Решение б/н - от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 055/10/18.1-1186/2023

о признании жалобы необоснованной

 

07.11.2023                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу <...> (далее – <...>, Заявитель) на действия Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (далее – Министерство, Организатор торгов, Ответчик) при проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области (извещение № 22000069430000000039, лот № 1 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, торги),

в присутствии Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (личность удостоверена паспортом),

при участии представителя Ответчика: <...> (доверенность от 26.10.2023 № ИСХ-23/МПР-Д-23/МПР-7, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 26.10.2023 № 9916-ЭП/23), который полагает, что документация об аукционе противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации. В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Предметом торгов является охотничье угодье № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области.

Заявитель является собственником земель в границах бывшего колхоза имени Ленина Тарского района Омской области (право собственности 55:27:040508:122-55/097/2023-3 от 11.05.2023, 55:27:040502:136-55/097/2023-3 от 11.05.2023). При этом данные земельные участки расположены в границах охотничьих угодий, выставленных на торги.

На основании изложенного, Заявитель просит отменить проведение торгов, так как с ним не проводилось согласование границ охотничьего угодья, выставленного на торги.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 27.10.2023 № ГЛ/6693/23 Министерством представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 01.11.2023 № 10116-ЭП/23, от 07.11.2023 № 10242-ЭП/23).

На заседании Комиссии 07.11.2023 представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласилась, высказалась согласно возражениям, представленным в материалы настоящего дела, отметив следующее.

Министерство при организации процедуры аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения действовало в строгом соответствии с требованиями, установленными в статье 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте).

Заявителем не обжалуется порядок организации аукциона, не указаны нормы, которые нарушил организатор торгов при подготовке к аукциону. Доводы жалобы сводятся к отсутствию согласования Министерством и Заявителем границ охотничьих угодий, в связи с чем, предмет обжалования фактически выходит за пределы полномочий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 15 статьи 1 Закона об охоте определено, что охотничьи угодья – территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1 статьи 7 Закона об охоте).

В соответствии с частью 3 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Границы охотничьего угодья № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области определены согласно пункту 75 приложения № 8 «Сведения о зонах (номера, границы, площади), планируемых для создания закрепленных охотничьих угодий, расположенных на территории Омской области» и приложению № 9 «Карта-схема, содержащая информацию о планируемом создании закрепленных охотничьих угодий на территории Омской области» к Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Омской области до 2024 года, утвержденной указом Губернатора Омской области от 18.04.2014 № 44 (в редакции указа Губернатора Омской области от 25.07.2023 № 178 «О внесении изменений в указ Губернатора Омской области от 18.04.2014 № 44»).

Законом об охоте, ЗК РФ либо иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено предварительное согласование границ охотничьих угодий с собственниками земельных участков, в случае включения этих земельных участков в границы охотничьих угодий.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу Заявителя  необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, Комиссией установлено, что Министерством издано распоряжение от 18.10.2023 № 229 «О проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения».

18.10.2023 Министерством на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено извещение № 22000069430000000039, лот № 1 о проведении  аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области.

Начальная цена предмета аукциона (начальная цена права на заключение охотхозяйственного соглашения) 20 011,45 руб. Общая площадь охотничьего угодья составляет 36741,0 га. Срок, на который заключается охотхозяйственное соглашение – 49 лет.

Дата начала и окончания срока приема заявок: с 07.11.2023 по 27.11.2023. Дата проведения аукциона – 01.12.2023.

Уведомлением Омского УФАС России от 27.10.2023 № ГЛ/6693/23 аукцион приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 15 статьи 1 Закона об охоте под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1 статьи 7 Закона об охоте).

Частями 1, 2 статьи 27 Закона об охоте предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет. По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Порядок проведения организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения регламентирован статьей 28 Закона об охоте.

Согласно частям 1 – 3 статьи 28 Закона об охоте решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В качестве организатора аукциона выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона (начальную цену права на заключение охотхозяйственного соглашения), а также размер денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, и существенные условия охотхозяйственного соглашения.

Не менее чем за двадцать пять рабочих дней до дня проведения аукциона его организатор должен разместить извещение о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 28 Закона об охоте).

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона об охоте извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных участках и лесных участках, об обременениях указанных земельных участков и лесных участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты.

В силу подпункта 8 пункта 1, подпункта 4 пункта 22 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8 «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области», является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, в том числе в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В рамках представленных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Министерство заключает охотхозяйственные соглашения (в том числе осуществляет организацию и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдает разрешения на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации).

На основании распоряжения Министерства «О проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения» от 18.10.2023 № 229 Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено извещение № 22000069430000000039 и документация о проведении аукциона.

Согласно пунктам 2, 3.1, 3.2, 3.3 документации об аукционе предметом аукциона является право на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области.

Охотничье угодье расположено в юго-западной части Тарского муниципального района Омской области и имеет следующие границы:

  • северная – от пересечения реки Оша с границей Тарского муниципального района Омской области в точке (57°03'00,90" с. ш.; 73°50'15,11" в. д.) на восток по границе Тарского муниципального района Омской области до пересечения с дорогой Знаменское – Тара в точке (56°57'32,90" с. ш.; 74°08'11,41" в. д.);
  • восточная – от точки (56°57'32,90" с. ш.; 74°08'11,41" в. д.) на юг по дороге Знаменское – Тара до села Чекрушево (56°55'13,00" с. ш.; 74°17'21,00" в. д.), далее по прямой до деревни Лоскутово;
  • южная – от деревни Лоскутово по дороге через село Большие Туралы, деревни Коновалово, Шкуново до точки (56°47'38,00" с. ш.; 73°52'13,00" в. д.);
  • западная – от точки (56°47'38,00" с. ш.; 73°52'13,00" в. д.) на север по дороге через точку (56°50'28,00" с. ш.; 73°50'21,00" в. д.) до села Ложниково, далее по дороге Ложниково – Щербаково через деревню Тимино, село Соусканово до пересечения с рекой Оша в точке (57°01'36,38" с. ш.; 73°52'07,32" в. д.), далее на север по реке Оша до пересечения с границей Тарского муниципального района Омской области в точке (57°03'00,90" с. ш.; 73°50'15,11"
    в. д.).

Общая площадь охотничьего угодья в указанных границах составляет 36741,0 га.

В пункте 3.4 документации об аукционе указаны сведения о расположенных в границах охотничьего угодья земельных участках и лесных участках, об обременениях указанных земельных участков и лесных участков. Так, ограничения прав на землю в границах охотничьих угодий, право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с Законом об охоте и другими федеральными законами.

На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах охотничьего угодья, об обременениях указанных земельных участков содержатся на Публичной кадастровой карте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://pkk.rosreestr.ru/.

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Омской области, не предоставленные физическим лицам или юридическим лицам и которые могут быть предоставлены в аренду в соответствии с охотхозяйственным соглашением, в границах охотничьего угодья отсутствуют.

В границах охотничьего угодья расположены следующие лесные участки общей площадью 6 715,0 га: кварталы 61, 62, 63 урочища «бывший совхоз «50 лет Октября» общей площадью 1 668 га, кварталы 1, 4, 5, 11, 10 урочища «бывший колхоз «Новая жизнь» общей площадью 1 375 га, кварталы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17 урочища «бывший колхоз им. Ленина» общей площадью 3181 га Тарского участкового лесничества, кварталы 93, 94, 95 Пригородно-Тарского участкового лесничества общей площадью 491 га.

Из пункта 3.5 документации об аукционе следует, что ограничения использования лесов и других природных ресурсов не устанавливаются. Охотхозяйственное соглашение, заключаемое по результатам аукциона, не предусматривает предоставление прав на использование лесов и других природных ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов. Ограничения на использование лесов и других природных ресурсов могут быть установлены при получении (приобретении) прав использования таких ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Омской области.

Как следует из материалов дела, Заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 55:27:040508:122, 55:27:040502:136 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.

В силу подпункта 1 статьи 34 Закона об охоте к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится, в том числе утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Установлено, что указом Губернатора Омской области от 18.04.2014 № 44 «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Омской области до 2024 года» (в редакции указа Губернатора Омской области от 25.07.2023 № 178 «О внесении изменений в указ Губернатора Омской области от 18.04.2014 № 44»), утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Омской области, которая является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Омской области.

Неотъемлемой частью Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Омской области являются сведения о зонах (номера, границы, площади), планируемых для создания закрепленных охотничьих угодий, расположенных на территории Омской области (приложение № 8), которые включают в себя, в том числе сведения о об охотничьем угодье № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области (пункт 75).

В силу статьи 25 Закона об охоте земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено Законом об охоте.

Статьей 26 Закона об охоте предусмотрено, что право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с Законом об охоте и другими федеральными законами.

На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

Из буквального содержания вышеуказанных норм следует, что законодателем допускается возможность использования земельных участков, принадлежащих на праве собственности или ином праве, входящих в границы охотничьих угодий, в соответствии с Законом об охоте и другими федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Как было указано ранее, границы охотничьего угодья № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области, являющегося предметом торгов на право заключения охотхозяйственного соглашения, определены Схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Омской области, утвержденной указом Губернатора Омской области от 18.04.2014 № 44 (в редакции указа Губернатора Омской области от 25.07.2023 № 178 «О внесении изменений в указ Губернатора Омской области от 18.04.2014 № 44»).

При этом из содержания статьи 28 Закона об охоте следует, что в компетенцию организатора аукциона при организации аукциона входит решение следующих вопросов: формирование аукционной комиссии и определение порядка ее деятельности, определение начальной цены предмета аукциона (начальной цены права на заключение охотхозяйственного соглашения), определение размера денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, определение существенных условий охотхозяйственного соглашения, установление времени, даты, места и порядка проведения аукциона, формы и сроков подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата денежных средств, вносимых в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе, величины повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»), подготовка извещения и аукционной документации и размещение их на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru).

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что предмет обжалования (включение земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих Заявителю на праве собственности, в границы охотничьего угодья № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области, выставленного на торги) фактически выходит за пределы полномочий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку касается законности нормативного правового акта (указа Губернатора Омской области от 18.04.2014
№ 44 «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Омской области до 2024 года»), в соответствии с которым сформированы охотничьи угодья на территории Омской области.

Таким образом, нарушения Министерством порядка организации и проведения аукциона, предусмотренного Законом об охоте, Комиссией не установлено.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу Иванова Евгения Геннадьевича на действия Министерства природных ресурсов и экологии Омской области при проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья № 55:27:01 Тарского муниципального района Омской области (извещение № 22000069430000000039, лот № 1 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 27.10.2023 № ГЛ/6693/23.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                       <...>

 

                                                                                                                                                     <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны