Решение б/н Нарушение требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального з... от 24 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 055/05/28-820/2021

24 августа 2021 года                                 город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/28-820/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>, далее – ИП <…>) рекламы, нарушающей требования частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

при участии посредством видеоконференцсвязи ИП <…>

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из прокуратуры Кировского административного округа города Омска поступили материалы Сибирского главного управления Банка России (вх. № 7094 от 15.07.2021) по факту распространения ИП <…> на фасаде знания №  7/2 по ул. Дианова в г. Омске рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

В целях полного и всестороннего рассмотрения вышеуказанных материалов, сотрудниками Омского УФАС России 22.07.2021 был осуществлен выезд по указанному адресу, в ходе которого установлено, что на фасаде знания №  7/2 по ул. Дианова в г. Омске размещена рекламная информация следующего содержания:

«ЛОМБАРДиЯ

КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН

0,1 % в день

До 60 дней

Высокая оценка

Без штрафов

Частичный выкуп

<…>».

При этом, как указано в материалах Сибирского главного управления Банка России, «по результатам имеющейся в распоряжении Сибирского ГУ Банка России анализа электронного справочника «2ГИС», установлено, что  ИП <…> продолжает осуществлять деятельность по адресу: г. Омск, ул. Дианова, д. 7/2.

Более того, абонент номера телефона (<…>), указанного в электронном справочнике, подтвердил возможность получения денежных средств под залог ювелирных изделий (1 грамм золота- 2420 рублей) под 0/3% в день по адресу: г. Омск, ул. Дианова, д. 7/2».

Согласно имеющимся в материалах Сибирского главного управления Банка России пояснениям ИП <…>, он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2014 года, «основной вид деятельности «торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами» (ОКВЭД 47.79.3). Осуществляю деятельность по следующим адресам: Герцена 246, Дианова 7/2, Яснополянский проспект 1. Данные помещения арендую у собственников. В своей деятельности использую название магазина «ЛомбардиЯ». Название  магазина «ЛомбардиЯ» помещено на плакатах  между первым и вторым этажах здания, расположенного по адресу Дианова 7/2.

…по адресу Дианова,7/2 размещена следующая информация «0,1 % в день, до 60 дней, высокая оценка, без штрафов, частичный выкуп, тел. 346-786». Данная информация не является деятельностью  по предоставлению потребительских займов, а сделана для привлечения посетителей.

Мы осуществляем работу следующим образом: к нам обращается посетитель с целью получения денег, мы объясняем, что предоставляет деньги с выкупом его имущества, имуществом может служить: сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры и др. цифровая техника, а также золото различных проб. Скупленные вещи в дальнейшем выставляются на продажу, либо их может также приобрести бывший владелец со скидкой, либо уплатив комиссионное вознаграждение. Цена за грамм золота устанавливается рыночной ценой, т.е. курсовой биржей золота.

Доступ к телефонному номеру имею только я, и скорее всего информация мог предоставить только я. Информацию Сибирского главного управления ЦБ РФ о звонке, осуществленном по номеру 346-786 о возможности получения денежных средств под залог ювелирных изделий под 0,3% в день, были восприняты неправильно… имущество, а именно золото, мы скупам и в дальнейшем выставляем  на продажу, либо, как я указал выше, даем первое право выкупить бывшему владельцу свое имущество уплатив комиссионное вознаграждение».

На запрос Омского УФАС России ИП <…> была представлена информация, согласно которой «0,1% в день» означает, что мы удерживаем комиссионное вознаграждение от продажи товаров.

«До 60 дней» подразумевает, что товары мы принимаем до 60 дней, пытаемся продать, в случае, если товар не получается реализовать, тогда никакой комиссии мы не берем, и возвращаем его.

«Высокая оценка» означает, что товары мы покупаем дорого, т.е. даем максимальную сумму относительно наших конкурентов.

«Без штрафов» означает, что если продать товар нам не получается, то товар мы возвращаем и ничего не берем, т.е. нам ничего не оплачивают.

 «Частичный выкуп» подразумевает, если у покупателя нет возможности приобрести сразу товар, тогда он может оформить рассрочку и частично его купить.

Также к пояснениям могу добавить, что на данный момент плакат снят со здания. Прилагаю фото».

Рассмотрев материалы, пояснения ИП <…>, Комиссия не может согласиться с доводами последнего ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к комиссионному магазину «ЛомбардиЯ».  При этом указанные в рекламе условия: «0,1 % в день, До 60 дней, Высокая оценка, Без штрафов, Частичный выкуп» воспринимаются потребителями именно как условия предоставления займов. Таким образом, объектом рекламирования в рассматриваемом случае является не только комиссионный магазин «ЛомбардиЯ», но и оказываемые им услуги, в том числе по предоставлению займов.

В  пункте 5 части 1 статьи 3 Федерального закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности (Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Как указано в материалах Сибирского главного управления Банка России «на текущую дату ИП <…> в перечнях действующих субъектов рынка микрофинансирования отсутствует».

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов наделен ограниченный круг лиц, указанных выше, к которым ИП <…> не относится.

При этом в силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Кроме того, на основании части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на фасаде знания №  7/2 по ул. Дианова в г. Омске.

Учитывая пояснения ИП <…> (вх. № 1146 от 06.02.2020) о том, что «…на данный момент плакат снят со здания…», Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «ЛОМБАРДиЯ  КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН 0,1 % в день До 60 дней Высокая оценка Без штрафов Частичный выкуп 346-786», распространенную 22.07.2021 ИП <…> (ИНН <…>, ОГРНИП <…>) на фасаде знания №  7/2 по ул. Дианова в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования частей 13 и 14 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…

Связанные организации

Связанные организации не указаны