Решение №№ 055/01/10-765/2020 РЕШЕНИЕ о прекращении дела № 055/01/10-765/2020 от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ   АНТИМОНОПОЛЬНАЯ   СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Омской области

 

пр-кт  К. Маркса, 12 А, г. Омск, 644010,  e-mail: to55@fas.gov.ru              тел. (3812) 32-06-96, факс (3812) 32-06-96

РЕШЕНИЕ

о прекращении дела № 055/01/10-765/2020

 

Резолютивная часть оглашена 28.10.2020

изготовлено в полном объеме  12.11.2020                                                                                   г. Омск                                                      

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела № 055/01/10-765/2020 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

 (далее – Комиссия),

в присутствии:

- представителя ответчика АО «Исилькульский элеватор» - <…>;

- представителя заинтересованного лица ООО Объединение «Союзпищепром» - <…>,

в отсутствие представителей заинтересованных лиц ООО «Сибирский КХП»,
АО «Макфа», ООО «Торговый дом Веселый мельник», ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов», уведомленных надлежащим образом о дне, времени и месте проведения заседания Комиссии,

рассмотрев в заседаниях Комиссии материалы дела № 055/01/10-765/2020 в отношении АО «Исилькульский элеватор», возбужденного по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-765/2020 возбуждено приказом Омского УФАС России № 150 от 03.08.2020:

- по материалам, полученным в процессе выполнения поручений ФАС России от 21.05.2020 № ПЗ/427/46/20 (вх. от 22.05.2020 № 5430э); от 15.04.2020 № ЦА/31886/20 (вх. от 15.04.2020 № 3798э), от 16.04.2020 № ЦА/32366/20 (вх. от 17.04.2020 № 3894э);                       от 21.05.2020 № ПЗ/42746/20 (вх. от 22.05.2020 № 5430э) в том числе информации, поступившей от ООО «Объединение «Союзпищепром» (вх. от 02.06.2020 № 5990э),                 ООО «ТД Весёлый мельник» (вх. от 01.06.2020 № 5933), ООО «Сибирский КХП»                           (вх. от 02.06.2020 № 6003э) и АО «Макфа» (вх. от 01.06.2020 № 5894э);

- по материалам, полученным при участии в проведенной прокуратурой Омской области проверке (вх. от 06.05.2020 № 4596) на соответствие части 1 статьи 10 Закона                    о защите конкуренции действий (бездействия) элеваторов, расположенных на территории Омской области, при заключении договоров хранения и отгрузки зерна с хозяйствующими субъектами - покупателями зерна из интервенционного фонда.

При рассмотрении Омским УФАС России  вышеуказанных материалов было установлено следующее.

АО «Исилькульский элеватор» (ИНН 5514001322, ОГРН 1025501577386, адрес регистрации: ул. Деповская, 24, г. Исилькуль, 646025, Исилькульский район, Омская область) оказывает услуги по хранению и отгрузке зерна интервенционного фонда.

21.04.2020 (вх. № 4043) Омским УФАС России была получена информация от
АО «Исилькульский элеватор» (далее также Элеватор) о стоимости услуг по хранению и отгрузке зерна в следующих размерах:

- хранение зерна от 69,35 до 70,00 рублей за тонну в месяц (в разрезе договоров с АО «Объединённая зерновая компания» (далее – АО «ОЗК»);

- стоимость услуг по отгрузке тонны зерна (без НДС):

 

Показатели

 

Объем хранимого зерна, т.

 

 

< 5000

5 000-10 000

10 000-15 000

> 15 000

Период

хранения, мес.

до 1

1 073,57 р.

912,53 р.

805,18 р.

697,82 р.

1-3

912,53 р.

805,18 р.

697,82 р.

590,46 р.

3-6

805,18 р.

697,82 р.

590,46 р.

483,11 р.

> 6

697,82 р.

590,46 р.

483,11 р.

375,75 р.

 

Таким образом, тарифы на отгрузку зерна АО «Исилькульский элеватор», в соответствии с указанным письмом, были установлены в зависимости от двух составляющих: срока хранения зерна и объёма хранимого зерна.

При этом Омское УФАС России отмечает, что процессы хранения и отгрузки являются последовательными, технологически самостоятельными, т.е. отгрузка одинакового объёма зерна с разными сроками хранения не различается по объёму временных и трудозатрат, следовательно, отсутствуют как технологические, так и экономические основания для установления различной стоимости отгрузки зерна в зависимости от сроков его хранения.

Принимая во внимание, что стоимость отгрузки установлена на единицу отгружаемого товара, Омское УФАС России полагает, что, учитывая отсутствие зависимости стоимости услуги на единицу от объёма хранимого зерна, то                                      у АО «Исилькульский элеватор» отсутствовали основания для установления различной стоимости отгрузки зерна в зависимости от объёмов хранимого зерна.

АО «Исилькульский элеватор» - коммерческая организация, одним из видов деятельности которой, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, является хранение и складирование зерна. В частности, АО «Исилькульский элеватор» является хранителем зерна интервенционного фонда.

Правоотношения по хранению зерна интервенционного фонда между государственным агентом - АО «Объединенная зерновая компания» и
АО «Исилькульский элеватор» регулируются договорами                                                                № 0000000008220РАА0002/776/14 от 30.12.2014, № 0000000008220РАА0002/581/14                    от 31.12.2015, № 0000000008220РАА0002/386/14 от 06.07.2015. Свою деятельность
АО «Исилькульский элеватор» осуществляет по адресу: ул. Деповская, 24, г. Исилькуль, 646025, Исилькульский район, Омская область.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных интервенций в границах территории, ограниченной границами элеватора, АО «Исилькульский элеватор» является единственным участником рынка с долей 100%, следовательно, в соответствии со статьёй 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на указанном рынке.

На основании вышеизложенного АО «Исилькульский элеватор» подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Действия АО «Исилькульский элеватор», выразившиеся в установлении (согласно информации, представленной Ответчиком 24.04.2020 вх. № 4043) экономически, технологически и иным образом не обоснованных различных цен на услуги по хранению и отгрузке зерна противоречат пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 Принимая во внимание вышеизложенное и на основании части 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Омским УФАС России АО «Исилькульский элеватор» было выдано предупреждение № 055/01/10-673/2020 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 30.06.2020 исх. № 04-6098 (далее – Предупреждение), которым Омское УФАС России предупредило АО «Исилькульский элеватор» о необходимости совершения в пятнадцатидневный срок с момента получения настоящего предупреждения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем:

- прекращения применения практики установления различных цен (тарифов) на услуги по отгрузке зерна государственного интервенционного фонда;

- осуществления действий, направленных на приведение условий заключенных договоров хранения в соответствие с требованиями действующего законодательства при последующем исполнении договоров.

О выполнении Предупреждения, либо об отказе в его выполнении необходимо было письменно сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

Указанное Предупреждение было направлено на имя Генерального директора
АО «Исилькульский элеватор» Родиной О.А. по адресу регистрации юридического лица (646025, Омская область, г. Исилькуль, ул. Деповская, 24, заказным почтовым отправлением (исх. № 04-6098 от 30.06.2020, почтовый идентификатор 644973 42 85507 4), а также по электронной почте: e-mail: 21702@elis55.ru. В соответствии с отчетом, сформированным на официальном сайте Почты России, почтовое отправление было вручено адресату 08.07.2020.

В ответ на Предупреждение АО «Исилькульский элеватор» письменно сообщило (вх. № 8155 от 22.07.2020) об отсутствии возможности выполнить требования антимонопольного органа, поскольку Общество не нарушает антимонопольное законодательства, не устанавливает различные цены за услуги элеватора. При этом                       в ответе на Предупреждение АО «Исилькульский элеватор» не указало, что различная стоимость услуг по отгрузке зерна, представленная Ответчиком 24.04.2020 вх. № 4043,                        не применяется при заключении договоров с контрагентами, в зависимости от объема хранимого зерна и периода его хранения.

К письменным пояснениям были приложены копии договоров хранения зерна запасов интервенционного фонда, заключенных с ОАО «Объединенная зерновая компания», а также договоров возмездного оказания услуг, упомянутых в Предупреждении и аналогичных договоров, заключенных АО «Исилькульский элеватор» (Хранителем) с другими Владельцами зерна.

Посчитав указанное Предупреждение не исполненным, а также оценив возможность ущемления прав контрагентов Ответчика, в случае передачи на хранение различных объемов зерна и различных периодов его хранения, Омское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/10-765/2020 в отношении АО «Исилькульский элеватор» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 Проанализировав имеющиеся в деле материалы, а также представленные при рассмотрении настоящего дела письменные пояснения и документы АО «Исилькульский элеватор» (вх. от 24.08.2020 вх. № 9305, от 25.08.2020 № 9300э, от 25.08.2020 № 9391э,              от 25.08.2020 № 9393э, от 10.09.2020 № 10028, от 14.09.2020 № 10093э, от 15.09.2020                 № 10135, от 18.09.2020 № 10280, от 23.10.2020 № 11774э),
АО «Макфа» (вх. от 26.08.2020 № 9428, 9308э), ООО «ТД «Веселый мельник» (вх.                    от 20.08.2020 № 9225э) и  ООО  «Сибирский КХП» (вх. от 25.08.2020 № 4360э), Омское УФАС России пришло к следующим выводам.

АО «Исилькульский элеватор» заключены следующие договоры возмездного оказания услуг с хозяйствующими субъектами:

- договор № 46 возмездного оказания услуг от 11.12.2019 с ООО «Объединение «Союзпищепром» (в том числе договор оказания услуг по сопровождению от 11.12.2019);

- договор № 52 возмездного оказания услуг от 28.04.2020 с АО «Макфа»;

- договор № 54 возмездного оказания услуг от 08.05.2020 с ООО «ТД Веселый мельник»;

- договор № 56 возмездного оказания услуг от 14.05.2020 с ООО «Сибирский КХП».

Из анализа условий указанных договоров следует, что стоимость хранения зерна по договорам:

№№

Реквизиты договора

Собственник зерна

Объем

тонн

Стоимость хранения

руб./тн

Стоимость отгрузки

руб./тн с НДС

1

54 от 08.05.2020 

ООО «ТД Весёлый мельник»

н/д

69,35 – 70,00

а/т: 636,84

2

56 от 14.05.2020 

ООО «Сибирский КХП»

945

69,35 – 70,00

а/т: 636,84

3

46 от 11.12.2019 

ООО «Объединение «Союзпищепром» 

1 917

50,40

а/т: 400,00

ж/д: 177,97

+ 60 (сопровожд.)

4

52 от 28.04.2020

АО «Макфа»

3 915

70, 00

ж/д: 977,97

 

В соответствии с пояснениями АО «Исилькульский элеватор» от 25.10.2020, представленными к заседанию Комиссии, договоры возмездного оказания услуг были также заключены с ООО «Фудагро» (№ 55 от 08.05.2020), с ОАО «Мельница» (№ 14 от 11.09.2020), стоимость отгрузки по указанным договорам составила 636,84 руб./тн.

Омским УФАС России в процессе рассмотрения дела, с учетом представленных сведений, было установлено, что по всем вышеуказанным договорам, объем хранимого зерна составил менее 5000 тонн, а срок хранения был установлен в пределах 1-3 месяца, при этом стоимость отгрузки (636,84 руб./тн) не соответствовала указанным в письме от 21.04.2020 тарифам на отгрузку зерна при указанных параметрах объёма хранимого зерна и сроков его хранения - 912,53 руб./тн.

Таким образом, АО «Исилькульский элеватор» не применяло тарифы на отгрузку зерна, сведения о которых были представлены письмом в Омское УФАС России                        от 21.04.2020 (вх. 4043), предусматривающие установление различной стоимости в зависимости от двух составляющих: срока хранения зерна и объёма хранимого зерна, и, как следствие, не устанавливало различную стоимость отгрузки зерна для ООО «Объединение «Союзпищепром», ООО «ТД Весёлый мельник», ООО «Сибирский КХП», АО «Макфа», ООО «Фудагро», ОАО «Мельница».

Кроме того, АО «Исилькульский элеватор» представило информацию, в соответствии с которой остаток переданного на хранение зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в рамках товарных интервенций по состоянию на 01.09.2020 отсутствует, что свидетельствует об исполнении договоров.

В связи с чем у АО «Исилькульский элеватор» отсутствует необходимость и возможность заключения соответствующих договоров с хозяйствующими субъектами,      и следовательно – возможность нарушения прав потенциальных контрагентов Ответчика.

Также в процессе рассмотрения настоящего дела от заинтересованных лиц информации о том, что Ответчиком были нарушены их законные права и интересы не поступало.

По результатам проведённого при рассмотрении настоящего дела анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по хранению зерна, приобретённого из федерального интервенционного фонда в рамках товарных интервенций, в географических границах Элеватора положение АО «Исилькульский элеватор» может быть признано доминирующим при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и в рамках контроля за экономической концентрацией в соответствии с условиями части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу, что АО «Исилькульский элеватор» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг элеватора по хранению и отгрузке зерна интервенционного фонда на территории АО «Исилькульский элеватор».

Комиссия, оценив представленные в материалы антимонопольного дела пояснения и документы, выслушав на заседаниях Комиссии представителей Заявителя и Ответчика, считает, что признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленные при рассмотрении материалов, полученных в процессе выполнения поручений ФАС России от 21.05.2020 № ПЗ/427/46/20 (вх. № 5430э от 22.05.2020); от 15.04.2020 № ЦА/31886/20 (вх. от 15.04.2020 № 3798э), от 16.04.2020 №

ЦА/32366/20 (вх. Управления от 17.04.2020 № 3894э); от 21.05.2020 № ПЗ/42746/20 (вх. от 22.05.2020 № 5430э) в том числе информации, поступившей от ООО «Объединение «Союзпищепром» (вх. от 02.06.2020 № 5990э), ООО «ТД Весёлый мельник» (вх. от 01.06.2020 № 5933), ООО «Сибирский КХП» (вх. от 02.06.2020 № 6003э) и АО «Макфа» (вх. от 01.06.2020 № 5894э); материалов, полученных при участии в проведенной прокуратурой Омской области проверке (вх. № 4596 от 06.05.2020),

не подтвердились, учитывая следующее:

1. АО «Исилькульский элеватор» в материалы антимонопольного дела представлены доказательства соблюдения положений антимонопольного законодательства, в том числе отсутствия фактов установления при заключении договоров различной стоимости отгрузки зерна в зависимости от сроков его хранения и объема зерна для ООО «Объединение «Союзпищепром», ООО «ТД Весёлый мельник», ООО «Сибирский КХП», АО «Макфа».

2. Не установлено ущемление интересов ООО «Объединение «Союзпищепром», ООО «ТД Весёлый мельник», ООО «Сибирский КХП», АО «Макфа», угрозы возможности ущемления интересов иных контрагентов АО «Исилькульский элеватор».

            На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела № 055/01/10-765/2020 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассмотренных Комиссией действиях АО «Исилькульский элеватор».

 

 

Председатель комиссии                                                                                                       <…>;

 

Члены комиссии                                                                                                   <…>;

 

                                                                                                                                     <…>;

                                                                                                                                  <…>;

 

                                                                                                                                <…>;

 

                                                                                                                                     <…>;

 

                                                                                                                                <…>;

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны