Решение б/н - от 14 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение № 055/10/18.1-699/2021

о признании жалобы необоснованной

 

14.07.2021                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аллегро» (далее – ООО «Аллегро», Общество, Заявитель) на действия департамента городского хозяйства Администрации города Омска (далее – Департамент, Организатор торгов) при проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска (улица Нефтезаводская, дом 28, корпус 4) (извещение размещено на сайте www.admomsk.ru) (далее – конкурс, торги),

при участии представителя Заявителя – <...> (доверенность б/н от 15.06.2021, личность удостоверена паспортом);

при участии представителей Ответчика – <...> (доверенность № 13 от 13.04.2021, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 22 от 28.05.2021, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 14 от 13.04.2021);

в присутствии представителей ООО «Капитал-Строй» – <...> (доверенность б/н от 15.06.2021, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность б/н от 15.06.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Аллегро» (вх. от 29.06.2021 № 6419), которое полагает, что положения документации о проведении конкурса не соответствуют действующему законодательству и могут привести к ограничению конкуренции. В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

ООО «Аллегро» считает, что критерий оценки «Квалификация участника: опыт участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов (установка нестационарных торговых объектов)» является дискриминационным.

Данный критерий ставит иных участников конкурса в неравное положение с теми, кто уже ранее устанавливал нестационарные торговые объекты (далее – НТО) на территории города Омска, фактически не дает новым участникам данного рынка становиться его участниками.

За весь 2019 год было реализовано около 222 лотов по НТО, из них 174 места размещения торгово-остановочных комплексов (далее – ТОК) были разыграны единым лотом, победителем данного конкурса стало ООО «Капитал-Строй». За 2021 год было реализовано порядка 147 лотов, включающих в себя летние веранды, палатки, НТО, ТОК и иное.

То есть единственным хозяйствующим субъектом на территории города Омска, который может предоставить 100 актов осмотра НТО и получить максимальные 30 баллов по данному критерию, является ООО «Капитал-Строй».

Таким образом, включение в критерии оценки заявок критерия об опыте участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов (установка НТО) является созданием для ООО «Капитал-Строй» преимущественных условий участия в торгах.

Заявитель считает, что двух критериев оценки заявок участников конкурса (уровень превышения начальной цены платы за право заключения договора на размещение ТОК (цены лота) и конструктивное решение ТОК) достаточно для объективной не дискриминационной оценки претендентов и выбора победителя на справедливой, законной, не ограничивающей конкуренцию основе.

Кроме того, Заявитель полагает, что у участников конкурса на дату подачи заявок имелись задолженности по договорам на размещение НТО на территории города Омска и по договорам на размещение НТО на территории города Омска и по суммам неосновательного обогащения.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Организатору торгов предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 01.07.2021 № 05-6458 Департаментом представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Общества, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. от 05.07.2021 № 6588).

На заседаниях Комиссий 06.07.2021, 14.07.2021 представители Ответчика высказались согласно письменным пояснениям Департамента на жалобу ООО «Аллегро», отметив следующее.

При проведении процедуры торгов для размещения ТОК Администрация города Омска воспользовалась своим правом определить форму, в которой пройдут данные торги. В данном случае выбрана форма торгов в виде конкурса, в связи с чем, Организатором торгов был разработан ряд критериев оценки предложений.

Так, оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с документацией о проведении конкурса предполагает три критерия. Общий рейтинг заявки на участие в конкурсе определяется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. При этом Департамент отмечает, что удельный вес начальной максимальной цены имеет большее значение, чем удельный вес остальных двух критериев.

В настоящее время Администрацией города Омска проводится целенаправленная работа по выносу незаконно стоящих объектов на территории города Омска, в том числе НТО. ТОК устанавливается на остановках общественного транспорта и состоит как из торгового павильона, так и остановочного навеса. Необходимость улучшения санитарного и эстетического состояния остановок общественного транспорта и прилегающих к ним территорий, а также обеспечение условий безопасности пребывания людей, комфортных условий ожидания общественного транспорта послужила причиной принятия решения об установлении критериев: опыт участника и конструктивное решение ТОК.

Также критерий опыт работы установлен с учетом необходимости создания единообразного архитектурно-художественного исполнения всех НТО, расположенных на территории города Омска, в соответствии с требованиями постановления Администрации города Омска от 09.08.2018 № 812-п «Об утверждении требований к архитектурному облику нестационарных торговых объектов на территории города Омска».

Представители Департамента также отметили, что в настоящее время рядом юридических лиц, индивидуальных предпринимателей заключены договоры на размещение НТО в количестве порядка 20 и более штук.

По вопросу наличия задолженности по договорам на размещение НТО и суммам неосновательного обогащения Департамент пояснил, что ни у одного из участника конкурса не имелось такой задолженности.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу ООО «Аллегро» необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Администрации г. Омска www.admomsk.ru (далее – официальный сайт) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора на размещение ТОК на территории города Омска (улица Нефтезаводская, дом 28, корпус 4), а также документация о проведении конкурса.

Прием заявок на участие в конкурсе осуществлялся Департаментом с 17.05.2021 по 17.06.2021. Дата вскрытия конвертов с заявками – 18.06.2021. Дата рассмотрения заявок и признания заявителей участниками конкурса – 24.06.2021. Дата проведения оценки и сопоставления заявок, определения победителя конкурса – 28.06.2021.

Начальная цена платы за право заключения договора на размещение ТОК – 80 236,62 руб.

Согласно протоколу № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 18.06.2021 на участие в конкурсе поступило 4 заявки: ИП <...>, ООО «Аллегро», ООО «Гермес», ООО «Капитал-Строй».

Из протокола № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 24.06.2021 следует, что к участию в конкурсе были допущены и признаны участниками конкурса: ИП <...>, ООО «Аллегро», ООО «Капитал-Строй». ООО «Гермес» было отказано в допуске к участию в конкурсе.

В соответствии с протоколом № 3 оценки и сопоставления заявок участников, определения победителя конкурса от 28.06.2021 победителем конкурса признано ООО «Капитал-Строй», получившее итоговый рейтинг 73,96 баллов и первый порядковый номер. ООО «Аллегро» присвоен второй порядковый номер, ИП <...> – третий порядковый номер.

Уведомлением Омского УФАС России от 01.07.2021 № 05-6458 конкурс приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу ООО «Аллегро», представленные Департаментом документы, заслушав доводы представителя сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Из положений пункта 5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п (далее – Порядок размещения НТО), следует, что право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов со специализацией «печатная продукция» или «лотерейные билеты», а также торгово-остановочных комплексов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме конкурса, на размещение иных нестационарных торговых объектов – по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

Порядок проведения конкурса на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта со специализацией «печатная продукция» или «лотерейные билеты», торгово-остановочного комплекса на территории города Омска, а также порядок проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска в электронной форме устанавливаются правовыми актами Администрации города Омска.

16.05.2019 Администрацией города Омска принято постановление № 367-п, которым утвержден Порядок организации и проведения конкурсов по продаже права на заключение договоров на размещение ТОК на территории города Омска (далее – Порядок проведения конкурса).

Руководствуясь вышеуказанным Порядком проведения конкурса, 13.05.2021 первым заместителем директора Департамента были утверждены извещение и документация о проведении конкурса.

Согласно пункту 7 документации о проведении конкурса предметом торгов являлось право на заключение договора на размещение ТОК на территории города Омска (ул. Нефтезаводская, д. 28, корп. 4). Специализация торговли в ТОК – специализированная (печатная продукция), универсальная (продовольственные и непродовольственные товары).

В силу пункта 18 Порядка проведения конкурса конкурсная документация помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Пунктом 43 Порядка проведения конкурса установлено, что оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки конкурсных предложений и в порядке, который установлен конкурсной документацией.

Так, в пункте 25 документации о проведении конкурса установлено, что оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки:

а) уровень превышения начальной цены платы за право заключения договора на размещение ТОК (цены лота). Значение критерия: 0,4;

б) конструктивное решение торгово-остановочного комплекса. Значение критерия: 0,3;

в) квалификация участника: опыт участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов (установка нестационарных торговых объектов). Значение критерия: 0,3.

Рейтинг каждой заявки рассчитывается отдельно по каждому критерию согласно формулам, приведенным в документации о проведении конкурса.

Так, рейтинг заявок на участие в конкурсе по критерию оценки «Квалификация участника: опыт участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов (установка НТО)» (РЗОi) рассчитывается по следующей формуле:

 

РЗОi = КО х КЗК3, где

КЗК3 – коэффициент значимости критерия;

КО – оценка заявки на участие в конкурсе по показателю в баллах:

– нет опыта или не представлено ни одного подтверждающего документа – 0 баллов;

– представлен 1 акт осмотра НТО, составленный комиссией по передаче нестационарного торгового объекта – 1 балл;

– за каждый последующий акт осмотра нестационарного торгового объекта, составленный комиссией по передаче нестационарного торгового объекта, начисляется 1 балл (но не более 100 баллов).

Наличие опыта участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов подтверждается направлением в конкурсную комиссию копий актов осмотра НТО, приложенных к заявке. Копии актов должны быть заверены уполномоченным на размещение НТО органом.

Согласно пункту 26 документации о проведении конкурса общий рейтинг заявки на участие в конкурсе определяется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки на участие в конкурсе.

Итоговый рейтинг заявки по критериям определяется как среднее арифметическое значение баллов, данных каждым членом конкурсной комиссии в порядке, установленном конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, заявка на участие в конкурсе которого имеет самый высокий итоговый рейтинг и которой в результате оценки заявок на участие в конкурсе, осуществленной конкурсной комиссией, присвоен первый порядковый номер.

Заявитель утверждает, что включение в критерии оценки заявок критерия «Квалификация участника: опыт участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов (установка НТО)» является созданием для ООО «Капитал-Строй» преимущественных условий участия в торгах, данный критерий приводит к ограничению конкуренции.

Комиссия обращает внимание, что спорный критерий оценки подразумевает предоставление копий актов осмотра любых законно-установленных НТО на территории города Омска (не только ТОК). Само по себе, включение Департаментом в документацию о проведении конкурса критерия оценки «Квалификация участника: опыт участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов (установка НТО)» не противоречит Порядку проведения конкурса.

Помимо критерия оценки «Квалификация участника: опыт участника конкурса по выполнению аналогичных контрактов (установка НТО)» (удельный вес данного критерия 0,3) оценка заявок участников торгов производится еще по двум критериям оценки, совокупный удельный вес которых составляет 0,7.

Поскольку жалоба ООО «Аллегро» рассматривалась по процедуре статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в рамках которой антимонопольный орган проверяет соблюдение процедуры проведения торгов, установленной федеральными законами и нормативно-правовыми актами, у Комиссии отсутствуют полномочия для установления (не установления) факта ограничения конкуренции в действиях Департамента при проведении конкурса. В связи с чем, Комиссия считает необходимым передать материалы настоящего дела и продолжить рассмотрение жалобы Заявителя в части указанного довода в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции.

Относительно довода ООО «Аллегро» о наличии у участников конкурса задолженности по договорам на размещение НТО и суммам неосновательного обогащения Комиссия отмечает следующее.

В пункте 19 документации о проведении конкурса установлен перечень оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, в том числе:

  • наличие на дату приема заявки задолженности по договорам на размещение нестационарных торговых объектов и суммам неосновательного обогащения вследствие размещения нестационарных торговых объектов без правоустанавливающих документов. Информация о наличии или отсутствии задолженности предоставляется администрациями административных округов города Омска в течение 5 рабочих дней с момента поступления запроса по системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Омска;
  • наличие задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по налоговым платежам и сборам.

После вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе Департаментом был направлен запрос в администрации административных округов города Омска и получены ответы об отсутствии задолженности в отношении всех претендентов.

Ответчик также пояснил, что в состав конкурсной комиссии Департамента входят представители каждого административного округа города Омска, которые на втором этапе конкурса также заявили об отсутствии задолженности по договорам на размещение НТО и суммам неосновательного обогащения вследствие размещения НТО без правоустанавливающих документов у всех претендентов на участие в конкурсе.

Омским УФАС России повторно были направлены запросы в адрес всех администраций административных округов города Омска. В данном запросе Омское УФАС России также просило представить сведения о наличии (об отсутствии) задолженности перед администрацией округа по договорам на размещение нестационарных торговых объектов и суммам неосновательного обогащения вследствие размещения нестационарных торговых объектов без правоустанавливающих документов на дату подачи заявки следующими участниками конкурса: ООО «Капитал-Строй» (по состоянию на 17.06.2021), ООО «Аллегро» (по состоянию на 17.06.2021), ООО «Гермес» (по состоянию на 17.06.2021), ИП <...> (по состоянию на 15.06.2021).

Согласно представленным сведениям (письма администраций административных округов города Омска вх. от 09.07.2021 № 6875э, от 13.07.2021 №№ 7019э, 7024э, 6996э,  от 14.07.2021 № 7034э) у всех претендентов на участие в конкурсе на дату подачи заявки отсутствовала задолженность по договорам на размещение НТО и суммам неосновательного обогащения вследствие размещения НТО без правоустанавливающих документов.

Кроме того, ООО «Капитал-Строй» в материалы дела представлены акты взаимных расчетов между администрациями административных округов города Омска и ООО «Капитал-Строй» из которых следует, что у указанной организации отсутствует задолженность перед администрациями административных округов города Омска.

Таким образом, Комиссия признает данный довод Общества необоснованным.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аллегро» на действия департамента городского хозяйства Администрации города Омска при проведении открытого конкурса по продаже права на заключение договора на размещение торгово-остановочного комплекса не территории города Омска (улица Нефтезаводская, дом 28, корпус 4) (извещение размещено на сайте www.admomsk.ru).

2. Передать материалы дела № 055/10/18.1-699/2021 в уполномоченное структурное подразделение Омского УФАС России для рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью «Аллегро» в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны