет АО «Газпромбанк» по договорам от 04.06.2014 №  05.101.265.14 (оплата через сеть Интернет) и с использованием устройств для приема платежей по банковским картам в кассах ООО «ОЭК» - от 05.05.2015
№ 29.101.160.15.

В письме от 02.10.2020 № ИСХ-20/РЭК-4903 РЭК Омской области указано, что при установлении цен (тарифов) в электроэнергетике на 2020 год расходы потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги, подлежали учету в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регулируемых организаций.

Однако информация о структуре необходимой валовой выручки ООО «ОЭК», используемой для целей расчета сбытовых надбавок на 2020 год, содержится в выписке из протокола заседания правления РЭК от 30.12.2019 по вопросу установления сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика ООО «ОЭК» на 2020 год (далее - Выписка). Выписка не содержит информацию об учете в НВВ ООО «ОЭК» на 2020 год расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

Кроме того, ООО «ОЭК» считает необходимым отметить, что, поскольку установление сбытовых надбавок ООО «ОЭК» на 2020 год осуществлялось исходя из 100% доли эталонной выручки, изъятие расходов на оплату услуг платежных агентов при установлении сбытовых надбавок ООО «ОЭК» за 2020 г. противоречит абзацу 15 пункта 65 Основ ценообразования, в соответствии с которым: при определении эталонной выручки (необходимой валовой выручки) гарантирующего поставщика с использованием метода сравнения аналогов при определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов гарантирующего поставщика не учитывается отклонение фактических расходов от эталонов затрат гарантирующего поставщика в доле, соответствующей доле эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине эталонной выручки (необходимой валовой выручки), определяемой в соответствии с графиком поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика.

Согласно разъяснению Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции» (утв. протоколом Президиума
ФАС России от 07.06.2017 № 11), при определении обстоятельств осуществления
хозяйствующим субъектом своего субъективного права должны приниматься во внимание требования специального закона, предоставляющего соответствующее право и определяющего порядок его реализации. Так, не может быть признана злоупотреблением доминирующим положением реализация хозяйствующим субъектом права тем способом и в той форме, которые прямо предписаны специальным законодательством.

На основании вышеизложенного ООО «ОЭК» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На заседаниях Комиссии Омского УФАС России представители ООО «ОЭК» подтвердили доводы, изложенные в письменных пояснениях, представленных в Омское УФАС России в процессе рассмотрения дела № 055/01/10-1018/2020 о нарушении антимонопольного законодательства; также указали на то, что в действиях ООО «ОЭК» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. РЭК Омской области в процессе рассмотрения дела предоставило следующее информацию.

В ответе на запрос информации от 30.10.2020 № 04-10621 РЭК Омской области указало, что расходы на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) различными способами, в том числе непосредственно гарантирующему поставщику без оплаты комиссии, учтены в необходимой валовой выручке ООО «ОЭК» при установлении сбытовых надбавок на 2020 год в сумме 120,313 млн руб.

Затем в Омское УФАС России поступила копия постановления РЭК Омской области
№ 04-03/76-3-74 о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 25.11.2020 (далее – постановление № 04-03/76-3-74),
в связи с отсутствием события административного правонарушения, вынесенного в отношении ООО «ОЭК» по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, касающегося указанных обстоятельств.

Из постановления № 04-03/76-3-74 следует, что в материалах указанного дела не содержится документов (сведений, информации), на основании которых можно было бы сделать однозначный вывод, что в эталонной сбытовой надбавке на 2020 год, установленной ООО «ОЭК», учтены затраты на компенсацию банкам и платежным агентам
(в т.ч. ПАО «Сбербанк России») стоимости платежных услуг по приему платежей за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую ООО «ОЭК».
Кроме того, действующее законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики также не позволяет произвести корректировку сбытовой надбавки ООО «ОЭК» на 2022 год путем изъятия учтенных в сбытовой надбавке на 2020 год денежных средств на оплату платежных услуг по приему вышеуказанных платежей.

 

4. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
№ 055/01/10-1018/2020 Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.

Приказом Министерства энергетики № 1300 от 29.11.2019 с 1 января 2020 года
ООО «ОЭК» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны
АО «Петербургская сбытовая компания» на территории Омской области в рамках административных границ Омской области.

22.11.2019 ООО «ОЭК» обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии. Из анализа обосновывающих материалов к заявлению ООО «ОЭК» установлено, что Обществом произведен расчет сбытовой надбавки в соответствии с Методическими указаниями
ФАС России исходя из эталонной выручки гарантирующего поставщика, определенной методом сравнения аналогов.

Суть указанного метода состоит в ограничении (или нормировании) операционных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования.

В составе необходимой валовой выручки (НВВ) гарантирующего поставщика при расчете сбытовых надбавок учитываются:

- Эталонная выручка (постоянная компонента, расходы на уплату процентов по заемным средствам в году, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в отношении населения, расчетная предпринимательская прибыль ГП на расчетный период регулирования).

- Неподконтрольные расходы ГП (амортизационные отчисления, налоги, капитальные вложения, выпадающие расходы).

Методическими указаниями для подгрупп потребителей «население, проживающее в городских населенных пунктах», «население, проживающее в сельских населенных пунктах», «исполнители коммунальных услуг», «прочие потребители, приравненные к населению» предусмотрены следующие постоянные компоненты – «эталоны затрат»:

а) на оплату труда;

б) на содержание помещений;

в) на печать и доставку документов;

г) на организацию работы колл-центров, взаимодействие с потребителями (покупателями) через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

д) на организацию сбора и обработки показаний приборов учета;

е) на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) различными способами, в том числе непосредственно ГП без оплаты комиссии (далее - расходы на внесение платы);

ж) на накладные расходы.

Величины «эталонов затрат» содержатся в приложениях к Методическим указаниям в виде матриц «эталонов затрат», дифференцированных по статьям расходов, масштабам деятельности, регионам функционирования и потребителям электрической энергии. Эталоны затрат установлены ФАС России в рублях на одну точку поставки.

Приказом РЭК Омской области от 30.12.2019 № 574/90 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ООО «ОЭК» была установлена сбытовая надбавка ГП для поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке в соответствии с Методическими указаниями. При установлении тарифа РЭК Омской области с учетом количества приведенных точек поставки ООО «ОЭК» определена пятая группа масштаба деятельности.

Исходя из вышеизложенного, в НВВ ООО «ОЭК» включены расходы на внесение платы в соответствии с таблицей 6.5. (для пятой группы масштаба) приложения № 3 Методических указаний в следующем размере на точку поставки (в ценах 2016 г.):

- для подгруппы потребителей «городское население» <…> рублей;

- для подгруппы потребителей «сельское население» - <…>рублей.

С учетом индексов потребительских цен (на 2017 год -1,037, на 2018 год -1,029, на 2019 год – 1,047, на 2020 год – 1,030) и количества точек поставки ООО «ОЭК» («городское население»  - 652 300, «сельское население» -232 500) расходы на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы при утверждении тарифа на 2020 год включены в НВВ ООО «ОЭК» в  объеме 120 313 038,83 рублей.

Комиссия отмечает, что указанное значение снижено РЭК Омской области относительно значения, предложенного ООО «ОЭК» в материалах к заявлению об установлении тарифа, на 2 693 202,03 рублей в связи с

- корректировкой точек поставки[1];

- применением отличных от предложенных ООО «ОЭК» индексов потребительских цен на 2017 -2020 годы[2].

Из чего Комиссия Омского УФАС приходит к выводу о том, что Общество обладало информацией об объеме расходов, включенных в тариф. Из пояснений представителей Ответчика до возбуждения дела № 055/01/10-1018/2020 ООО «ОЭК» не производило анализ соотнесения расходов, включенных в тариф, с объемом фактически понесенных Обществом расходов в части затрат на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (протокол заседания Комиссии Омского УФАС России  от 25.01.2021).

Обществом представлены данные о размере вознаграждения платежных агентов, связанного с внесением платы населением (руб. без НДС):

Платежный агент

2019 год

2020 год (январь – сентябрь)

с 13.09.2020 комиссию оплачивал Плательщик

январь - август 2019 года

январь - август 2020 года

Почта России

<…>

<…>

<…>

<…>

ПАО «Сбербанк»

<…>

<…>

<…>

<…>

Иные каналы сбора ДС

<…>

<…>

<…>

<…>

АО «ОТП банк»

<…>

<…>

<…>

<…>

АО «Россельхозбанк»

<…>

<…>

<…>

<…>

АО «Газпромбанк»

<…>

<…>

<…>

<…>

ИТОГО:

<…>

<…>

<…>

<…>

**Комиссией Омского УФАС России произведен расчет гипотетического размера вознаграждения платежных агентов за полный 2020 год на основании данных за 8 месяцев 2020 года.

Объем расходов Общества в связи с внесением платы за коммунальные ресурсы непосредственно ГП по информации ООО «ОЭК» в 2019-2020 годах составил:

Период

Объем расходов (руб. без НДС)

2019 год (9 кассиров 8 касс)

15 225 838,63

2020 год (9 кассиров 8 касс)

13 298 174,41

 

Таким образом, объем фактических расходов, связанных с обеспечением потребителю (покупателю) возможности внесения платы, с учетом вознаграждения платежным агентам Общества, в сентябре 2020 года не превысил годовой объем расходов, учтенных в тарифе, а, кроме того, даже годовой объем фактических затрат не превысил бы размера затрат, учтенного в тарифе на 2020 год.

Вместе с тем, при установлении тарифов для ООО «ОЭК» метод экономически обоснованных затрат не применялся.

Принимая во внимание, что тариф ООО «ОЭК» установлен методом сравнения аналогов на основании утвержденных ФАС России размеров «эталонов», Комиссия Омского УФАС России сделала вывод о необходимости направления запроса разъяснений в ФАС России, которым просила разъяснить наличие или отсутствие расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в составе эталонов затрат ГП на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) различными способами.

При формировании запроса Омское УФАС России акцентировало внимание
ФАС России на следующее:

- в названии постоянной компоненты на внесение платы присутствуют синтаксические отношения, а именно, указание на целое («различными способами») и его часть, которая уточняется («в том числе непосредственно ГП без оплаты комиссии»), т.е. само название компоненты не может исключать иные способы внесения платы;

- размеры постоянной компоненты в Методических указаниях утверждены в 2017 году (до изменений в законодательстве об исключении Комиссии банков из состава экономически обоснованных расходов).

ФАС России в ответ на запрос разъяснений сообщило следующее.

Постановлением № 1164 внесены изменения в Основы ценообразования.

Согласно данным изменениям с 13.09.2020 года не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, кредитные организации принимают платежи потребителей коммунальных услуг (плательщиков) на основании соглашений (договоров), предусматривающих оплату комиссионного вознаграждения плательщиком. При этом комиссию банку оплачивает потребитель (плательщик) при внесении платежа.

Аналогично, статья 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ
«О почтовой связи» предусматривает, что услуги почтовой связи оказываются
операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Таким образом, в соответствии с Постановлением № 1164 запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций касается исключительно расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги (комиссий), взимаемых банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1.9 положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» под эквайрингом понимается осуществление расчетов кредитными организациями (эквайрерами) с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдача наличных денежные средств держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций.

Таким образом, договоры эквайринга являются одним из видов договора об организации безналичных расчетов и функционируют в сфере правоотношений между ресурсоснабжающими организациями и кредитными и иными организациями.

Исходя из вышеизложенного, расходы ресурсоснабжающих организаций, связанные с организацией безналичных платежей, в том числе с обработкой и проведением платежей в интересах получателей платежей - юридических лиц, не относятся к расходам потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные расходы могут учитываться в необходимой валовой выручке в случае их признания экономически обоснованными в соответствии с Основами ценообразования.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитывается эталонная выручка ГП.

В силу пункта 12 Методических указаний в состав эталонной выручки включается в том числе составляющая, рассчитываемая как произведение прогнозного количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций), суммы постоянных компонентов эталонов затрат для соответствующей группы (подгруппы) потребителей (сетевых организаций) и индекса потребительских цен в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период регулирования по отношению к году, в ценах которого были определены эталонные затраты.

Пунктом 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 предусмотрено, что обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии с определенными требованиями, одним из которых является обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) различными способами, в том числе непосредственно ГП без оплаты комиссии.

В соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 65 (2) Основ ценообразования в состав постоянных компонентов эталонов затрат ГП включаются расходы на обеспечение потребителю (покупателю) возможности внесения платы по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) различными способами, в том числе непосредственно ГП без оплаты комиссии.

Таким образом, в составе необходимой валовой выручки (эталонной выручки) ГП учтены расходы, позволяющие произвести оплату потребителю без комиссии непосредственно ГП (через очные (офисы ГП), а также дистанционные (личный кабинет на сайте ГП) каналы).

Учитывая позицию ФАС России, Комиссия Омского УФАС России сделала вывод о необходимости прекращения рассмотрения дела.

При этом, Комиссией установлено, что возможность для потребителей вносить плату за коммунальный ресурс без комиссии ООО «ОЭК» сохранило. Такая возможность обеспечена потребителям, если оплата производится через кассы клиентских офисов в г. Омске и Омской области наличными денежными средствами и при безналичных расчетах с помощью пластиковых карт международных платежных систем Visa и MasterCard, а также национальной платежной системы Мир. Кроме того, для потребителей также сохранена возможность осуществления удаленных расчетов с использованием инструментов указанных платежных систем, при оплате через телекоммуникационную сеть Интернет на сайте
ООО «ОЭК» по реквизитам банковских пластиковых карт.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Омского УФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. На основании пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006                   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 055/01/10-1018/2020 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Омская энергосбытовая компания».

 

 

Председатель комиссии                                                                                                     <…>

 

Члены комиссии                                                                                                           <…>

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 


[1] по группе потребителей «городское население» РЭК Омской области принято 652 300 точек поставки, предложено ОЭК – 655 847; по группе потребителей «сельское население» принято РЭК Омской области 232 500 точек поставки, предложено ОЭК – 233 196.

[2] ООО «ОЭК» при расчете применены индексы 2017 год -1,0368, на 2018 год -1,043, на 2019 год – 1,043, на 2020 год – 1,038.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны