Постановление б/н Нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от «... от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

город Омск

Дело

14 марта 2024 года

                                                № 055/04/14.3-196/2024

 

Врио заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 28.02.2024 и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» (ИНН <…>, ОГРН <…>, адрес: <…>, далее – ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»)

в отсутствие законного представителя ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» И.А. Воронцова, извещенного надлежащим образом,

в присутствии представителя ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» - <…> (доверенность от 14.02.2024 № 153/24)

У С Т А Н О В И Л:

Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.01.2024 по делу № 055/05/5-1478/2023 реклама, распространенная обществом с ограниченной ответственностью микрокредитной компанией «Влияние запада» (далее - ООО МКК «Влияние запада») 19.10.2023 и 27.10.2023 на рекламных конструкциях, установленных на фасадах многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Омск, пр.  К. Маркса, 71 и ул. Труда, д. 5, была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от «О рекламе».

Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Протоколом об административном правонарушении от 28.02.2024 в отношении ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» возбуждено дело № 055/04/14.3-196/2024 по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, установленными протоколом и другими документами, подтверждено следующее.

Омским УФАС России 19.10.2023 выявлен факт размещения на рекламной конструкции, установленной на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, пр.  К. Маркса, 71, информации следующего содержания: «ВЗАИМО·ДЕЙСТВИЕ Займы под ПТС на выгодных условиях Бери и действуй! 40-41-52 sfgroup.ru Агентство финансовых решений ООО МКК «Влияние запада» ИНН 7459006641, ОГРН 1197456001236, КПП 745901001 Рег. номер записи юр. лица в ГОС реестре МФО БАНКА РОССИИ 1903475009166».

Кроме того, факт распространения аналогичной информации зафиксирован 27.10.2023 на рекламной конструкции, установленной на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Труда, д. 5.

По информации Администрации г. Омска, разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Труда, д. 5, выдано ООО «Атлантида».

На запрос Омского УФАС России ООО «Атлантида» была представлена информация, согласно которой «…Компания «Атлантида» является рекламораспространителем по договору № 26/20 от 01 июня 2020 года, заключенному с ООО МКК «Влияние запада». Компания «Атлантида» занимается распространением рекламной информации клиента на основании разрешения № 170-17РМ от 15.09.2017. Также в названном договоре стороны выбрали договорную ответственность, в соответствии с которой за достоверность и содержание рекламы относительно требований законодательства о рекламе и прочих нормативных актов несет Рекламодатель, данная ответственность закреплена в п. 4 Договора.

Однако компания «Атлантида» просит учесть свою позицию при рассмотрении необходимости в возбуждении производства по поводу указанной рекламы.

В Российской Федерации существуют два типа займов под залог автомобиля: когда автомобиль переходит к кредитору и когда остается у владельца. Компания «Влияние запада» предлагает продукт, где автомобиль остается у владельца, что соответствует Гражданскому кодексу РФ.

Компания «Атлантида» считает, что толкование «Заем под ПТС» с точки зрения потребителя соответствует займу под залог автомобиля, при котором автомобиль остается у заемщика. Поэтому считать рекламу «займа под залог ПТС» недостоверной, по мнению компании некорректно».

ООО МКК «Влияние запада» 15.01.2024 представлена информация (вх. № 312-ЭП/24), согласно которой «…Общество считает возможным не согласится с выводом, к которому пришло УФАС при изучении размещенной Обществом рекламной информации на вышеупомянутом баннере по следующим причинам.

Так, Общество просит обратить внимание УФАС на то, что реклама «займов под залог ПТС» в России довольно популярна, а потому финансовые организации активно продвигают данный финансовый инструмент. При этом суть данного продукта в том, что авто как предмет залога, остается у собственника, что не противоречит ч. 1 ст. 338 ГК РФ, которая гласит, что заложенное имущество может остаться у залогодателя. Поэтому на рынке займов существует 2 типа обеспечения, которые в бытовом языке обозначены «под залог авто» (автор остается у залогодержателя) и под залог ПТС (авто остается у залогодателя).

Формально УФАС конечно делает правильный вывод о невозможности передачи в залог только паспорта транспортного средства (документа), однако данный пример показывает классическую проблему рекламных споров, в который проявляется конфликт словарного (буквального) толкования терминов и речевого (бытового). Причем конфликт этот, по мнению Общества, надуман, поскольку любой язык состоит из словаря и речи. Но поскольку в рекламной практике сложился подход, что толкование рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, то квалифицировать рекламу «займа под залог ПТС» как недостоверную, по мнению Общества, некорректно, так как данное выражение активно применяется в бытовом и финансовом обороте.

Примечательно то, что рекламу «ИПОТЕКИ» никто не признает вводящей в
заблуждение потребителя, хотя ипотека - это обеспечение исполнение обязательств в виде залога недвижимого имущества, а не сам кредит (заем) как его представляют в рекламе. То есть, использование данного термина в бытовом понимании не вводит потребителя в заблуждение!

Именно с учетом бытового понимания потребителя такой рекламы Общество, как рекламодатель, использует данный термин - «Заем под ПТС» при рекламировании своих финансовых услуг, т.к. именно по нему осуществляется основной поиск источника займа потребителем…».

Аналогичная информация изложена в ответах ООО МКК «Влияние запада» вх. № 9850-ЭП/23 от 24.10.2023 и вх. № 12313-ЭП/23 от 22.12.2023.

Одновременно ООО МКК «Влияние запада» в адрес Омского УФАС России направлена копия договора № 26/20 от 01 июля 2022 года, заключенного между ООО МКК «Влияние запада» и ООО «Атлантида», согласно пункту 1.1. которого Рекламораспространитель (ООО Атлантида») обязуется оказать услуги по распространению рекламных материалов (монтаж) Рекламодателя (ООО МКК «Влияние запада») с использованием рекламных конструкций, а Рекламодатель обязуется предоставить рекламные материалы для распространения, принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора и приложений к нему.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к ООО МКК «Влияние запада» и оказываемым финансовым услугам («Займы под ПТС»).

При этом указанная информация распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

Текст рекламы содержит информацию о предоставлении займов под залог ПТС, где «ПТС» является общепринятой буквенной аббревиатурой от «паспорт транспортного средства».

Учитывая правовой смысл и содержание понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного и истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара.

После ознакомления с данной рекламой у потребителя создается впечатление о том, что объектом рекламирования является услуга по предоставлению займа под залог паспорта транспортного средства (ПТС) и возможность его получения у рекламодателя, позвонив по телефону 40-41-52.

ПТС (паспорт транспортного средства) – документ, идентифицирующий транспортное средство (пункт 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

ПТС предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Залог отдельных видов имущества может быть ограничен или запрещен законом (часть 1 статья 336 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Учитывая, что предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки, следовательно, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС.

При таких обстоятельствах ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО МКК «Влияние запада» является рекламодателем.

В статье 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ООО МКК «Влияние запада», имея возможность для соблюдения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не приняв все зависящие от Общества меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершило административное правонарушение, ответственность за которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: г. Омск, пр.  К. Маркса, 71 и ул. Труда, д. 5.

Время совершения административного правонарушения: 19.10.2023 и 27.10.2023.

01.02.2024 в адрес Омского УФАС России поступила информация, согласно которой ООО МКК «Влияние запада» 25.01.2024 сменило наименование на ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», что подтверждается записью в Едином государственном реестре юридических лиц.

Протокол по делу об административном правонарушении 055/04/14.3-196/2024 составлен 28.02.2024 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в присутствии представителя ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» <…> (доверенность от 14.02.2024 № 153/24).

Копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлены по юридическому адресу ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» заказным письмом от 29.02.2024 исх. № ТШ/120724, и согласно сведениям, размещенным на сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru, указанное письмо Омского УФАС России (идентификатор почтового отправления 64401060980741) получено адресатом 12.03.2024.

На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» установленных Федеральным законом «О рекламе» требований, а также обстоятельства, вынуждающие Общество действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

При назначении наказания должностным лицом учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность (статьи 4.2 КоАП РФ), должностным лицом признан факт добровольного исполнения ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» предписания об устранении допущенного нарушения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (4.3 КоАП РФ), не выявлено.

Доказательств того, что совершенное ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» правонарушение относится к категории малозначительных и является исключительным случаем, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, положение о возможности замены штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение может быть применено по статье 14.3 КоАП РФ в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, проверки, в ходе которых установлено соответствующее нарушение законодательства о рекламе.

В случае, если дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверки, часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не подлежит применению.

Дело № 055/04/14.3-196/2024 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, возбуждено Омским УФАС России без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, следовательно, в данном случае административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2015 № 38653,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО МКК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» (ИНН <…>, ОГРН <…>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по реквизитам, указанным в платежном поручении, являющимся неотъемлемой частью настоящего постановления. 

При оплате административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номере идентификатора начисления УИН, указанного в назначении платежа, прилагаемого к настоящему постановлению бланка платежного поручения.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Врио заместителя руководителя управления

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны