Определение б/н определение о возбуждении дела от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/18-173/2024 и назначении дела к рассмотрению

 26 февраля 2024 года

 г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (…) - заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения «Азиатско-Тихоокеанский банк» (АО) требований части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступило обращение гражданина по факту направления 19.12.2023 на его абонентский номер +7(…) смс - сообщения «Праздничный кредит до 5 млн. р. от 2,5 % 88007557007 оформи в АТБ (АО)!» от абонента с буквенным наименованием «АТВ».

По мнению заявителя, информация, содержащаяся в смс-сообщении, является рекламой, распространенной без предварительного согласия на ее получение.

В качестве доказательства поступления смс-сообщения заявителем представлен скриншот экрана телефона.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказать наличие согласия абонента на получение рекламы, и именно он несет ответственность за распространение ненадлежащей рекламы.

Факт поступления смс-сообщения на абонентский номер +7(…) также подтвержден оператором связи ПАО (…) посредством представленной детализации телефонных соединений.

В рамках рассмотрения обращения ООО «СМС Трафик» представлена информация (вх. № 1621-ЭП/24 от 20.02.2024) о том, что «инициатором рассылки данного SMS-сообщения является АО «Азиатско-Тихоокеанский банк» (ОГРН 1022800000079, юридический адрес: 675004, Амурская область, город Благовещенск, Амурская ул., д. 225)».

Кроме того, ООО «СМС Трафик» представлена копия письма «Азиатско-Тихоокеанский банк» (АО) от 02.02.2024 № 126-0202/247, содержащего следующую информацию: «Номер телефона 8 (…) принадлежит клиенту ПАО «КВАНТ МОБАЙЛ БАНКА» (…) (далее - Клиент), который предоставил согласие на получение рекламных коммуникаций при открытии банковского счета № (…).

В связи с тем, что вышеуказанный счет закрыт 24.01.2018 Банком осуществлено уничтожение банковского досье Клиента, в том числе документов, подтверждающих согласие Клиента на получение рекламных коммуникаций».

Указанное свидетельствует о том, что у банка отсутствуют документальные доказательства, подтверждающие распространение рекламы «Праздничный кредит до 5 млн. р. от 2,5 % 88007557007 оформи в АТБ (АО)!» с предварительного согласия абонента +7(…) на ее получение.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дано понятие «финансовая услуга» - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Центральным банком Российской Федерации «Азиатско-Тихоокеанский банк» (АО) 02.12.2020 выдана универсальная лицензия № 1810 на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на осуществление банковских операций с драгоценными металлами.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Пунктом 10 части 4 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предусмотрена обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

С учетом изложенного реклама кредита с указанием процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений полной стоимости кредита.

Направленная в адрес абонента реклама содержит наименование лица, предоставляющего кредит - банк «АТБ» (АО), однако при этом обозначены лишь два условия предоставления финансовой услуги: процентная ставка и срок: «до 5 млн. р. от 2,5 %».

Иная информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в распространенной в адрес абонента +7(…) в рекламе отсутствовала.

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», «Азиатско-Тихоокеанский банк» (АО) является рекламодателем и рекламораспространителем.

Ответственность за нарушение пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель, за нарушение части 1 статьи 18 - рекламораспространитель (части 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 055/05/18-173/2024 по признакам нарушения требований части 1 статьи 18, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – (…)

 заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью «СМС Трафик», ИНН 7705642257, ОГРН юридический адрес: 115088, г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, дом 20 А, строение 4, 1 подъезд, 2 этаж;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - «Азиатско-Тихоокеанский банк» (Акционерное общество), ИНН 2801023444, ОГРН 1022800000079, адрес: 675004, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 225.

3. Назначить дело № 055/05/18-173/2024 к рассмотрению на 19.03.2024 в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. «Азиатско-Тихоокеанский банк» (АО) в срок до 15.03.2024 представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение с приложением документов, обосновывающих позицию.

Рассмотрение дела может осуществляться дистанционно. Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем видеоконференцсвязи: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0975239003.

С инструкцией для участников видеоконференцсвязи можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны