Решение б/н - от 30 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-616/2020

о признании жалобы обоснованной

 

 

30.06.2020                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Строй» (далее – ООО «Альфа-Строй», Заявитель, Общество) на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее – МУП «Тепловая компания», Предприятие, Заказчик, Ответчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку угля каменного (извещение № 32009182161 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Аукцион);

в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы;

в отсутствие представителя Ответчика, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (вх. № 6992э от 25.06.2020),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 6793э от 19.06.2020) на действия Предприятия при проведении Аукциона. По мнению Общества, Заказчик необоснованно отклонил заявку ООО «Альфа-Строй», тем самым нарушил положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В своей жалобе Заявитель указывает, что по результатам рассмотрения заявок, поступивших на участие в Аукционе, Заказчиком принято решение об отклонении заявки ООО «Альфа-Строй» на основании следующего: «Непредставление обязательных документов и (или) наличие в обязательных документах недостоверных сведений об участнике закупки:

1) участник закупки не предоставил данные о наличии склада, принадлежащего ему на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенном по адресу: Омская область, г. Исилькуль (подпункт «в» пункта 20 аукционной документации);

2) участник закупки не предоставил копии документов, подтверждающих соответствие товара – сертификат соответствия товара (подпункт «ж» пункта 20 аукционной документации);

3) участник закупки не подтвердил обязательные требования – декларация о соответствии участника закупки установленным требованиям (пункт 15 аукционной документации)».

В пункте 20 аукционной документации указаны документы, которые должны входить во вторую часть заявки, вместе с тем, в установленном перечне не указано, что в состав заявки должны входить, в том числе договор аренды склада, сертификат соответствия товара, декларация о соответствии участника закупки.

Таким образом, Заявитель считает, что его заявка была отклонена неправомерно, в связи с чем, просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 22.06.2020 № 05-5840 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

В письменных пояснениях (вх. № 6993 от 25.06.2020) Заказчик указывает, что с доводами Заявителя не согласен ввиду следующего.

Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 1759091 от 11.06.2020 заявки участников №№ 4, 5 признаны несоответствующими требованиям аукционной документации.

Основанием для отклонения заявки ООО «Альфа-Строй» (участник № 5) послужило непредставление обязательных документов и (или) наличие в обязательных документах недостоверных сведений об участнике закупки.

ООО «Альфа-Строй» в составе заявки на участие в Аукционе не предоставило сведения о наличии склада, принадлежащего Обществу на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенном по адресу: Омская область, г. Исилькуль, что является нарушением требования подпункта «в» пункта 20 аукционной документации.

Участники №№ 1, 2, 3 предоставили копии договоров на оказание терминально-складских услуг, заключенных с ОАО «РЖД», или гарантийные письма о наличии склада.

Данное требование для Заказчика является важным и необходимым, так как МУП «Тепловая компания» оказывает услуги по теплоснабжению населению, бюджетным учреждениям, поэтому Предприятию необходимо наличие нормативного запаса топлива на отопительный период. Данные запасы топлива хранятся на складе поставщика, поскольку МУП «Тепловая компания» не имеет собственного склада для хранения топлива.

Кроме того, Общество в составе заявки на участие в Аукционе не предоставило копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (сертификат соответствия товара). Таким образом, Заявителем не соблюдены требования подпункта «ж» пункта 20 аукционной документации.

Участники №№ 1, 2, 3 предоставили копии сертификатов соответствия угля каменного марки ДР требованиям ГОСТ 32464-2013, ГОСТ 32347-2013.

Также Общество не предоставило декларацию о соответствии участника закупки обязательным требованиям, установленным в пункте 15 аукционной документации.

Заказчик отмечает, что запросов (писем) о разъяснении положений аукционной документации от участников закупки, в том числе от ООО «Альфа-Строй», не поступало.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 26.05.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Заказчиком размещены извещение и документация о проведении Аукциона.

Согласно извещению № 32009182161 и аукционной документации дата начала и окончания срока подачи заявок: с 26.05.2020 по 11.06.2020.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 11.06.2020. Дата проведения Аукциона и подведения итогов – 15.06.2020.

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 5 638 900 рублей, в том числе НДС.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок № 1759091 от 11.06.2020 на участие в Аукционе поступило 5 заявок, по результатам рассмотрения первых частей заявок 2 участникам отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе Заявителю.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона № 1759091 от 15.06.2020 победителем Аукциона признано ООО «Трансуголь» с ценой договора 4 238 748,50 рублей.

Уведомлением Омского УФАС России от 22.06.2020 № 05-5840 Аукцион приостановлен.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу обоснованной в части, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик при организации и проведении Аукциона руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг, для нужд МУП «Тепловая компания», утвержденным приказом директора МУП «Тепловая компания» от 17.09.2018 № 202 (с изменениями, утвержденными приказом директора МУП «Тепловая компания» от 28.06.2019 № 110) (далее – Положение о закупке).

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из содержания части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе:

  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Аналогичные положения установлены в пункте 3.3.1 Положения о закупке.

При этом в пункте 3.3.1 Положения о закупке также указано, что документация о закупке может содержать требования о необходимости предоставления документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации, в случае если согласно законодательству Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам, а также требования к предоставлению документов, подтверждающих наличие у участника прав на использование результатов интеллектуальной деятельности в объеме, достаточном для исполнения договора в случае, если исполнение договора предполагает использование таких результатов.

В пункте 15 аукционной документации установлены обязательные требования, которые предъявляются к участникам закупки, а именно:

  • соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющимся предметом закупки;
  • непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
  • отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • участник закупки – юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц – участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, – участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
  • участник закупки не является офшорной компанией;
  • отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации;
  • отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В пункте 15 аукционной документации также указано, что при подаче заявки участник размещения заказа подтверждает вышеуказанные требования.

Комиссия, проанализировав аукционную документацию, установила, что она не содержит рекомендуемой формы декларации (иного документа) о соответствии участника закупки обязательным требованиям, указанным в пункте 15 аукционной документации.

Учитывая, что Заказчиком в аукционной документации не установлено единой формы декларации (иного документа) о соответствии участника закупки обязательным требованиями, ООО «Альфа-Строй» следовало подтвердить свое соответствие требованиям, установленным в пункте 15 аукционной документации, в свободной форме.

Комиссия, проанализировав заявки участников Аукциона, установила, что всеми остальными участниками Аукциона представлены декларации о соответствии участника закупки установленным требованиям.

В силу пункта 18 аукционной документации участник закупки должен иметь склад, принадлежащий участнику на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенном по адресу: Омская область, г. Исилькуль.

Согласно пункту 2.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, цена договора включает в себя все расходы поставщика, в том числе расходы на перевозку, доставку товара до склада поставщика, погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание угля при погрузке со склада поставщика, страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

В соответствии с графиком поставки угля каменного марки ДР (приложение № 2 к проекту договора) местом поставки товара является склад поставщика, расположенный в  г. Исилькуль, Омской области, поставка товара осуществляется партиями в период с сентября 2020 года по апрель 2021 года.

Согласно пункту 20 аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе о наличии у участника закупки склада, принадлежащего участнику на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, расположенном по адресу: Омская область, г. Исилькуль.

Комиссия, проанализировав заявки участников Аукциона, установила, что ООО «Альфа-Строй» и ООО «Аркада» в составе заявки на участие в Аукционе не предоставили копии документов либо информацию о наличии у данных участников склада, принадлежащего на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении.

ООО «Омресурс», ООО «Теплоцентр» в составе своих заявок предоставили гарантийные письма о наличии склада на праве аренды в г. Исилькуль, ООО «ТрансУголь» представило договор оказания терминально-складских услуг, заключенный с ОАО «РЖД».

Комиссией также установлено, что Заявитель за какими-либо разъяснениями положений аукционной документации к Заказчику не обращался.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 26 аукционной документации заявка на участие в Аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены извещением и документацией о проведении Аукциона.

Учитывая, что ООО «Альфа-Строй» в заявке на участие в Аукционе не подтвердило свое соответствие обязательным требованиям, установленным в пункте 15 аукционной документации, а также не подтвердило наличие у Общества склада, принадлежащего ему на праве собственности, на праве аренды, или ином законном владении, Комиссия считает, что МУП «Тепловая компания» правомерно отказало Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Согласно подпункту «ж» пункта 20 аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге).

В силу части 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

В соответствии с пунктом 5 аукционной документации, пунктом 4.2 проекта договора поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с действующими стандартами, техническими условиями, утвержденными в отношении данного вида товара, системами добровольной сертификации, и наличие сертификатов, оформленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сертификаты соответствия системы качества, удостоверения о качестве угля на каждую партию товара входят в состав комплекта сопроводительной документации на товар и в обязательном порядке передаются Заказчику с каждой партией угля.

Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации, аукционной документации, документы на товар, в том числе сертификаты качества, подлежат передаче покупателю в момент поставки самого товара, в связи с чем, Комиссия считает, что установление в аукционной документации требования о необходимости предоставления в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие товара, противоречит требованиям гражданского законодательства.

Учитывая, что требование о необходимости предоставления в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие товара, установлено МУП «Тепловая компания» неправомерно, Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика не имелось правовых оснований для отклонения заявки ООО «Альфа-Строй» по указанному основанию, таким образом, данный довод Заявителя Комиссия признает обоснованным.

Вместе с тем, данное обстоятельство не повлияло бы на результат принятого аукционной комиссией Заказчика решения, поскольку по остальным основаниям, указанным в протоколе № 1759091 от 11.06.2020, заявка Общества подлежала отклонению как несоответствующая требованиям аукционной документации.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфа-Строй» (ИНН 5503183021, ОГРН 1185543026679, юридический адрес: 644099, г. Омск, ул. Голика, 2А, кв. 37) на действия муниципального унитарного предприятия «Тепловая компания» Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (ИНН 5514009716, ОГРН 1155543023657, юридический адрес: 646024, Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль,            ул. Первомайская, д. 77) при проведении аукциона в электронной форме на поставку угля каменного (извещение № 32009182161);

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 22.06.2020 № 05-5840.

 

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны