Решение б/н Решение от 4 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-145/2024

о признании жалобы обоснованной

 

04.03.2024                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Г.В. Лаптевой – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

Е.А. Сидоровой – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

Е.А. Морозовой – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

Н.П. Шмелёвой – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу <...>., (Заявитель) на действия бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля» (далее – БУК «музей им. М.А. Врубеля», Организатор торгов) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды недвижимого имущества: нежилое помещение № 11 общей площадью 10,0 кв.м на поэтажном плане первого этажа нежилого помещения 2П в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Музейная, угол К. Либкнехта, д. 4/3 – лот № 1 (извещение о проведении торгов № 24000000430000000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, торги),

в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

при участии представителя Ответчика: <...> (доверенность б/н от 22.02.2024, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность б/н от 22.02.2024, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба <...> (вх. от 15.02.2024
№ 1503-ЭП/24), который полагает, что торги проведены с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации. В обоснование своей позиции Заявитель приводит следующие доводы.

1.1. Организатор торгов неправомерно отклонил заявку Заявителя на участие в аукционе.

14.02.2024 членами аукционной комиссии был составлен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме № 24000000430000000001-1, согласно которому <...> отказано в допуске к дальнейшему участию в процедуре по основанию «Непредставления документов и (или) сведений, определенных порядком проведения аукциона/документацией, либо наличия в таких документах и (или) сведениях недостоверной информации» (а именно отсутствие документов или сведений, перечисленных в части VIII пункте 53 Приказа ФАС РФ от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды»).

В свою очередь, Заявителем выполнены все требования, установленные аукционной документацией, в полном объеме внесен задаток и представлены все необходимые документы. 

1.2. Положения документации определены с нарушением норм действующего законодательства. В документации отсутствует перечень документов, необходимый для участия в торгах.

1.3. Организатором торгов ненадлежащим образом опубликованы протоколы аукциона.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит провести проверку на соответствие положений документации действующему законодательству, признать незаконными действия аукционной комиссии БУК «музей им. М.А. Врубеля» при организации и проведении торгов, аннулировать результаты аукциона.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 19.02.2024
№ ГС/983/24 БУК «музей им. М.А. Врубеля» представлены пояснения относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. № 1714-ЭП/24 от 22.02.2024).

В письменных пояснениях Организатор торгов отмечает, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 53 Приказа ФАС России от 21.03.202З № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества» заявка на участие в конкурсе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка.

<...>предоставил копию платежного поручения от 09.01.2024 № 209690 о внесении гарантийного обеспечения на сумму 177 000,00 рублей.

Однако, при просмотре заявки <...> в выписке по счету было отражено, что денежные средства в размере задатка 0,00 руб. заблокированы на счету участника 14.02.2024 в 00:06 на время проведения процедуры, то есть денежные средства на счете Заявителя были недостаточны или отсутствовали, следовательно, аукционная комиссия отклонила заявку на участие в аукционе <...>

На основании изложенного, БУК «музей им. М.А. Врубеля» просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что Министерством имущественных отношений Омской области издано распоряжение от 25.12.2023 № 2179-р «О даче согласия БУК «музей им. М.А. Врубеля» на сдачу имущества в аренду».

12.01.2024 Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено извещение № 24000000430000000001 (лот № 1) о проведении электронного аукциона, открытого по составу участников и открытого по форме подачи заявок, на право заключения договора аренды недвижимого имущества: часть нежилого помещения № 11 на поэтажном плане первого этажа нежилого помещения 2П в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Музейная, угол К. Либкнехта, д. 4/3. Площадь помещения: 10,0 кв. м. Целевое назначение: торговая стойка.

Начальная цена предмета Аукциона: начальный размер ежемесячной арендной платы составляет 4 916 рублей 67 копеек без учета НДС. «Шаг аукциона» – 245 рублей 83 копейки. Размер задатка: 983 рубля 33 копейки (20% от начальной стоимости).

Срок действия договора аренды: 11 месяцев.

Дата начала и окончания срока приема заявок: с 13.01.2024 с 07:00 часов по 14.02.2024 до 11:00 часов (время московское). Дата проведения аукциона – 14.02.2024 в 13:00 часов (время московское).

Срок, в течение которого должен быть подписан проект договора – до 25.02.2024.

В соответствии с протоколом № 24000000430000000001-1 по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме от 14.02.2024 на участие в торгах по лоту № 1 поступило 3 заявки, в том числе заявка <...>, по результатам рассмотрения которых 1 участник допущен к участию в аукционе, остальным 2 участникам отказано в допуске к участию в аукционе по лоту № 1, в том числе Заявителю.

Согласно указанному протоколу, аукцион по лоту № 1 в электронной форме признан несостоявшимся.

Уведомлением Омского УФАС России от 19.02.2024 № ГС/983/24 аукцион приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу обоснованной в части, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение данного положения приказом ФАС России от 21.03.2023 № 147/23 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Порядок).

4.1. В части довода Заявителя о неправомерном отклонении заявки <...> на участие в аукционе, Комиссия Омского УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с извещением об открытом аукционе на право заключения договора аренды (далее – Извещение) при подаче претендентом заявки, информация о внесении задатка формируется согласно регламенту электронной торговой площадки «РТС-тендер».

Согласно пункту 4.3 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «РТС-тендер» Имущественные торги (далее – Соглашение) все денежные средства, перечисленные претендентом на счет оператора, зачисляются на аналитический счет претендента не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления средств на счет оператора, если иное не установлено Регламентом электронной площадки, и учитываются как свободные средства.

Согласно пункту 4.5 Соглашения денежные средства блокируются при условии наличия (учета) соответствующей суммы свободных денежных средств на аналитическом счете.

Согласно пункту 4.6 Соглашения основанием для блокирования средств гарантийного обеспечения является заявка претендента. Средства гарантийного обеспечения блокируются в объеме задатка и/или сбора за участие и/или гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг, размеры которых указаны в карточке торговой процедуры, при условии наличия на аналитическом счете претендента достаточности свободных средств.

Согласно пункту 4.7 Соглашения в случае, если свободных средств гарантийного обеспечения и/или гарантийного обеспечения оплаты оказания услуг недостаточно, оператор отклоняет заявку.

Аналогичное требование содержится в пункте 9.14.3 Регламента электронной площадке «РТС-тендер» Имущественные торги (далее – Регламент), согласно которому заявка на участие в торговой процедуре не принимается/подлежит возврату в случае отсутствия на аналитическом счете клиента электронной площадки достаточной суммы денежных средств в размере задатка (в случае, если в карточке торговой процедуры установлено перечисление задатка на счет оператора) и/или вознаграждения за услуги оператора в соответствии с тарифами к моменту подачи заявки на участие в торговых процедурах, за исключением аукциона, конкурса и публичного предложения, проводимых в соответствии с Законом о приватизации и Положением.

Таким образом, если на аналитическом счете участника отсутствуют денежные средства в размере задатка, то оператор электронной торговой площадки автоматически отклоняет заявку участника и она становится недоступной к дальнейшему рассмотрению Организатором торгов.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 103 Порядка заявка на участие в аукционе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка.

Омским УФАС России были запрошены все заявки, поступившие на участие в аукционе, с приложением содержащихся в них документов у оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер». Из полученных документов установлено, что оператором электронной площадки была заблокирована сумма задатка в размере 983,33 рублей на аналитическом счете <...> 14.02.2024 в 00:07 (по московскому времени) (вх. от 29.02.2024 № 1928-ЭП/24), следовательно, денежные средства на аналитическом счете Заявителя имелись. При этом прием заявок осуществляется по 14.02.2024 до 11:00 часов (по московскому времени), в то же время заявка <...> подана 14.02.2024 в 00:07 (по московскому времени), соответственно, Заявитель успел подать заявку до окончания срока подачи заявок.

Вместе с тем Заявителем в составе заявки на участие в аукционе было приложено платежное поручение от 09.01.2024 № 209690 на сумму 177 000 рублей.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу, что Заявитель выполнил установленные требования Организатора торгов о внесении задатка в размере 983,33 рублей и предоставлении копии документов, подтверждающих внесение задатка, следовательно, в нарушение требований Порядка о проведении аукциона, отклонение заявки <...>. является неправомерным.

Исходя из изложенного, Комиссия Омского УФАС России считает данный довод Заявителя обоснованным.

Данное обстоятельство также является основанием для передачи материалов настоящего дела должностному лицу Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах.

4.2 Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о том, что положения документации определены с нарушением норм действующего законодательства, отмечает следующее.

Согласно пункту 92 Порядка документация об аукционе разрабатывается организатором аукциона, специализированной организацией и утверждается организатором аукциона.

Согласно подпункту 1 пункта 98 Порядка документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, установленные в соответствии с пунктами 102 - 104 названного Порядка, и инструкцию по ее заполнению

Согласно пункту 102 Порядка заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

В соответствии с пунктом 103 Порядка заявка на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица), адрес юридического лица или иностранного юридического лица (для аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица - адрес (место нахождения) на территории Российской Федерации), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты;

2) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если заявителем является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если заявителем является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если заявителем является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если заявителем является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени заявителя выступает обособленное подразделение юридического лица);

3) выписку из единого государственного реестра юридических лиц (если заявителем является юридическое лицо), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (если заявителем является индивидуальный предприниматель);

4) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (если заявителем является иностранное юридическое лицо);

5) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (если заявителем является иностранное физическое лицо);

6) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности). В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, выданную и оформленную в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем заявителя, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

7) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;

8) информацию о непроведении ликвидации юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

10) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с пунктом 99 Порядка сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении аукциона.

Так, требования к составу заявки должны быть указаны Организатором торгов в документации о проведении аукциона, в том числе, Извещении. В соответствии с этими требованиями Организатор торгов принимает решение о допуске или об отклонении заявки претендента.

При этом Комиссия установила, что в документации о проведении аукциона отсутствуют какие-либо требования к форме заявки. Также в имеющихся материалах дела, в том числе в Извещении, в письменных пояснениях БУК «музей им. М.А. Врубеля» и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru, содержится противоречивая информация о том, каким нормативным правовым актом руководствовался Организатор торгов при организации и проведении оспариваемого аукциона.

При указанных обстоятельствах Комиссией Омского УФАС России в действиях Организатора торгов установлено нарушение Порядка проведения аукциона, поскольку требования к составу заявки являются существенными сведениями и подлежат указанию в документации о проведении аукциона, следовательно, данный довод жалобы признается обоснованным.

Также Комиссия сообщает, что данное обстоятельство имеет признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

4.3. Комиссия, изучив довод Заявителя о том, что Организатором торгов ненадлежащим образом опубликованы протоколы аукциона, отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 115 Порядка на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе заявителя и о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске такого заявителя к участию в аукционе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе.

В соответствии с пунктом 117 Порядка в день оформления протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе информация о заявителях, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, подписывается усиленной квалифицированной подписью лица, уполномоченного действовать от имени организатора аукциона или специализированной организации, и размещается на электронной площадке. Информация о заявителях, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, в течение одного часа с момента ее размещения на электронной площадке размещается оператором электронной площадки на официальном сайте.

Омское УФАС России установила, что протокол № 24000000430000000001-1 по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме был составлен 14.02.2024 в 12:10 часов. Согласно информации, размещенной в ЕИС, названный протокол опубликован – 14.02.2024 в 15:12.

Так, антимонопольный орган не усматривает нарушений в действиях БУК «музей им. М.А. Врубеля» при опубликовании протокола рассмотрения заявок.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя в этой части является необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая решение о выдаче предписания, Комиссией Омского УФАС России учтено, что Организатором торгов принято неправомерное решение об отказе в допуске Заявителя к участию в аукционе, а также в извещении о проведении аукциона отсутствуют требования, предъявляемые к документам, прилагаемым к заявке на участие в аукционе, необходимые в соответствии с Порядка о проведении аукциона, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании аукциона.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной  в части жалобу <...>  на действия бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды недвижимого имущества: нежилое помещение № 11 общей площадью 10,0 кв.м на поэтажном плане первого этажа нежилого помещения 2П в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Музейная, угол К. Либкнехта, д. 4/3 – лот № 1 (извещение о проведении торгов № 24000000430000000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Выдать бюджетному учреждению культуры Омской области «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля» предписание об аннулировании аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды недвижимого имущества: нежилое помещение № 11 общей площадью 10,0 кв.м на поэтажном плане первого этажа нежилого помещения 2П в здании, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Музейная, угол К. Либкнехта, д. 4/3 – лот № 1 (извещение о проведении торгов № 24000000430000000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

3. Передать материалы дела № 055/10/18.1-145/2024 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны