Решение б/н Нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального... от 16 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 055/05/21-415/2022

16 июня 2022 года                                                                                                                                       город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/21-415/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) рекламы, нарушающей требования пункта 5 части 2 статьи 21  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие ИП <…> (ходатайство от 15.06.2022 вх. № 5909)

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Омским УФАС России 06.04.2022 выявлен факт распространения на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Марченко, д. 8, шести рекламных конструкций с информацией о различных сортах пива, оформленных в виде этикеток:

- «Мюнхенское пиво светлое ЖИВОЕ НЕПАСТЕРИЛИЗОВАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- « БАВАРСКОЕ ЖИВОЕ СВЕТЛОЕ ПИВО»;

- «Немецкое живое ПИВО светлое непастеризованное ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ - ЧЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»;

- «Жигулевское 1,5 ПРЕМИУМ 4,6 ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- «ЧЕШСКОЕ живое светлое пиво ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- «БАРХАТНОЕ живое сварено по ГОСТу ТЕМНОЕ ПИВО ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ».

Знак  безалкогольной продукции (пиктограммы) на указанных конструкциях отсутствовал.

Согласно информации на официальном сайте частной пивоварни «Удача» (http://udachabeer.ru/) указанные на фасаде здания сорта пива имеют следующую крепость:

- Мюнхенское – 4%;

- Баварское – 4%;

- Немецкое – 4,6;

- Жигулевское - 4,6%;

- Чешское - 5%;

- Бархатное – 4,2%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками, а именно: распространена с использованием средств стабильного территориального размещения, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (как к продавцу товара, так и к различным сортам пива).

При этом указанная информация была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

В силу пункта  1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Пунктом 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

В силу пункта 13.1 статьи 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

При этом частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» установлено, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В информационном письме Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. При этом для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов (в том числе товарного знака), которые использовались при рекламе этого товара.

В нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространенная на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Марченко, д. 8, содержала информацию о различных сортах пива, выполненную посредством написания слов на русском языке и изображения графических элементов.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно информации на режимной вывеске, деятельность в магазине «Пивная удача» осуществляет ИП <…> (ИНН <…>).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Определением Омского УФАС России от 20.05.2022 в отношении ИП <…>  было возбуждено дело № 055/05/21-415/2022 по признакам нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение ИП <…> была представлена информация, согласно которой «…Нарушения, указанные в определении приняты к сведению. В настоящее время ведется работа по устранению нарушений, в том числе осуществляется демонтаж рекламных конструкций, которые не соответствуют требованиям федерального законодательства, указанные мероприятия планируется закончить в ближайшее время».

Рассмотрев материалы дела, учитывая пояснения ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований части пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Марченко, д. 8.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него  действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения  реализации права потребителя  на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

Учитывая, что у Омского УФАС России на момент рассмотрения настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие устранение нарушения в добровольном порядке, Комиссией Омского УФАС России принято решение о необходимости выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу пива:

- «Мюнхенское пиво светлое ЖИВОЕ НЕПАСТЕРИЛИЗОВАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- « БАВАРСКОЕ ЖИВОЕ СВЕТЛОЕ ПИВО»;

- «Немецкое живое ПИВО светлое непастеризованное ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ - ЧЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»;

- «Жигулевское 1,5 ПРЕМИУМ 4,6 ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- «ЧЕШСКОЕ живое светлое пиво ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- «БАРХАТНОЕ живое сварено по ГОСТу ТЕМНОЕ ПИВО ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ», распространенную ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>)  06.04.2022 на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Марченко, д. 8, ненадлежащей, нарушающей требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 16.06.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу № 055/05/21-415/2022

16 июня 2022 года                                                                                                                                       город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

на основании своего решения от 16.06.2022 по делу № 055/05/21-415/2022 о признании рекламы, распространенной индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>), нарушающей требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в соответствии со статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами  49 -55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ИП <…> в срок до 05.08.2022 прекратить распространение на внешней стене здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Марченко, д. 8, рекламы пива:

- «Мюнхенское пиво светлое ЖИВОЕ НЕПАСТЕРИЛИЗОВАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- « БАВАРСКОЕ ЖИВОЕ СВЕТЛОЕ ПИВО»;

- «Немецкое живое ПИВО светлое непастеризованное ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ - ЧЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»;

- «Жигулевское 1,5 ПРЕМИУМ 4,6 ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- «ЧЕШСКОЕ живое светлое пиво ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ»;

- «БАРХАТНОЕ живое сварено по ГОСТу ТЕМНОЕ ПИВО ЧАСТНАЯ ПИВОВАРНЯ ПРОИЗВЕДЕНО В СИБИРИ».

2. ИП <…> представить в Омское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания в пятидневный срок с момента его исполнения.

В  случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны