Решение б/н Нарушение требований ч.11 ст.5 ФЗ "О рекламе" от 15 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/5-322/2019

 

 

15 мая 2019 года                                                                                                                         город Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 055/05/5-322/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Бюджетным учреждением Омской области «Редакция газеты «Омская правда» (далее – БУ «Редакция газеты «Омская правда»), ОГРН 1025500975268, ИНН 5504040259, место нахождения: 644099, г. Омск, ул. Красный путь, д. 9, рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), 

в отсутствие законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - БУ «Редакция газеты «Омская правда», извещенного надлежащим образом,

в присутствии представителя БУ «Редакция газеты «Омская правда» <…> (доверенность № 7 от 10.12.2018)

 

УСТАНОВИЛА:

                                        

В Омское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Омской области (вх. № 3661э от 10.04.2019, вх. № 3820 от 15.04.2019) поступила информация о проведении 10.04.2019 мониторинга печатных изданий, распространяемых на территории Омской области, в ходе которого был установлен факт размещения в газете «Омская правда» № 14 (25317) от 10.04.2019 рекламы зрелищных мероприятий с указанием знака информационной продукции «5+».

В результате рассмотрения представленных материалов Омским УФАС России установлено, что в газете «Омская правда» (свидетельство о регистрации ПИ № ТУ55-00097 от 25 февраля 2009 года, учредитель – Правительство Омской области, издатель – БУ «Редакция газеты «Омская правда», главный редактор – <…>)  № 14 (25317) от 10.04.2019 на странице 30 в разделе «Афиша» размещалась реклама экскурсий «Открывая космос», «Тайны особняка Кабалкина», «Театральное закулисье ТЮЗа»  с указанием знака информационной продукции «5+».

Определением от 19.04.2019 Омским УФАС России в отношении БУ «Редакция газеты «Омская правда» было возбуждено дело № 055/05/5-322/2019 по признакам нарушения требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По определению (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Размещенная в газете «Омская правда» информация по своему содержанию, способу распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к объектам рекламирования – вышеуказанным экскурсиям, то есть в полной мере обладает всеми признаками рекламы.

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») устанавливает следующие понятия:

- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 6 Федерального  закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона  по следующим категориям информационной продукции:

  1. информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. информационная продукция для детей, достигших возрасти шести лет;
  3. информационная продукция для детей, возраста двенадцати лет;
  4. информационная продукция для детей, возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Согласно части 1 статьи 12  Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

К рекламе зрелищных мероприятий законодательством Российской Федерации установлено требование об обязательном указании в рекламе категории информационной продукции, при этом обозначение категории знаком информационной продукции должно соответствовать требованиями части 1 статьи 12  Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Однако в нарушение данной нормы размещенная в газете «Омская правда» № 14 (25317)  реклама сопровождалась знаком информационной продукции «5+».

В классификации знаков информационной продукции, содержащейся в части 1 статьи 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», отсутствует такой знак  информационной продукции, как «5+», следовательно, размещение рекламы информационной продукции с обозначением категории информационной продукции не предусмотренным Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» знаком информационной продукции свидетельствует о несоблюдении требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

БУ «Редакция газеты  «Омская правда» в силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В отзыве на определение от 06.05.2019 № 01-12/47 БУ «Редакция газеты  «Омская правда» пояснило:  «…Обозначение категории информационной продукции знаком, не соответствующим знакам, установленным Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» было размещено не умышленно – информация была указана  дизайнером в связи с незнанием норм законодательства..

Редакцией проведены дополнительные мероприятия по информированию работников редакции о необходимости соблюдения законодательства о рекламе, о защите детей от информации».

Рассмотрев материалы дела, пояснения директора БУ «Редакция газеты  «Омская правда»,  Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении БУ «Редакция газеты  «Омская правда»  требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы информационной продукции.

Учитывая разовое размещение вышеуказанной рекламы в газете «Омская правда» № 14 (25317) от 10.04.2019, Комиссия Омского УФАС России приняла решение о нецелесообразности выдачи БУ «Редакция газеты  «Омская правда» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Комиссия Омского УФАС России отмечает, что статьей 38 Федерального закона «О рекламе» дифференцирована ответственность рекламодателя, рекламораспространителя, рекламопроизводителя за нарушение требований законодательства Российской Федерации «О рекламе». Вместе с тем указанная статья не возлагает на субъектов рекламной деятельности  ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», что делает невозможным привлечение БУ «Редакция газеты «Омская правда» к административной ответственности за нарушение данной нормы.

 

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу информационной продукции (экскурсий «Открывая космос», «Тайны особняка Кабалкина», «Театральное закулисье ТЮЗа»), распространенную БУ «Редакция газеты  «Омская правда»  (ОГРН 1025500975268, ИНН 5504040259) в газете «Омская правда» № 14 (25317) от 10.04.2019, ненадлежащей, нарушающей требования части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе БУ «Редакция газеты  «Омская правда» не выдавать.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме 15 мая 2019 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны